КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 2 страница
3. Как изменяется восстановительная активность металлов II-А подгруппы? Как изменяется основной характер оксидов и гидроксидов этих металлов? 4. Напишите электронные формулы атомов Ni, P и соответствующих ионов: Ni3+, P3‾.
Вариант №11 1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) железа; б) селена. 2. Какую низшую степень окисления проявляют: хлор, сера, азот, углерод? Составьте формулы водородных соединений этих элементов. Как изменяется восстановительная способность этих соединений? 3. Укажите самый активный металл и неметалл пятого периода. Напишите формулы их оксидов и укажите их характер. 4. Напишите электронные формулы атомов Br, Mn и соответствующих ионов: Br‾, Mn6+.
Вариант №12 1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) вольфрама; б) фосфора. 2. Как изменяются свойства р–элементов V-А подгруппы? Составьте формулы соединений, отвечающих их низшей и высшей степеням окисления. 3. Хлор образует соединения, в которых он проявляет степени окисления 1+, 3+, 5+, 7+. Составьте формулы его оксидов и гидроксидов, отвечающих этим степеням окисления. Как изменяется сила кислот? 4. Напишите электронные формулы атомов Al, As и соответствующих ионов: Al3+, As3‾.
Вариант №13 1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) марганца; б) германия. 2. Как изменяется кислотно-основной характер оксидов и гидроксидов хрома, соответствующих степеням окисления 2+, 3+, 6+? 3. Как изменяется окислительная активность, неметаллические свойства элементов VІІ-А подгруппы? Составьте формулы водородных соединений элементов этой подгруппы. 4. Напишите электронные формулы атомов Ca, Sn и соответствующих ионов: Ca2+, Sn4+.
Вариант №14 1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) бария; б) брома. 2. На каком основании хром и сера, фосфор и ванадий располагаются в одной группе? Почему их помещают в разные подгруппы? Составьте формулы высших оксидов этих элементов и определите их характер. 3. Какое состояние атома называется возбужденным? Изобразите распределение электронов по квантовым ячейкам в нормальном и возбужденном состояниях атома серы. 4. Напишите электронные формулы ионов: Ge4‾, Pb2+.
Вариант №15 1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) олова; б) фосфора. 2. Что характеризует спиновое квантовое число электрона? Какова максимальная спин-валентность атома с распределением валентных электронов …5s25p3? 3. Как изменяется электроотрицательность, окислительная активность, неметаллические свойства р-элементов пятого периода? Составьте формулы высших оксидов этих элементов. 4. Напишите электронные формулы ионов: Cr3+, Cl‾.
4. ТЕМА: "Химическая связь, строение молекул" Теория химической связи относится к числу основных вопросов курса химии, т. к. свойства веществ и их реакционная способность зависят не только от состава, строения молекул, но и от типа химической связи между атомами. При изучении этой темы необходимо: - разобраться в механизме образования ионной, ковалентной и металлической связей; - усвоить свойства и разновидности ковалентной связи; - изучить особенности свойств соединений с различными типами химических связей; - приобрести навыки в составлении электронных схем образования молекул с различными типами химической связи. 1. Укажите тип химической связи в молекулах соединений вашего варианта. 2. Составьте электронные схемы образования молекул с ковалентной связью. Электроны, каких орбиталей атомов принимают участие в образовании ковалентной связи? Определите валентность и степени окисления атомов в молекуле. 3. Изобразите электронными уравнениями процессы образования соединений с ионной связью. Варианты контрольных заданий в таблице №2
5. ТЕМА: " Комплексные соединения" При изучении этой темы необходимо: - разобраться в механизме донорно-акцепторной связи и особенностях координационных соединений, их структуре, устойчивости и типах лиганд; - уметь определять координационное число иона-комплексообразователя, его заряд, а также заряд комплексного иона; дать названия рассматриваемым комплексным соединениям. - приобрести навыки в составлении уравнений реакций образования и диссоциации комплексных соединений; - иметь представление о значении и применении минеральных, органических и органоминеральных комплексных соединений в сельском хозяйстве. 1. Заполните пропуски в таблице №3 и напишите выражения для констант диссоциации (нестойкости) комплексных ионов.
2.Определите заряд внутренней координационной сферы и составьте формулы двух веществ, в которые она входит. Определите координационное число комплексообразователя: 1. [Co3+(NH3)6]; 9. [Co3+(NH3)2(NO2)4]; 2. [Ni3+(H2O)4Cl2]; 10. [Pt4+Cl6]; 3. [Zn2+ (OH) 4]; 11. [Fe2+ (CN) 6]; 4. [Sb5+ (OH) 6]; 12. [Co3+F6]; 5. [Co3+ (NH3)5Br]; 13. [Pt4+Br4]; 6. [Fe3+F6]; 14. [Au3+Cl4]; 7. [Co3+ (NH3)5SO4]; 15. [Co3+(NO2)6]; 8. [Pt4+(NH3)4Cl]; 3. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, приводящие к образованию одного малорастворимого вещества: 1. FeCl3+K4 [Fe (CN) 6] → 2. [Pt (NH3)6] Cl4+AgNO3 → 3. K2SO4+Na3 [Co (NO2)6] → 4. [Pt (NH3)3Cl3] Cl+Pb (NO3)2 → 5. FeSO4+K3 [Fe (CN) 6] → 6. NaCl+K [Sb (OH) 6] → 7. [Co (NH3)5SO4] Cl+AgNO3 → 8. [Cu (NH3)4] SO4+BaCl2 → 9. [Co (NH3)5SO4] Br+AgNO3 → 10. [Co (NH3)5Br] SO4+BaCl2 → 11. CuSO4+K4 [Fe (CN) 6] → 12. Na3 [Co (CN) 6] +FeSO4 → 13. K3 [Fe (CN) 6] +AgNO3 → 14. K [Sb (OH) 6] +Na2SO4 → 15. Na3 [Co (CN) 6] +KCl →
4. Представьте указанные в вашем варианте вещества в виде комплексных соединений: 1. KCN∙AgCN; 9. 2KCN∙Ni(CN)2; 2. Co (NO3)3∙6NH3; 10. 2KCl∙PtCl4; 3. 2KCN∙Cu (CN) 2; 11. AgCl∙2NH3; 4. CoCl3∙6NH3; 12. 4KCN∙W (CN) 4; 5. 2KSCN∙Co (SCN) 2; 13. 2NH3∙PtCl4; 6. 4KCN∙Fe (CN) 2; 14. CoF3∙3NaF; 7. KCl∙AuCl3; 15. CrCl3∙6H2O; 8. CuCl2∙4NH3;
6. ТЕМА " Энергетика химических процессов "
Вопросы энергетики химических процессов являются предметом изучения отдельного раздела химии, называемого химической термодинамикой. Основными задачами этого раздела являются определение тепловых эффектов химических реакций, возможности самопроизвольного их течения в заданных условиях, а также выявление наиболее рациональных условий, обеспечивающих эффективный ход процесса. При изучении данной темы студент должен: - ознакомиться с основными термодинамическими понятиями и величинами; - понять сущность и практическую значимость первого закона термодинамики, закона Гесса, второго закона термодинамики; - разобраться в практических расчетах изобарного теплового эффекта при стандартных условиях ∆Н0298, изменения энтропии ∆S0298 и энергии Гиббса ∆G0298 для любой химической реакции; - научиться на основе расчетов ∆Н, ∆S, ∆G судить о выделении или поглощении теплоты в процессе реакции, а также возможности ее самопроизвольного протекания.
Задание для самостоятельной расчетной работы 1. Используя справочные данные таблицы №5, определите изобарный тепловой эффект ∆Н0298 химической реакции вашего варианта (таблица №4). Сделайте вывод о выделении или поглощении теплоты в процессе реакции. 2. Определите изменение энтропии ∆S0298 в ходе химической реакции, протекающей при стандартных условиях в идеальном газообразном состоянии. Объясните знак изменения ∆S0298 в результате данной реакции. 3. Определите изменение энергии Гиббса ∆G0298 в ходе химической реакции, используя справочные данные таблицы № 5. По знаку изменения энергии Гиббса ∆G0298 сделайте вывод о возможности самопроизвольного протекания.
Таблица №4
Таблица №5
7. ТЕМА " Кинетика химических реакций. Химическое равновесие "
Учение о кинетике химических процессов является одним из важных разделов химии, посвященных изучению скоростей химических реакций в зависимости от различных факторов (концентрации реагентов, температуры, давления, катализаторов и др.). При рассмотрении обратимых химических реакций с одинаковыми скоростями прямого и обратного процессов (состояние химического равновесия), большое значение имеет принцип смещения химического равновесия Ле Шателье. При изучении данного раздела необходимо: - выучить закон действующих масс, правило Вант-Гоффа, принцип Ле Шателье; - уметь составлять выражения скоростей прямой и обратной реакции для любого химического процесса; - знать, как влияют различные факторы: температура, давление, концентрация, наличие катализатора на скорость химических реакций и особенности действия катализаторов; - уметь составлять выражение константы химического равновесия, грамотно использовать принцип Ле Шателье при определении смещения химического равновесия.
