Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 19 страница




думать, что при определенных условиях самонасыщения глубина трехмерных

зрительных структур должна уменьшаться. Что это действительно так, легко

показать, предъявляя в стереоскоп две слегка диспаратные проекции трехмерного

объекта, которым придается соответствующее "направление" с помощью фиксационной

отметки по одну сторону от них. После периода насыщения по другую сторону

отметки добавляются еще две проекции, одинаковые с первыми так, чтобы трехмерное

положение старых и новых объектов поддавалось непосредственному сравнению. При

этом обнаруживается, что глубина претерпевшего насыщение объекта резко

уменьшается; он выглядит более плоским, нежели новый.

Мы чувствовали, что эти результаты нуждаются в подтверждении. Кажется

целесообразным также исследовать эту проблему в другой ситуации, например когда

последействие, которое внимание может усилить (а может и не усилить), происходит

в другой сенсорной модальности. В последующих опытах изучалось поэтому

последействие фигуры в области кинестезии, где насыщение изменяет ширину Т-

объекта. Будет ли

См. сн. 2.

Gaffron M. Right and left in pictures. Art Quart, 1950.

Kohler W. and Wallach H. Figural after-effects. "Proc. Amer philos. Soc.

1944.

это действие односторонне усиливаться (одна рука) в том случае, когда в

ситуации, симметричной во всех других отношениях, внимание испытуемого

сосредоточивается на этой стороне? Конечно, неизвестно, лежат ли в основе

внимания к кинестетическим ощущениям те же самые процессы, что и при

концентрации внимания на зрительном объекте; однако, предположив это, мы провели

следующие опыты.

Методика эксперимента была описана Кёлером и Диннерштейн'1.

В первом эксперименте два одинаковых I-объекта в 2,5 дюйма шириной предъявлялись

в две руки на 45 сек. Т-объект, который затем воспринимался испытуемым одной

рукой, был шириной 1,5 дюйма. Другой рукой испытуемый подыскивал такое место на

шкале, которое, как ему казалось, имеет ту же ширину, что и тест-объект. Во

втором эксперименте ширина I-объекта была равна 1 дюйму, ширина Т-объекта -1,5

дюйма. Таким образом, последействие создавалось в обоих экспериментах, а поэтому

и соответствующие эффекты, вызывавшиеся односторонней концентрацией внимания,

должны были бы иметь противоположное направление. Более того, в обоих

экспериментах концентрация внимания на той стороне, где позднее предъявлялся Т-

объект, оказывала одно, а концентрация на другой стороне-прямо противоположное

влияние на процедуру измерения.

Шкала всегда помещалась справа от испытуемого. Глаза испытуемого были закрыты.

Поскольку субъективное равенство не обязательно совпадает с равенством

объективным16, первые два замера выполнялись без предварительного насыщения. При

одном замере правая рука испытуемого помещалась на шкале тремя ступеньками выше

точки объективного равенства (ТОР), при другом -тремя ступеньками ниже,

действительная последовательность была одной для первой половины испытуемых и

противоположной - я второй. Среднее значение субъективного равенства (СР) для

всех 42 испытуемых было равно +0,93 одной ступени шкалы. Эта величина

значительно отличалась от ТОР (р=0,01). Ширина площади, воспринятой правой

рукой, была недооценена 28 испытуемыми, переоценена - 9, точно оценена - 5. В

этом отношении наши результаты совпадают с результатами других исследователей.

Kohler W. and Dinnerstein D. Figural after-effects in kinesthcsis Miscellana

Psychologica Albert Michotte, 1947.

Wertheimer M. Constant errors in the measurement of figural after-effects.

"Amer. J. of Psychol.", 67, 1954.

15*

Только некоторые из наших испытуемых были левшами. Средние значения СР для

испытуемых, которые в последующих опытах сконцентрировали внимание на правой или

левой стороне, не отличались значительно друг от друга. Дифференциальное

последействие, измеренное после насыщения для каждого испытуемого, относилось к

его СР как к нулю.

Перед тем как начиналось насыщение, испытуемые получали инструкцию

сосредоточиться на своих впечатлениях от одной руки. В качестве предлога

говорилось, что их результаты будут сравниваться с результатами других

испытуемых, которые во время тех же опытов будут заучивать некоторый материал

наизусть.

В табл. 2 указано число испытуемых, оценки которых совпали с ожидаемыми (+),

тех, которые вовсе не обнаружили дифференциального эффекта (0), а также тех,

которые дали оценки, противоречащие нашим ожиданиям (-).

Из общего числа случаев (42) 35 оценок совпали с гипотезой; не было ни одной, ей

противоречащей, а в остальных 7 случаях направление оценки установить не

удалось. Уровень значимости брался для значимых проб, в число которых "нуль-

случаи" не включались. Как нам кажется, не может быть сомнения в том, что наши

предположения оправдались. Предсказания оказались менее успешными во втором

эксперименте, чем в первом.

Таблица 2

Действие внимания на насыщение:

кинестетические пробы

Эксперимент Проба + 0 - р

Правое.......... 10 1 0 0,001

I 10 1 0 0,001

 

II 8 2 0 0,004

7 3 0 0,008

 

Этого и следовало ожидать, если учесть, что выбор соотношений между величинами

I- и Т-объектов во II эксперименте был менее удачным.

Поскольку оценки наших испытуемых действительно обнаружили количественное

отклонение от СР, мы добавим еще следующую таблицу (табл. 3), которая имеет

отношение скорее к этим отклонениям, средним по результатам каждой группы, чем к

прямым реальным оценкам.

Под индексом SEm даны стандартные отклонения средних. Единицей измерения служит

одна ступенька шкалы ('/12 дюйма).

Таблица 3 Действие внимания на насыщение:

дальнейшие данные по кинестезии

Эксперимент Направление Среднее значение SEm Р

+ 1,27 0,22 0,01

I -1,14 0,21 - 0,01

 

II -1,10 0.39 0,01

Левое........... + 1,15 0,39 0,01

 

Таблица 3 подтверждает результаты, представленные в табл. 2. Когда в такого рода

экспериментах внимание направляется на кинестетические ощущения в одной руке,

соответствующее насыщение усиливается.

Итак:

1) на известных объектах, предложенных Вертгеймером, определялся примерный порог

расчленения в условиях отсутствия внимания к объекту и в условиях внимательного

восприятия. Порог всегда был очень высоким, но он был явно ниже при внимательном

восприятии. Те же результаты были получены и в том случае, когда предъявлялись

слова, расположенные на разных расстояниях от своих зеркальных отображений. В

условиях внимательного восприятия слово как таковое виделось и опознавалось на

значительно меньшем расстоянии от своего зеркального отображения;

2) внимание усиливает процесс, который лежит в основе восприятия объекта.

Насыщение при этом ускоряется, и соответствующее последействие фигуры

усиливается. Последействие фигуры как в третьем измерении, так и в

кинестетической сфере обнаруживает это влияние внимания.

М. Мерло-Понти "ВНИМАНИЕ" И "СУЖДЕНИЕ"1

Наше обсуждение традиционных предрассудков направлено, таким образом, против

эмпиризма, но фактически мы выступаем не только против него. Мы должны теперь

показать, что и его ин-теллектуалистский антитезис лежит в том же плане, что и

сам эмпиризм. Оба они, когда это случается, берут объективный мир как объект

своего анализа прежде всего вне времени и не через его смысл, и оба они не

способны выразить тот особенный способ, посредством которого перцептивное

сознание конституирует свой объект. Оба выдерживают известную дистанцию по

отношению к восприятию, вместо того чтобы держаться к нему как можно ближе.

Это мы могли бы показать на примере истории понятия "внимания". В мышлении

эмпирициста внимание выводится из "гипотезы константности", или, как мы это

показали, из первичности объективного мира. Даже если то, что мы воспринимаем, и

не соответствует объективным свойствам источника стимуляции, гипотеза

константности заставляет нас признать, что "нормальные ощущения" были и в этом

случае. Просто они не восприняты, и функция, которая их выявляет, подобно

прожектору, падающему на уже предсуще-ствующий в темноте объект, и называется

вниманием. Внимание, таким образом, ничего не создает, оно словно вспышка света

выхватывает именно те объекты, которые способны дать ответ на то, что мы

спрашиваем. Поскольку "bemerken", или "подмечивание", не является действительной

причиной идей, которые этим актом пробуждаются, то оно оказывается одним и тем

же во всех актах внимания, как одним и тем же является луч прожектора, какой бы

ландшафт при этом ни освещался. Внимание поэтому есть всеобщая и безусловная

сила в том смысле, что в любой момент она может быть безразлично приложена к

любому содержанию сознания. Будучи везде бессодержательной, она нигде не может

иметь своей собственной цели {...).

Чтобы привязать внимание к жизни сознания, нужно было бы показать, как

восприятие пробуждает сознание и как внимание затем, в свою очередь, развивает и

улучшает его. Должны быть описаны некоторые внутренние связи, а эмпиризм имеет в

своем распоряжении лишь связи внешние и не может делать ничего сверх

сопоставления состояний сознания. Эмпиристский субъект, поскольку ему отводится

некоторая инициатива, которая и явля-

Merleau-Ponty M. Phenomenology of Perception. L., 1962.

ется оправданием для теории внимания, может выступать лишь в виде абсолютной

свободы.

Интеллектуализм, с другой стороны, исходит из продуктивности внимания: поскольку

я сознаю, что благодаря вниманию я воистину прихожу к объекту, то

последовательность картин, доставляемых вниманием, не является случайной. Каждое

новое проявление объекта отводит подчиненное место предыдущему и выражает все

то, что пытался передать его предшественник. Воск уже с самого начала есть

пространственное тело, одновременно и податливое и изменчивое; я лишь реализую

более или менее ясно это свое понимание "соответственно тому, как мое внимание в

большей или меньшей степени прикладывается к вещам, которые находятся в его поле

и на которых оно останавливается"2. Поскольку я переживаю прояснение объекта, то

воспринимаемый объект уже должен содержать определенную интеллигибельную

структуру, которая в нем и раскрывается. Если сознание обнаруживает

геометрическую окружность в круглой форме тарелки, то происходит это потому, что

окружность уже заложена в ней {...}. Нет никакой необходимости в анализе акта

внимания как перехода от неотчетливости к ясности, поскольку никакой

неотчетливости для интеллектуализма просто не существует. Сознания с этой точки

зрения просто не существует до тех пор, пока оно не положит границы какому-

нибудь объекту, и даже фантомы "внутреннего опыта" возможны только как нечто

заимствуемое из внешнего опыта {...).

Но в сознании, которое (...) вечно овладевает интеллигибельной структурой всех

своих объектов и которое именно как эмпирическое сознание вообще ничего не

конституирует, в таком сознании внимание остается абстрактной и бездейственной

силой, поскольку здесь ему просто нечего делать. Сознание не менее интимно

связано с объектами, к которым оно невнимательно, чем с теми, к которым оно

проявляет интерес, и дополнительная ясность, доставляемая актом внимания, не

возвещает никакого нового отношения. Внимание поэтому снова становится неким

светом, который не изменяет своего характера при смене объектов, на которые он

падает, -таким образом, снова вводятся пустые акты внимания, которые занимают

место "модусов и специфических направлений интенции"'1.

Наконец, акт внимания с точки зрения интеллектуализма ничем не обусловлен,

поскольку все объекты находятся в его распоряжении,

Husserl Е. Meditations cartesiennes. P., 1931, p. 25.

Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen, Bd. III. Phanomenologie der

Erkenntnis. Berlin, 1929, S. 200.

точно так же как и "подмечивание" эмпиристов, поскольку по отношению к нему все

объекты являются трансцендентными. Да и как может объект, уже выделенный самим

своим наличием, вызывать еще и внимание, коль скоро сознание уже включает в себя

все объекты? Если уж где эмпиризм и оказывается несостоятельным, так это в

понимании внутреннего отношения между объектом и актом, который его выполняет.

Если уж чего и лишен интеллектуализм, так это представления о случайности в

сфере мысли. В случае первого - сознание оказывается слишком бедным, а в случае

второго - слишком богатым, поскольку всякий феномен неотразимо притягивает его.

Эмпиризм не видит того, что мы должны уже знать о том, что мы ищем (или, иначе

говоря, не видит того, что мы вообще не должны были бы искать); а

интеллектуализму недостает понимания того, что мы не должны были бы знать про

то, что мы ищем (или в равной мере - того, что и в этом случае мы не должны были

бы ничего искать). И там и тут оказывается невозможным ни постичь сознание в

акте приобретения знания, ни придать должного значения тому, описанному выше

незнанию, которое хотя еще и "пусто", однако уже определяет интенцию, которая и

есть само внимание {...}. Стало быть, вопреки намерениям интеллектуализма обе

доктрины разделяют одну и ту же идею, что внимание вообще ничего не создает

{...).

Вопреки такому представлению о бездействующем субъекте психологический анализ

внимания приобретает значение самооткрытия, и критика "гипотезы константности"

перерастает в критику догматической веры в "мир", который оказывается или

реальностью самой по себе (для эмпиристов), или же имманентной границей знания

(для интеллектуалистов).

Внимание предполагает прежде всего трансформацию смыслового поля, некий новый

способ, которым сознание предстоит своим объектам.

Так, совершая акт внимания, я тем самым локализую некоторую точку на своем теле,

ту, которая испытала прикосновение. Анализ психических нарушений, наблюдающихся

при поражениях центральной нервной системы, которые делают такую идентификацию

невозможной, раскрывает глубинные слои работы сознания. Опрометчиво можно было

бы говорить в этом случае о "локальном ослаблении внимания". В действительности,

однако, дело тут вовсе не в одном или большем числе "локальных сигналов" или в

ослаблении вторичной силы понимания. Решающее условие такого расстройства

состоит в дезинтеграции сенсорного поля, которое теперь уже больше не остается

стабильным во время восприятий субъекта, но приходит в движение в ответ на

исследующие действия и по мере его обследования отступает от субъекта4.

Смутно локализованная точка является противоречивым феноменом, который выдает

существование некоторого дообъектного пространства, в котором уже существует

протяжение, поскольку различные точки на теле, которых касаются одновременно, не

смешиваются субъектом, однако пока еще и не имеют однозначного положения, ибо

еще нет пространственной системы отсчета, которая бы сохранялась при переходе от

одной перцепции к другой. Первым делом внимания поэтому и является создание для

себя некоего поля, перцептивного или умственного, которое могло бы быть

"просмотрено", внутри которого стало бы возможным перемещение взгляда, или

развитие мысли, но в котором сознание уже не теряет того, что оно однажды

завоевало, и тем более не теряет себя самого среди тех изменений, которые оно

вызывает. Точное положение точки прикосновения будет тогда неким инвариантным

фактором в ряду ощущений, которые я испытываю соответственно положениям своих

конечностей и тела. Акт внимания может локализовать или объективировать этот

инвариантный фактор, коль скоро он отделяется от изменений восприятия. Внимания

поэтому как некоей общей формальной активности вообще не существует1. В каждом

отдельном случае должна быть завоевана определенная свобода, а также

определенное смысловое пространство, в котором она могла бы быть наилучшим

образом реализована. Пространство это должно сохраняться для того, чтобы можно

было вызвать на свет сам объект внимания. Здесь мы имеем дело буквально с актом

творения. Например, давно уже известно, что в первые десять месяцев жизни дети

различают только вообще окрашенное и лишенное цвета; затем окрашенные области

начинают образовывать "теплые" и "холодные" формы, и только потом для детей

открываются, наконец, те или иные конкретные цвета. Психологи, однако6, могут

допустить здесь не более как игнорирование или смешение ребенком названий

цветов, что, по их мнению, и препятствует различению. Ребенок, утверждают они,

должен видеть зеленый цвет именно там, где он действительно есть; и вся беда

состоит-де только в том, что ребенок не может обратить на это внимания и понять

свои собственные переживания. В основе подобных утверждений лежит то, что

психологи все еще не способны представить себе

1 Stein ]. Uber die Veranderung der Sinnesleistungen und die Entstehung von

Frugwahrnemungen. In: "Patholqgie der Wahmehmung, Handbuch der

Geisteskrankhciten", Bd. I, Allgemeincr Teil I. Berlin, 1928, SS. 362, 383.

y Rubin E. Die Nichtexistenz der Aufmerksamkeit. "Psychol. Forschung", 1925.

6 Peters. Zur Entwicklung der Farbenwahrnehmung. "Fortschritte der

Psychologic", 1915, SS. 152-153.

мир, в котором цвета были бы неопределенными, или, иначе говоря, такой цвет,

который не обладал бы точной качественной определенностью. Критика этих

предубеждений, напротив, должна исходить из того, что видимый мир цветов может

оказаться вторичным образованием, имеющим в своей основе ряд "физиогномических"

различий, таких, как "теплые" и "холодные" формы или формы "окрашенные" и

"неокрашенные". Мы не можем соотнести эти феномены переживания цвета ребенком с

каким бы то ни было определенным качеством, точно так же как мы не можем

отождествить ни с одним из цветов спектра те "странные" цвета, которые

воспринимаются людьми при некоторых психических расстройствах7. Первое

восприятие цвета есть поэтому некое изменение структуры сознания, установление

некоторого нового измерения опыта (...).

Внимание следует рассматривать по аналогии с этими изначальными актами,

поскольку вторичное внимание, которое ограничивалось бы вызыванием однажды уже

приобретенного знания, было бы только еще одним отождествлением внимания с

приобретением. Уделить внимание - не значит просто высветить предсуществующие

данные, но значит предать им новое расчленение8. Эти данные преформиро-ваны

только как горизонт. Фактически они конституируют новые области внутри мира в

целом. Именно изначальная структура, которую они вводят, есть то, благодаря чему

выявляется идентичность объекта до и после акта внимания. Только после того как

определенное качество цвета уже усвоено и только посредством этого,

предшествующие данные выступают как материал этого качества (...}. Именно

посредством преодоления этих данных настоящий акт внимания соотносится с

предыдущим, и единство сознания, таким образом, строится шаг за шагом

посредством своеобразного "синтеза перехода". Чудо сознания состоит в том, что

оно приводит к свету (посредством внимания) феномены, которые восстанавливают

единство объекта в некоем новом измерении именно в тот самый момент, когда они

его разрушают. Внимание не есть ни ассоциация образов, ни возвращение к себе

мысли, уже имеющей власть над своим объектом; оно есть активное конституирование

нового объекта, который делает явным и расчлененным то, что до этого

существовало не более как неопределенный горизонт. И в то самое время, когда

объект приводит внимание в движение, в каждый момент он вновь и вновь

оказывается в состоянии зависимости от него. Он вызывает "доставляющее знание

Kohle W. Ober unbemerkte Empfindungen und Urteilstauchungen. "Ztschr.f.

Psychologic", 1913, S. 52.

Koffka K. Perception: an introduction to the Gestalt theory. "Psychol. Bull.",

1922, pp. 561ff.

событие", которое должно видоизменить его лишь посредством все еще

двусмысленного значения, необходимого ему, дабы прояснить себя; он есть поэтому

мотив9, а не причина события.

(...) Этот переход от неопределенности к определенности, эта переплавка в каждый

момент собственной истории сознания в единство нового смысла и есть сама мысль.

"Работа ума существует только в акте"10. Результат акта внимания не следует

искать в его начале. Если луна у горизонта кажется мне не больше, чем в зените,

когда я смотрю на нее в телескоп или через картонную трубку, то отсюда еще

нельзя делать вывода о том, что и при обычном зрении ее видимая величина тоже

будет постоянной. Но это именно то, во что верит эмпиризм, поскольку он имеет

дело не с тем, что мы видим, но с тем, что мы должны видеть в соответствии с

проекцией на сетчатке. И это также то, во что верит интеллектуализм, поскольку

он фактическое восприятие описывает в соответствии с данными "аналитического",

или внимательного, восприятия, при котором луне действительно возвращается ее

истинный видимый диаметр. Точный и полностью определенный мир стоит тут все еще

на первом месте, возможно, правда, уже не как причина наших восприятий, но как

их имманентная цель (...)

Когда я смотрю совершенно свободно и естественно, то различные части поля

взаимодействуют друг с другом и мотивируют эту огромную луну у горизонта, эту

лишенную меры величину, которая тем не менее есть величина. Сознание должно

обратиться к своей собственной, нерефлексивной жизни в вещах и прийти к

осознанию своей собственной истории, которую оно предало забвению; такова

истинная роль, которую должна играть философская рефлексия, и таков путь,

которым мы действительно придем к истинной теории внимания.

9 Stein E. Beitrage zur philosophischen Begrundung der Psychologie und der

Geisteswissenschaften, I, Psychische Causalitat, Jahrbuch f. Phil. u. Phan.

Forschung, V, SS. 35ff.

10 Valery P. Introduction a la poetique. P., p. 40.

Г. Рево д'Аллон ВНИМАНИЕ: СХЕМЫ1

"Величие и нищета схем"

Если схемы действительно имеют то психологическое значение, которое мы намерены

им придавать, если они включаются во внимание и через него во все другие

психические функции (...), то как же случилось, что различные авторы так мало

говорили о них? Почему столько логиков и психологов могли держать в руках это

сокровище, не открыв его? Тем более, что еще раньше некоторые философы, например

Кант2, довольно много говорили о схемах, признавали существование отдельных

видов их, а некоторым уделяли большое место в своих работах. Как получилось, что

эти мыслители упустили из виду всю их совокупность, не исследовали вопрос, ключ

к которому у них уже был?

В самом деле, это весьма удивительно. Но это -факт. Необходимо объяснить его. В

природе схем есть нечто такое, что делало их неуловимыми, скрытыми от глаз

исследователей, нечто, что затрудняло установление их функции и выявление всего

семейства схем, даже когда некоторые из них, наиболее поучительные, уже были

обнаружены и изучены. Скрытое(tm) схем способствовали три обстоятельства. Во-

первых, они своего рода шлак, это заставляет презирать их; во-вторых, они

являются средствами, это позволяет не замечать их; в-третьих, они, по крайней

мере сначала, не социализируемы {...).

Когда пользуются хорошо знакомым инструментом, например старым привычным пером,

то замечают след, оставляемый им, бумагу, мысль, но не само перо. Схема остается

скрытой, потому что она - знакомый и хороший инструмент. Но поскольку, кроме

того, она еще и скрыта, нужно подыскать другой образ -перо все-таки еще слишком

открыто вниманию; в качестве примера лучше привести глаз, который не видит

самого себя, или еще лучше, поскольку глаз может увидеть себя в зеркало, укажем

на внутренние органы: улитку, сетчатку. Нужно, правда, и тут заметить, что если

эти ткани -настоящие объекты, которые при вскрытии могут оказаться доступными,

то становящаяся доступной в результате анализа схема всегда лишь подделка под

объект.

Наконец, многие схемы скрыты из-за своей стойкой изначальной асоциальности,

заставляющей их держаться в стороне даже

' Revault d'Allonnes.L'Attention (Traite de psychologie, Paris, 1923). 2

Kant I. Critique de la Raison pure. P.,1869,pp. 198 - 208.

от индивидуального сознания до тех пор, пока они не получат социального

освещения. За исключением некоторых схем (основные упорядочивающие схемы,

вокальные эмоциональные схемы3), основная масса их, будучи некоммуникабельной,

пребывает как бы в карантине, как бы вне закона. Именно они перерабатывают

воспринятое (объекты, аспекты); именно благодаря им создаются продукты {...), но

сами трудолюбивые рабы остаются в небрежении; индивидуальное сознание знает цену

продукту, но не знает цены производителям. Мы замечаем и оцениваем наши

собственные душевные состояния и наши скрытые содержания только в той мере, в

какой они известны и оценены окружающими {...}.

Схемы могут, таким образом, долгое время оказывать нам неоценимые услуги, не

нарушая своего инкогнито. В то же время по своей природе они не являются

бессознательными. Напротив, во многих случаях они осознаются. Но положение их

даже хуже, чем положение бессознательного: ими одновременно и пренебрегают, и

пользуются при первой необходимости; они пригодны для любого дела, и вместе с

тем на них смотрят, не замечая их. Неудивительно поэтому, что очень простые

соображения, очевидность которых, коль скоро они высказаны, сразу же бросается в

глаза, тем не менее до сих пор высказаны не были: силуэт, создаваемый тенью,

позволяет лучше понять отбрасывающий эту тень объект; лошадь, вырезанная из

картона, или набросок ее на бумаге помогают ребенку лучше понять, что такое

настоящая лошадь, везущая повозку; вещь пребывает нерасшифрованной, если у нас

нет одной или нескольких схем, которые можно наложить на нее; именно с помощью

хорошо знакомых схем мы узнаем какое-то животное или причисляем животных к

одному классу, либо разделяя, либо объединяя их; именно с помощью моторных схем,

освобожденных от груза предыдущих проб, мы становимся ловкими и получаем в свое

распоряжение действия, которые можно производить над вещами. Эти простые и, как,

мы полагаем, едва ли спорные положения имеют своей целью лишь введение

одновременно четкого и нового объяснения внимания, а через него восприятия,

памяти, способности к абстракции, обобщению, суждению, размышлению и действию

(...).

Насколько нам известно, только Бергсон придавал схемам должное значение. В своих

работах он неоднократно отмечает их психологическое значение; он указывает на

то, что они включены в любую интеллектуальную операцию. Вот его определение

"динамической схемы"4: "Она представляет собой ожидание

См. стр. 464.

Bergson A. L'energie spirituele. P., 1919.

образа, особую интеллектуальную установку... Схема присутствует лишь до тех пор,

пока она выполняет работу по вызыванию образов, но, выполнив эту работу, она

стирается и исчезает за однажды вызванным образом". С помощью динамических схем,

в частности, шахматист одновременно играет несколько партий, не глядя на доски,

с их помощью мы вызываем мимолетное воспоминание, узнаем объект, понимаем книгу,

речь. "Произвольное внимание, по-видимому, вообще невозможно без "преперцепции"

{...}. Грубое восприятие отдельных частей объекта внушает нам схематическое




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.