Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Поппер




М. ШЛИК

Само собой понятно, что слово проверяемость должно подразуме­ваться только принципиально, так как смысл предложения, есте­ственно, зависит не от того, способствуют или мешают обстоятель­ства, при которых мы отказываемся от фактической верифика­ции. Высказывание “на той стороне Луны есть горы высотой 63000 метров” без сомнения является осмысленным, хотя у нас отсутст­вуют технические средства для его верификации. И оно останется столь же осмысленным, если даже мы узнаем из каких-то науч­ных соображений, что человек никогда не достигнет обратной сто­роны Луны. Верификация всегда остается мыслимой, мы в состоя­нии всегда указать, какие данные мы должны пережить, чтобы до­стичь решения; она логически возможна, и всегда может быть поставлен вопрос о фактической выполнимости.

Шлик М. Позитивизм и реализм // Познание. Т. III. — 1932/33. — С. 7 —8.

Законы природы не имеют характера предложений, которые или истинны, или логичны, но являются скорее инструкциями, как формулировать также предложения... Законы природы не явля­ются общими выводами, поскольку они не могут быть верифици­рованы в каждом случае, они скорее являются указаниями, пра­вилами поведения для исследователя, ищущего дорогу в мире и предсказывающего некоторые факты... Не следует забывать, что наблюдение и эксперимент суть деятельности, с помощью кото­рых мы вступаем в опосредованный контакт с природой. Отноше­ния между природой и нами находят свое выражение в предложе­ниях, которые имеют грамматическую форму, но действительный смысл которых состоит в том, что они являются указаниями воз­можного действия.

Шлик М. Избранные сочинения.1938. — С. 422.

14.3. Концепция науки в критическом рационализме

“Что есть истина?” — В этом вопросе, произносимом тоном убеж­денного скептика, который заранее уверен в несуществовании от­вета, кроется один из источников аргументов, приводимых в защи­ту релятивизма. Однако на вопрос Понтия Пилата можно ответить просто и убедительно, хотя такой ответ вряд ли удовлетворяет на­шего скептика. Ответ этот заключается в следующем: утвержде­ние, суждение, высказывание или мнение истинно, если, и только если, оно соответствует фактам.


Что же однако мы имеем в виду, когда говорим о соответст­вии высказывания фактам? Хотя наш скептик, или релятивист, пожалуй, скажет, что на этот вопрос также невозможно ответить, как и на первый, на самом деле получить на него ответ столь же лег­ко. Действительно, ответ на этот вопрос нетруден — и это неудивительно, особенно если учесть тот факт, что любой судья предпола­гает наличие у свидетеля знания того, что означает истина (в смыс­ле соответствия фактам). В силу этого искомый ответ оказывается почти что тривиальным.

В некотором смысле он действительно тривиален. Такое за­ключение следует из того, что, согласно теории Тарского, вся пробле­ма заключается в том, что мы нечто утверждаем или говорим о вы­сказываниях и фактах, а также о некотором отношении соответствия между высказываниями и фактами, и поэтому решение этой пробле­мы также состоит в том, что нечто утверждается или говорится о вы­сказываниях и фактах, а также о некотором отношении между ними…

Поппер К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 379—382.

Начальная стадия, акт постижения или изобретения теории, ка­жется мне, не требует логического анализа и не допускает его. Во­прос о том, как происходит, что новая идея является человеку, может быть весьма интересным для эмпирической психологии, но он не имеет значения для логического анализа научного знания. По­следний имеет дело не с вопросами факта, но только с вопросами оправдания или законности. Его вопросы таковы: может ли быть оправдано данное утверждение: и если да, то как? проверяемо ли оно? зависит ли оно логически от некоторых других утверждений? Или оно возможно противоречит им. Для того, чтобы утверждение могло быть таким образом логически исследовано, оно должно уже быть нам представлено. Кто-то должен уже его сформулировать и представить на логическое исследование.

Поппер К. Логика научного открытия. — Лондон, 1960.С. 31.

Любое базисное предложение может в свою очередь быть подвергнуто испытанию, причем в качестве пробного камня используется любое из базисных предложений, которое может быть из него вы­ведено с помощью проверяемой теории или какой-либо иной. Эта процедура не имеет естественного конца. Таким образом, если ис­пытание должно нас куда-либо вести, то не останется ничего бо­лее, как остановиться в том или ином месте и сказать, что в данное время мы удовлетворены.

Поппер К. Логика научного открытия. — Лондон, 1960. —С. 104.


Наука и есть система надежных или хорошо обоснованных предло­жений; она и не система, которая устойчиво движется к состоянию окончательного ранга науки — не знание (epistm): оно никогда, да и не может претендовать на достижение истины или даже ее замены, такой, как вероятность.

Поппер К. Логика научного открытия.

— Лондон, I960. —С. 278.

Наука никогда не преследует иллюзорной цели сделать свои отве­ты окончательными или даже вероятными. Она движется скорее к бесконечной и все же достижимой цели — всегда открывать новые, более глубокие и общие проблемы и подвергать свои всегда проб­ные ответы все более новым и острым испытаниям.

Поппер К. Логика научного открытия.

— Лондон, I960. —С. 281.

Т. КУН

Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные до­стижения, которые в течение определенного времени дают научно­му сообществу моде ль постановки проблем и их решения.

Кун Т. Структура научных революций.М., 1977. —С. 11.

Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований, приме­ры, которые включали закон, теорию, их практическое примене­ние и необходимое обоснование — все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.

Ученые, научная деятельность которых строится на осно­ве одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляет со­бой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления в ис­следовании.

Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977.С. 29.

Нормальная наука состоит в реализации намеченной в парадигме перспективы. Ее задача установление значительных фактов, сопо­ставление фактов и теории, разработка теории. Цель нормальной науки постоянное расширение пределов научного знания и его уточнение.

Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977.— С. 45.


Научное открытие начинается с обнаружения аномалии, которая не согласовалась с утвердившейся парадигмой. Открытие чаще всего — это не однотактное событие, а длительный процесс. Вос­приятие этих открытий учеными приводит к смене парадигмы, что часто встречает сопротивление.

Кун Т. Структура научных революций, — М., 1977. — С. 86.

Следующие друг за другом парадигмы по разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов. Но парадигмы отличаются более чем содержанием, они являются источником ме­тодов, проблемных ситуаций и стандартов решения, принятых не­ким научным сообществом. Субстанциональные различия, измене­ния в стандартах, которыми определяются проблемы, понятия и объяснения могут преобразовать науку.

Кун Т. Структура научных революций. —М., 1977. —С. 142.

Принятию новой Парадигмы должен предшествовать кризис. Но са­мого по себе кризиса недостаточно. Должна быть основа (хотя она мо­жет не быть рациональной, ни до конца правильной) для веры в ту те­орию, которая избрана в качестве кандидата на статус парадигмы. Что-то должно заставить по крайней мере нескольких ученых почув­ствовать, что новый путь избран правильно, и иногда это могут сде­лать только личные и нечеткие эстетические соображения.

Требуется выбор между альтернативными способами науч­ного исследования, причем в таких обстоятельствах, когда реше­ние должно опираться больше на перспективы в будущем, чем на прошлые достижения. Тот, кто принимает парадигму на ранней стадии, должен часто решаться на такой шаг, пренебрегая доказа­тельством, которое обеспечивается решением проблемы. Другими словами, он должен верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большого круга проблем, с которыми она встретится, зная при этом, что старая парадигма потерпела неудачу при ре­шении некоторых из них. Принятие решения такого типа может быть основано только на вере.

Кун Т. Структура научных революций. — М.,1977. — С. 207.

Но если парадигма все-таки приводит к успеху, то она неизбежно приобретает первых защитников, которые развивают ее до того момента, когда могут быть созданы и умножены более трезвые ар­гументы. И даже эти аргументы, когда они находятся, не являются решающими, каждый в отдельности. Поскольку ученые — люди благоразумные, тот или другой аргумент в конце концов убеждает многих из них. Но нет такого единственного аргумента, которой мо­жет или должен убедить их всех. То, что происходит, есть скорее значительный сдвиг в распределении профессиональных склонно­стей, чем предубеждение всего научного сообщества.

Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. —С. 208.


I Какова же характеристика научных сообществ?] Интерес к про­блемам, объясняющим природные процессы. Этот интерес должен быть глобальным, но в то же время проблемы, над которыми рабо­тает ученый, должны быть более или менее частными. Решения, которые удовлетворяют его, должны быть приемлемы в качестве решения для других. Однако группа, которая разделяет эти реше­ния, не может быть выделена произвольно из общества как целого, но скорее представляет собой правильное, четко определенное со­общество профессиональных ученых — коллег. Запрет обращать­ся к властям или широким массам народа, чтобы они были арбитра­ми в научных спорах. Только компетентная профессиональная группа может быть таким арбитром.

Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977. —С. 220.

Чтобы понять, почему наука развивается, нужно не распутывать де­тали биографий или особенности характеров, которые приводят каждого индивидуума к тому или иному частному выбору теории (хотя этот вопрос сам по себе интересен). Следует уяснить способ, по­средством которого специфическая система общепринятых ценнос­тей взаимодействует со специфическими опытными данными, при­знанными сообществом специалистов с целью обеспечения гаран­тии, что большинство членов группы будут в конечном счете считать решающей какую-либо одну систему аргументов, а не другую.

Кун Т. Структура научных революций.М., 1977. — С. 260—261.

И. ЛАКАТОС

Согласно моей методологической концепции, исследовательские программы являются величайшими научным(и достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна иссле­довательская программа (прогрессивная) вытесняет другую.

В соответствии с моей концепцией, фундаментальной еди­ницей оценки должна быть не изолированная теория или совокуп­ность теорий, а “исследовательская программа”. Последняя вклю­чает в себя конвенциально принятое (и потому “неопровержимое” согласно заранее избранному решению) “жесткое ядро” и “пози­тивную эвристику”, которая определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предви­дит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры — все это в соответствии с заранее разработанным пла­ном. Ученый видит аномалии, но поскольку его исследовательская программа выдерживает их натиск, он может свободно игнориро­вать их. Не аномалии, а позитивная эвристика его программы — вот что в первую очередь диктует ему выбор проблем. И именно


тогда, когда активная сила позитивной эвристики ослабевает, ано­малиям может быть уделено большее внимание. В результате мето­дология исследовательских программ может объяснить высокую степень автономности теоретической науки…

Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпиричес­кий рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказы­вать новые факты (“прогрессивный сдвиг проблемы”); программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпириче­ского роста, то есть когда она дает только, запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и от­крываемых конкурирующей программой (“регрессивный сдвиг проблемы”). Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая программа может быть устранена...

В рамках исследовательской программы некоторая теория мо­жет быть устранена только лучшей теорией, то есть такой теорией, которая обладает большим эмпирическим содержанием, чем ее предшественница, и часть этого содержания впоследствии под­тверждается.

Лакатос И. История науки и ее реконструкция // Структура и развитие науки. — М., 1978.

П. К. ФЕЙЕРАБЕНД

Модель, лежащая в основе моей концепции, имеет своей целью максимальную проверяемость нашего знания...

Основным положением моей концепции является принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и об­щепризнанными. Любая методология, принимающая этот прин­цип, будет познаваться плюралистической методологией. Теории, созданные в соответствии с этим принципом, будут называться альтернативами по отношению к уже существующей теории.