Пример: N2 + 3H2 2NH3 + Q Скорость прямой реакции: = ; Скорость обратной реакции: = ; Константа равновесия: Кс = При увеличении концентрации Н2 равновесие сместится вправо, т.к. по правилу Ле Шателье преимущество получит та реакция, в ходе которой водород будет расходоваться, т.е. прямая. При увеличении температуры равновесие сместится влево т.к. по правилу Ле Шателье преимущество получит та реакция, в ходе которой температура системы понижается, т.е. обратная реакции, идущая с поглощением теплоты. При увеличении давления равновесие сместится вправо т.к. по правилу Ле Шателье преимущество получит та реакция, в ходе которой давление в системе понижается, т.е. прямая реакции, в ходе которой из 4 моль вещества образуется 2 моль вещества.
Задания для самостоятельной работы Для каждой нижеприведенной реакции в соответствии с № варианта: 1) напишите кинетические уравнения скоростей прямой реакции, обратной реакции и выражение константы равновесия; 2) определите, в какую сторону сместится химическое равновесие при увеличении концентрации первого исходного вещества, повышении температуры и увеличении давления. 1) 2CO(Г)+O2(Г)↔2CO2(Г) ∆H= -556,0 кДж 2) Fe3O4(К)+CO(Г)↔3FeO(К)+CO2(Г) ∆H= 34,6 кДж 3) N2(Г)+O2(Г)↔2NO(Г) ∆H= 180,0 кДж 4) C(графит)+2N2O(Г)↔CO2(Г)+N2(Г) ∆H= -558,0 кДж 5) 4NH3(Г)+5O2(Г)↔4NO(Г)+6H2O(Ж) ∆H= -1122,6 кДж 6) 2H2(Г)+O2(Г)↔2H2O(Г) ∆H= -483,6 кДж 7) CaCO3 (K) ↔CaO (K) +CO2 (Г) ∆H= 179,0 кДж 8) CH4(Г)+2O2(Г)↔2H2O(Ж)+CO2(Г) ∆H= -890,3 кДж 9) 2SO2(Г)+O2(Г)↔2SO3(Г) ∆H= -198,0 кДж 10) 4NH3(Г)+3O2(Г)↔2N2(Г)+6H2O(Ж) ∆H= -1530,0 кДж 11) C2H5OH(Ж)+3O2(Г)↔2H2O(Ж)+2CO2(Г) ∆H= -1366,9 кДж 12) CO(Г)+H2O(Ж)↔CO2(Г)+H2(Г) ∆H= 2,9 кДж 13) 4HCl(Г)+O2(Г)↔2H2O(Г)+2Cl2(Г) ∆H= -114,4 кДж 14) PCl5(Г)↔PCl3(Г)+2Cl2(Г) ∆H= 92,6 кДж 15) 2HI(Г)↔H2(Г)+I2(Г) ∆H= 52,0 кДж
8. ТЕМА " Окислительно-восстановительные реакции "
Реакции окисления и восстановления играют важную роль при обмене веществ в живых организмах, в процессах горения жидкого и газообразного топлива, в электрохимических процессах гальванических элементов, аккумуляторах, в процессах электролиза, коррозии металлов, почвообразования, разрушения горных пород, в процессах самоочищения водоемов и т. д. При изучении этой темы необходимо: - приобрести навыки в определении степени окисления атомов элементов в простых и сложных веществах; - усвоить понятия "окисление", "восстановление", "восстановитель", "окислитель"; -уметь отличать уравнения окислительно-восстановительных реакций от уравнений обменных реакций; - получить навыки в составлении уравнений реакций окисления-восстановления, определять тип окислительно-восстановительных реакций.
Задания для самостоятельной работы
1. Укажите, какие из приведенных процессов представляют собой окисление, и какие – восстановление? № варианта 1. S→SO42─; MnO4─→Mn2+; Cl─→ClO3─; Cr3+→Cr0; 2. Ca→CaO; S2─→S0; ClO─→Cl2; CrO42─→Cr3+; 3. MnO42─→Mn0; P3─→P5+; NO2─→NO3─; Fe2O3→Fe0; 4. Al0→AlO2─; S2─→SO42─; MnO2→Mn0; Pb4+→Pb2+; 5. Mg2+→Mg0; PH3→H3PO4; AlO2─→Al0; Fe6+→Fe3+; 6. P2O5→PH3; MnO4─→Mn0; Fe2+→H2FeO4; Mn2+→MnO2; 7. NH3→NO; FeO→Fe2O3; SnO2→SnO; CrO42─→CrO; 8. ZnO22─→Zn0; PbO→PbO2; NO2─→NH3; CrO42─→Cr0; 9. BrO3─→Br2; Ni (OH) 3→Ni (OH) 2; MnO2→MnO4─; S0→SO42─;
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |