КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размещение нефтебаз и проводимые на них операции
КЛАССИФИКАЦИЯ, ЗОНЫ И ОБЪЕКТЫ НЕФТЕБАЗ ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Нефть и нефтепродукты хранятся на нефтебазах и складах, которые по их назначению подразделяются на две группы: к первой группе относятся нефтебазы, представляющие собой самостоятельные предприятия; ко второй группе — склады, входящие в состав промышленных, транспортных и других предприятий. Нефтебазы первой группы предназначаются для хранения, перевалки и снабжения нефтепродуктами потребителей промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Нефтебазы второй группы представляют обычно небольшие складские хозяйства и предназначаются для хранения и снабжения нефтепродуктами цехов и других производственных участков данного предприятия или организации (например, хранилища заводов, фабрик, аэропортов, железнодорожных станций и т. п.). Нефтебазы первой группы обычно находятся в ведении АК «Транснефть»; в ряде случаев такими нефтебазами располагают министерства путей сообщения, морского и речного флота. Нефтебазы второй группы подчиняются непосредственно предприятиям, которые их обслуживают, и нефтепродукты, как правило, получают через распределительные или перевалочные нефтебазы первой группы. В зависимости от общего объема нефтебазы первой группы делятся на три категории независимо от характеристики нефтепродуктов и типа резервуаров. При совместном и смешанном хранении в наземных и подземных резервуарах и на площадках хранения нефти в таре общий приведенный объем склада не должен превышать указанное количество, при этом приведенный объем определяется из расчета, что 1 м3 легковоспламеняющихся нефтепродуктов приравнивается к 5 м3 горючих и 1 м3 объема наземного хранения приравнивается к 2 м3 объема подземного хранения. К легковоспламеняющимся относятся нефтепродукты с температурой вспышки паров ниже 61 °С, а к горючим — нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 61 °С. По принципу оперативной деятельности нефтебазы подразделяются на перевалочные и распределительные. К перевалочным относятся нефтебазы, предназначенные для перегрузки (перевалки) нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, являясь, таким образом, основными промежуточными звеньями между районами потребления нефти и нефтепродуктов. К этим нефтебазам относятся также нефтебазы экспортные, перевалочные и др. Перевалочные нефтебазы — это преимущественно крупные нефтебазы I категории; они могут осуществлять перевалку нефтепродуктов как для обеспечения примыкающих к ним районов, так и для поставки в другие районы страны. Распределительные нефтебазы предназначаются для отпуска нефтепродуктов потребителям непосредственно с нефтебазы или путем централизованной поставки. Эти нефтебазы в основном снабжают нефтепродуктами сравнительно небольшие районы, однако они наиболее многочисленны и через них осуществляется непосредственное снабжение нефтепродуктами всего народного хозяйства [20, 21, 40, 43]. Нефтебазы располагаются в морских и речных портах, на железнодорожных магистралях и трассах магистральных нефтепродуктов и в зависимости от этого называются, например, водными и железнодорожными или водно-железнодорожными. Морские или речные перевалочные водные нефтебазы осуществляют прием нефти и нефтепродуктов, поступающих по воде крупными партиями, для последующего распределения и отправки железнодорожным или трубопроводным транспортом потребителям и распределительным нефтебазам и, наоборот, для получения нефтепродуктов с железной дороги или с магистральных трубопроводов для налива судов. Железнодорожные перевалочные нефтебазы и наливные станции, размещаемые на магистральных нефтепродуктопроводах, осуществляют соответственно прием нефтепродуктов с железной дороги или от трубопровода с последующей отгрузкой их распределительным нефтебазам или непосредственно потребителям железнодорожным или водным транспортом.
Кроме указанных имеются глубинные нефтебазы, которые сооружаются для снабжения отдаленных районов при отсутствии железнодорожных, водных и трубопроводных коммуникаций. Доставка на них нефтепродуктов от питающих нефтебаз в этом случае производится автомобильным транспортом. Нефтебазы и склады при нефтеперерабатывающих заводах называют товарно-сырьевыми базами (резервуарными парками). Назначение резервуарных парков — принимать сырую нефть с железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта при хранении необходимого запаса нефти и подачи ее на завод для переработки. Товарные парки предназначаются для приема по трубопроводу готовых нефтепродуктов завода, для хранения оперативного запаса и отправки всеми видами транспорта на перевалочные и распределительные нефтебазы. Территорию нефтебазы (рис. 6.1) обычно разбивают на следующие зоны с примерным размещением в них зданий и сооружений: I — зона железнодорожных нефтегрузовых операций с размещением в ней железнодорожных сливно-наливных устройств, насосных, сливных резервуаров, тарных хранилищ, погрузочно-разгрузочных площадок, лабораторий, помещений для сливщиков и наливщиков и других объектов, связанных со сливно-наливными операциями; II — зона водных нефтегрузовых операций с размещением в ней причалов, насосных и других объектов, связанных с операциями по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов; III — зона хранения для размещения резервуаров, газосборников, теплообменников, насосных; IV— оперативная зона, в которой отпускают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки; в нее входят разливочные, расфасовочные, насосные, тарные хранилища, площадки порожней тары, наливные колонки, погрузочные площадки, установки по затариванию, осветлению и регенерации отработанных масел; V — зона вспомогательных сооружений, в которой размещают механические и сварочные мастерские, бондарные, пропарочные установки, площадки для хранения клепки, электростанции, трансформаторные подстанции, котельные, кузницы, склады материалов и топлива, диспетчерские пункты, а также лаборатории и конторы грузовых операций, обслуживающие сливно-наливные причалы; VI — зона административно-хозяйственных зданий и сооружений для контор (офиса), проходных, гаражей и здания охраны; VII — зона очистных сооружений с комплексом сооружений для сбора и очистки производственных и ливневых вод (песко- и нефтеловушки, иловые площадки и др.). Для сообщения между зонами и прилегающими районами на территории нефтебазы устраивают автогужевые дороги, пожарные проезды и выезды на дороги общего пользования или на тупиковые подъезды к нефтебазе. Площадки расположения производственных и вспомогательных объектов ограждают, причем жилые дома и общественные здания размещают за ограждением нефтебазы. Зоны и сооружения размещают с учетом максимального сокращения протяженности дорог, трубопроводных технологических коммуникаций, водопроводных, канализационных сетей, линий электропередач и т. д. Одна из основных производственных характеристик нефтебаз — грузооборот, т. е. количество принятых и отпущенных нефтяных грузов (нефти и нефтепродуктов). Грузооборот нефтебазы устанавливают в зависимости от ее основного назначения. Величину грузооборота определяют следующим образом: для перевалочных нефтебаз — на основе общих схем нефтяных грузопотоков, разрабатываемых с учетом производственных и других связей между районами и крупными потребителями; для распределительных нефтебаз — на основе потребности в нефтепродуктах тяготеющих к ним районов с учетом более рационального соотношения между снабжением потребителей через нефтебазы и транзитом (минуя нефтебазы), т. е. доставкой нефтепродуктов с мест производства непосредственно в емкости потребителя.
Нефтебазы размещают в зависимости от того, к какой группе и категории относится данная нефтебаза. Нефтебазы первой группы как самостоятельные предприятия размещают на специально отведенной территории в соответствии с генеральным планом застройки и реконструкции данного района и увязывают с железнодорожными, водными и береговыми устройствами. Нефтебазы, относящиеся ко второй группе, т.е. обслуживающие данное промышленное предприятие, размещают в непосредственной близости от предприятия или на его территории. При определении площади территории нефтебазы предусматриваются возможности ее расширения и другие условия, согласно нормам и техническим условиям проектирования [5, 13]. При расположении нефтебаз на площадках, удаленных от населенных пунктов, промышленных предприятий или железнодорожного полотна организованного движения поездов на расстоянии менее 200 м и имеющих более высокие отметки по сравнению с отметками территорий этих объектов, предусматриваются мероприятия по их защите от разлива жидкостей при аварии резервуаров. Как правило, нефтебазы размещают вне городской черты, соединяют с дорогами общего пользования, причем расположение их должно быть увязано с железнодорожными, водными и береговыми устройствами. Нефтебазы, возводимые у берегов рек, как правило, размещают ниже (по течению) пристаней, речных вокзалов, крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота, гидроэлектростанций, гидротехнических сооружений, судостроительных и судоремонтных заводов и мостов на расстоянии от них не менее 100 м. Однако при расположении нефтебаз на расстоянии более 200 м от берега реки соблюдать это правило не обязательно. При невозможности расположения складов ниже по течению реки допускается размещать их выше по течению реки от указанных объектов на расстоянии: а) для нефтебаз I категории — 3000 м; б) для нефтебаз II категории — 2000 м; в) для нефтебаз III категории — 1500 м от гидроэлектростанций, судостроительных и судоремонтных заводов и 1000 м от всех остальных объектов. Во всех случаях выбора площадок под новое строительство нефтебаз учитывают возможность обеспечения требуемых разрывов между зданиями и сооружениями базы, так и между окружающими ее зданиями и сооружениями. Кроме того, стремятся, чтобы все подъездные пути (автомобильные дороги, железнодорожные ветки — тупики), а также водоводы и линии подводящих электропередач были минимальной протяженности и капитальные затраты и расходы на их обслуживание были бы наименьшими. На нефтебазах выполняются различные технологические операции по хранению и перекачке нефти и нефтепродуктов. Характер и масштаб этих операций зависят от особенностей данной нефтебазы — от назначения, объема хранения и транспорта и от других требований, предъявляемых к ее производственной деятельности. В процессе эксплуатации нефтебаз выполняются как основные операции, связанные непосредственно с хранением и перекачкой нефти, так и вспомогательные операции, способствующие нормальной эксплуатации. К основным технологическим операциям относятся: 1) прием нефти и нефтепродуктов с железнодорожного и водного транспорта, а также из магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (в отдельных случаях на нефтебазах небольшого объема осуществляется прием и с автомобильного транспорта); 2) хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах (в бочках и мелкой таре); 3) налив в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда; 4) перекачка по трубопроводам на предприятия, головные и раздаточные станции; 5) отпуск в автомобильный транспорт через наливные колонки и в таре; 6) ремонт и производство бочкотары. К вспомогательным операциям относятся: 1) внутрискладские перекачки, осуществляемые при необходимости перемещения нефтепродукта из одного резервуара в другой в случае смены сорта или смешения, опорожнения при зачистке и ремонте или в случае пожара и т. п.; 2) подогрев вязких нефтепродуктов в резервуарах, железнодорожных цистернах, а также подогрев трубопроводов, транспортирующих эти жидкости, во избежание их застывания в трубах; 3) отстой нефтепродуктов и отвод отстойной подтоварной воды в канализационную систему; 4) регенерация отработанных масел и их осветление; 5) все операции, проводимые на подсобно-производственных объектах (котельные, водонасосные и др.); 6) опорожнение и очистка трубопроводов.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |