Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объемлющее 4 страница




В этническом разделении выделяются следующие процессы:

этническая парциация — разделение единого этноса на несколько частей (например, древнерусский этнос выделил русских, украинцев, белорусов), причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым;

этническая сепарация — отделение от какого-то этноса его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Процесс этнической сепарации может быть вызван пе­реселением какой-нибудь группы исходного этноса, разделе­нием этнической территории государственными границами, религиозным обособлением этнической группы и др. (напри­мер, расселение полинезийских народов). Примером этничес­кой сепарации, возникшей в результате политического отме­жевания части этноса от основного, может служить отделение валлонов от французов, корсиканцев от итальянцев и др.

16. Методы исследования этногенеза

Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингви­стики позволяют заглянуть в ранние этапы этногенеза.

В этногенетических исследованиях велико значение данных антропологии, в которой используются результаты классифика­ции рас и народов мира по антропологическим типам. По мере обращения ко все более древним этногенетическим процессам значение антропологических данных возрастает.

Для исследования проблем этногенеза используют также дан­ные археологии, которая дает возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории и адекватно описывает материальную культуру этноса и некоторые аспекты его духовной культуры. Данные археологии также дают возможность показать, откуда при­шел народ, интенсивность его культурных контактов, приспособ­ленность к местным физико-географическим условиям.

В ряду данных для этногенетических исследований суще­ственное значение имеют письменные источники, хотя они ис­торически ограничены, и фольклор. В них особое внимание уделяется этнонимам (именам народов) и топонимам (названиям географических объектов). Данные этногенетических исследова­ний, полученные в результате применения комплексного подхо­да, дают возможность проследить внешнюю историю этноса, его происхождение, развитие и контакты с другими народами.

17. Этапы этногенеза

На раннем этапе этногенеза популяции были малочисленны, эндогамны (браки заключались в пределах одной группы) и от­носительно оседлы (т.е. кочевали в рамках своей территории). Замкнутость популяции была относительной и иногда включала инородных членов. В пределах этих популяций закреплялись различные способы обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось особое самосознание (в рам­ках противопоставления свой — чужой).

Однако этногенез не был бы возможен без антропогенеза — процесса формирования физического типа Homo sapiens. Пер­вые люди появились на нашей планете около миллиона лет назад на востоке и юге африканского континента, откуда авст­ралопитеки распространились по другим частям света. Внеш­не они мало отличались от высших обезьян, но были прямо­ходящими.

Следующая ступень антропогенеза — питекантропы, жив­шие в раннем палеолите (от 200-600 тыс. лет назад), и неан­дертальцы (40-200 тыс. лет назад — средний палеолит). Пос­ледний вид древнего человека — кроманьонец (около 40 тыс. лет назад). Он в совершенстве владел техникой обработки камня и изготовления орудий труда. У кроманьонцев уже существова­ло разделение труда в зависимости от пола, возраста и способ­ностей каждого индивида. Этот исторический период позднего палеолита характеризуется появлением первобытного искусст­ва — наскальной живописи, женских статуэток.

Ледниковая эпоха (плейстоцен), которая значительно изме­нила климат нашей планеты, закончилась 10 тыс. лет до н.э. Исчезли некоторые крупные млекопитающие и растения, состав­лявшие существенную часть пищевого рациона древних людей. Изменение условий существования наших предков привело к крупным сдвигам в образе жизни и поведении первых людей. Они, в частности, научились производить продукты питания.

Итак, антропогенез — процесс появления и эволюции пер­вобытных людей, разделяющийся на следующие этапы:

1)гипотетический общий предок человека и обезьяны;

тип примата (объем мозга 400-500 см3, прямоходящий, жил семейными группами в Восточной Африке);

3) Australopithecus africanus — тип «африканус» (объем моз­га 400-500 см, жил общественными группами);

4) Australopithecus robustus — тип «робистус» (объем мозга 530 см3);

5) Homo habilis — человек умелый (использовал орудия тру­да, объем мозга 600-800 см3); л

6) Homo erectus — человек прямоходящий (широко рассе­лился по планете, объем мозга 750—1250 см3);

7) Homo sapiens — человек разумный (объем мозга 1200— 1700 см3), известен в антропологии, под названием «кромань­онец».

Если судить по объему мозга, то разум человека складывал­ся постепенно и именно труд был основой формирования созна­ния человека. Однако это лишь косвенный показатель, не объяс­няющий развития внутреннего мира человека, появления абстрак­тного мышления. Постепенно у человека появляется способность к мысленному наложению на регулярные события своего отноше­ния и типа поведения. Это способствовало развитию человечес­кого сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.