Суммируя ранее сформулированные аргументы в пользу пролиферации, мы можем сказать следующее: 1) Ни одна теория никогда не согласуется (за пределами ошибок исчисления) с имею­щимися данными. Поэтому если мы хотим вообще жить без всякой теории, мы должны иметь средства фиксации определенных от­клонений от данной теории и средства выбора из океана “побочных помех”, окружающих каждую теорию. Такими средствами явля­ются альтернативы. 2) Теории согласуются с фактами (которые следует отличать от наблюдений) только в определенной степени, конечно, всякий был бы весьма удивлен, если бы нашлась такая


теория, которая охватывала бы совершенно все факты. Некоторые несоответствия теории фактам обычно считают очевидными. Однако существуют и такие случаи, когда те или иные физические за­коны мешают усмотреть такое несоответствие. Если же мы нахо­дим теорию, которая фиксирует это несоответствие, которая в состоянии повторить прошлые успехи признанной точки зрения и которая имеет новые и независимые свидетельства в свою пользу, то мы получаем хорошее основание для того, чтобы отбросить при­знанную точку зрения, несмотря на ее успехи. Альтернативы как раз и являются теориями описанного вида. 3) Нет необходимости говорить о психологических преимуществах, вытекающих из ис­пользования альтернатив. Действительно, если мышление ограни­чено рамками одной-единственной теории, оно может не заметить ее наиболее уязвимых слабостей.

Фейерабенд Пол К. Ответ на критику (комментарий к статьям Дж. Дж. Смарта, У. Селларса и X. Патнэма) // Структура и развитие науки. — С.149—421.

 

 


тема 15

Современный философский
иррационализм: решение проблем бытия,

познания, человека и личности в различных

школах и течениях

15.1. “Философия жизни”

А. ШОПЕНГАУЭР

...По моему мнению, всякая философия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный предмет ее изучения, она по существу своему только размышляет и исследует, а не пред­писывает. Становиться же практической, руководить поведени­ем, перевоспитывать характер — это ее старые притязания, от которых она теперь, созрев в своих взглядах, должна бы, наконец, отказаться.

...Мы того мнения, что все те, как от звезды небесной, далеки еще от философского познания мира, кто думает, будто можно как-нибудь исторически постигнуть его сущность, хотя бы это и было очень тонко замаскировано; а так все думают все те, кто в своем воз­зрении на сущность мира допускает как бы то ни было становление или ставшее, или то, что станет...

Истинное философское воззрение на мир, то есть то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и таким образом вы­водит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда и за­чем, а всегда и всюду интересует его только что мира...

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //

Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3.

— М., 1971. — С. 694—696.

...Всякое счастье имеет лишь отрицательный, а не положитель­ный характер... поэтому оно не может быть прочным удовлетворе­нием и удовольствием, а всегда освобождает только от какого-нибудь страдания и лишения, за которым должно последовать или


новое страдание…, или беспредметная тоска и скука, — это нахо­дит себе подтверждение и в верном зеркале сущности мира и жизни — в искусстве, особенно в поэзии. Всякое эпическое или драматическое произведение может изображать только борьбу, стремление, битву за счастье, но никогда не само счастье, постоянное и окончательное. Оно ведет своего героя к цели через тысячи затруднений и опасностей, но как только она достигнута, занавес быстро опускается...

...Судьба, точно желая к горечи нашего бытия присоеди­нить еще насмешку, сделала так, что наша жизнь должна заклю­чать в себе все ужасы трагедии, но мы при этом лишены даже возможности хранить достоинство трагических персонажей, а обречены проходить все детали жизни в неизбежной пошлости характеров комедии...

...Легко понять, как блаженна должна быть жизнь того, чья тюля укрощена не на миг, как при эстетическом наслаждении, а на­всегда и даже совсем погасла вплоть до той последней тлеющей ис­кры, которая поддерживает тело и потухнет вместе с ним. Такой человек, одержавший наконец решительную победу после долгой и горькой борьбы с собственной природой, остается еще на земле лишь как существо чистого познания, как неомраченное зеркало мира. Его ничто уже не может удручать, ничто не волнует, ибо все тысячи нитей хотения; которые связывают нас с миром и в виде алчности, страха, зависти, гнева влекут нас в беспрерывном стра­дании туда и сюда, эти нити он обрезал...

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3.

— М.,1971. — С. 698—700.

...Идея постигается только путем описанного выше чистого созер­цания, которое совершенно растворяется в объекте, и сущность ге­ния состоит именно в преобладающей способности к такому со­зерцанию; и так как последнее требует совершенного забвения собственной личности и ее интересов, то гениальность не что иное, как полная объективность, то есть объективное направление духа и противоположность субъективному, которое обращено к собст­венной личности, то есть воле. Поэтому гениальность — это способ­ность пребывать, в чистом созерцании, теряться в нем и освобож­дать познание, сначала существующее только для служения воле, — освобождать его от этой службы, то есть совершенно упускать из виду свои интересы, свои желания и цели, на время вполне совле­кать с себя свою личность, для того чтобы остаться только чистым познающим субъектом, светлым оком мира...

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3.

— М.,1971. — С. 691—692.


Ф. НИЦШЕ

Мученичество философа, когда он “жертвует собою ради правды”, заставляет выйти на поверхность все, что есть в нем от актера и агитатора, и если предположить, что до сих пор на него смотрели с эстетическим любопытством, то в отношении многих философов порой понятно опасное желание видеть их в вырождении (когда они выродятся в “мучеников”, вопящих с подмостков и трибун). Только что с таким желанием в груди надо всякий раз ясно созна­вать, что суждено тебе увидеть, — лишь сатирову драму, лишь фарс в завершение спектакля, лишь непрекращающееся доказа­тельство того, что настоящая длинная трагедия уже закончилась. При условии, однако, что всякая философия, пока она возникает, есть длинная трагедия...

Ницше Ф. По ту сторону добр и зла // Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 126—127, 136—137, 144.

...На какую философскую позицию ни становись, в наши дни с любо­го места видно: мир, в котором мы (как полагаем) живем, ошибочен, и это самое прочное и надежное, что еще способен схватывать наш взгляд, — мы находим основание за основанием в подтверждение этого, и они готовы увлечь нас — побудить нас строить предположе­ния относительно начала обмана, что заключен в самой “сущности вещей”. Однако, кто винит во лживости мира само наше мышление, следовательно, “дух”, — таков почетный выход из положения, к ка­кому прибегает, сознательно или бессознательно, всякий advocatus del — кто считает, что этот мир вместе с временем, пространством, формой и движением неверно раскрыт мышлением, тот обладает по меньшей мере достаточным поводом проникнуться наконец недове­рием к самому мышлению: не оно ли играло с нами самые скверные шутки? И кто поручится, что и сейчас оно не продолжает все то же самое? Говоря вполне серьезно: есть нечто трогательное в невин­ности мыслителей, нечто внушающее благоговейные чувства, поз­воляющее им даже и сегодня обращаться к сознанию с просьбой давать честные ответы...

Ницше Ф. По ту сторону добр и зла // Вопросы философии. — 1989. — №5.— С. 131—133, 142—143, 110.

Происхождение познания. На протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего кроме заблуждений; не­которые из них оказывались полезными и поддерживающими род. Кто наталкивался на них или наследовал их, тот вел удачную борь­бу за себя и свое потомство. Подробные ложные верования, переда­вавшиеся все дальше и дальше по наследству, и, наконец, ставшие почти родовой основой человека, суть, например, следующие: су­ществуют постоянные вещи; существуют одинаковые вещи; суще­ствуют вещи, вещества, тела; вещь есть то, что она кажется, наша


воля свободна; то, что хорошо для меня, хорошо и в себе и для себя. Лишь гораздо позже выступили отрицатели и скептики таких поло­жений, — лишь гораздо позже выступила истина, как бессильней­шая форма познания. Казалось, что с нею жить невозможно, наш организм был устроен в противоположность ей; все его высшие функции, восприятия органов чувств и вообще всякого рода ощу­щения действовали в контакте с теми испокон веков усвоенными ос­новными заблуждениями. Более того: положения эти стали даже нормами познания, сообразно с которыми отмерялось “истинное” и “ложное” — вплоть до отвлеченнейших областей чистой логики. Итак: способность познания лежит не в степени его истинности, а в его старости, его органической усвоенности, его свойстве быть усло­вием жизни. Где жизнь и познание казались противоречащими друг другу, там никогда ничто не оспаривалось всерьез; там отрица­ние и сомнение считалось безумием. Те исключительные мыслите­ли, которые подобно элеатам, хоть и устанавливали противоречия в естественных заблуждениях и упорно настаивали на этом, все-таки верили в то, что с этой противоположностью можно жить: они выду­мали мудреца как человека не подверженного никаким изменени­ям, безличного, универсального в своем созерцании, который есть одновременно одно и все и наделен особой способностью для этого вывернутого наизнанку познания; они полагали, что их познание есть в то же время принцип жизни. Но чтобы утверждать все это, они должны были обманывать себя по части собственного своего со­стояния: им приходилось измышлять себе безличность и постоян­ство без перемен, недооценивать сущность познающего, отрицать силу влечений в познании и вообще понимать разум как совершен­но свободную, из себя самой возникающую активность; они закры­вали глаза на то, что и им удалось прийти к своим положениям, про­тивореча расхожему мнению или стремясь к покою, к единолично­му обладанию, к господству, с дальнейшим уточнением честности и скепсиса невозможным стало, наконец, существование и этих лю­дей; их жизнь и суждения равным образом оказались зависимыми от древнейших влечений и основных заблуждений всякого чувст­венно воспринимаемого бытия. — Эта более рафинированная чест­ность и скепсис возникают повсюду, где два противоположных по­ложения оказались применимы к жизни, поскольку оба уживались с основными заблуждениями, и где, стало быть, можно было спо­рить о большей или меньшей степени их полезности для жизни. Равным образом повсюду, где новые положения хоть и не оказыва­лись для жизни полезными, но по крайней мере, не причиняли ей вреда, будучи обнаружениями склонности к интеллектуальным иг­рам, невинными и блаженными, подобно всяким играм. Постепенно человеческий мозг наполнялся такими суждениями и убеждения­ми; в этом клубке возникало брожение, борьба и жажда власти. Не только польза и удовольствие, но и всякий род влечения принимал


участие в борьбе за “истины”; интеллектуальная борьба стала за­нятием, увлечением, призванием, долгом, достоинством, — позна­ние и стремление к истинному заняли, наконец, особое месте в ряду прочих потребностей. Отныне не только вера и суждение, но и испы­тание, отрицание, недоверие, противоречие стало властно; все злые инстинкты были подчинены познанию и поставлены ему на службу, отполированные под что-то дозволенное, почтенное, полезное и, на­конец, визуально невинное и доброе. Познание, таким образом, ста­новилось неким подобием самой жизни, и как жизнь некой посто­янно возрастающей властью, пока, наконец, не столкнулись друг с другом накопленный опыт и те древнейшие основные заблужде­ния, то и другое уже как жизнь, как власть, то и другое в одном и том же человеке. Мыслитель: нынче это существо, в котором влечение к истине и те жизнесохранительные заблуждения бьются своим первым боем, коль скоро и стремление к истине доказало себя как некую жизнеохранительную власть. По сравнению с важностью этой борьбы все прочее безразлично...

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Т.1. — М., 1990. — С. 583—585.

 

Прийдя в ближайший город, лежащий за лесом, Заратустра нашел там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему было обещано зрелище — плясун на канате. И Заратустра говорил так народу:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверх человека: посмешищем или мучительным позором. Вы со­вершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от чер­вя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверх-человек — смысл земли. Пусть же ваша воля гово­рить: да будет сверхчеловек смыслом земли!...

...Человек — это канат, натянутый между животным и сверх­человеком — канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обра­щенный назад, опасны страх и остановка.



В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель

...Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек.

И так говорил Заратустра к народу:

Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей.

Его почва еще достаточно богата для этого. Но эта почва бу­дет когда-нибудь бедной и бесплодной, и ни одно высокое дерево не будет больше расти на ней.

Горе! Приближается время, когда человек не пустит более Стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать...

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Т. 2. — М., 1990. — С. 811.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.