Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 2 страница




3. Как изменяется восстановительная активность металлов II-А подгруппы? Как изменяется основной характер оксидов и гидроксидов этих металлов?

4. Напишите электронные формулы атомов Ni, P и соответствующих ионов: Ni3+, P3‾.

 

Вариант №11

1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) железа; б) селена.

2. Какую низшую степень окисления проявляют: хлор, сера, азот, углерод? Составьте формулы водородных соединений этих элементов. Как изменяется восстановительная способность этих соединений?

3. Укажите самый активный металл и неметалл пятого периода. Напишите формулы их оксидов и укажите их характер.

4. Напишите электронные формулы атомов Br, Mn и соответствующих ионов: Br, Mn6+.

 

Вариант №12

1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) вольфрама; б) фосфора.

2. Как изменяются свойства р–элементов V-А подгруппы? Составьте формулы соединений, отвечающих их низшей и высшей степеням окисления.

3. Хлор образует соединения, в которых он проявляет степени окисления 1+, 3+, 5+, 7+. Составьте формулы его оксидов и гидроксидов, отвечающих этим степеням окисления. Как изменяется сила кислот?

4. Напишите электронные формулы атомов Al, As и соответствующих ионов: Al3+, As3‾.

 

 

Вариант №13

1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) марганца; б) германия.

2. Как изменяется кислотно-основной характер оксидов и гидроксидов хрома, соответствующих степеням окисления 2+, 3+, 6+?

3. Как изменяется окислительная активность, неметаллические свойства элементов VІІ-А подгруппы? Составьте формулы водородных соединений элементов этой подгруппы.

4. Напишите электронные формулы атомов Ca, Sn и соответствующих ионов: Ca2+, Sn4+.

 

Вариант №14

1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) бария; б) брома.

2. На каком основании хром и сера, фосфор и ванадий располагаются в одной группе? Почему их помещают в разные подгруппы? Составьте формулы высших оксидов этих элементов и определите их характер.

3. Какое состояние атома называется возбужденным? Изобразите распределение электронов по квантовым ячейкам в нормальном и возбужденном состояниях атома серы.

4. Напишите электронные формулы ионов: Ge4‾, Pb2+.

 

Вариант №15

1. Исходя из положения элементов в периодической системе, дайте характеристику атомов: а) олова; б) фосфора.

2. Что характеризует спиновое квантовое число электрона? Какова максимальная спин-валентность атома с распределением валентных электронов …5s25p3?

3. Как изменяется электроотрицательность, окислительная активность, неметаллические свойства р-элементов пятого периода? Составьте формулы высших оксидов этих элементов.

4. Напишите электронные формулы ионов: Cr3+, Cl.

 

4. ТЕМА: "Химическая связь, строение молекул"

Теория химической связи относится к числу основных вопросов курса химии, т. к. свойства веществ и их реакционная способность зависят не только от состава, строения молекул, но и от типа химической связи между атомами. При изучении этой темы необходимо:

- разобраться в механизме образования ионной, ковалентной и металлической связей;

- усвоить свойства и разновидности ковалентной связи;

- изучить особенности свойств соединений с различными типами химических связей;

- приобрести навыки в составлении электронных схем образования молекул с различными типами химической связи.

1. Укажите тип химической связи в молекулах соединений вашего варианта.

2. Составьте электронные схемы образования молекул с ковалентной связью. Электроны, каких орбиталей атомов принимают участие в образовании ковалентной связи? Определите валентность и степени окисления атомов в молекуле.

3. Изобразите электронными уравнениями процессы образования соединений с ионной связью.

Варианты контрольных заданий в таблице №2

 

№варианта Формулы соединений
  I2 HI CrCl3 PbO (H2O)n
  NH4Cl BaI2 AsH3 K2O F2
  Cl2 Mn2O3 CH4 ZnS SiO2
  Fe2O3 N2 NaBr NH4+ SO2
  Al MgO N2 H2S FeCl3
  PCl3 HF Mn2O3 Cl2 PI2
  CO2 H2S PbCl4 Fe2S3 Br2
  KOH Br2 ZnO AlBr3 H2O
  CuCl HBr CO2 Cr2O3 I2
  O2 CaS Na2O H2S CCl4
  (HF)n SiBr4 Cl2 CuO AlI3
  Cu F2 Al2O3 KBr SiO2
  Br2 CH4 NaOH Cu2O Al2S3
  NH3 SiO2 MgBr2 CrO I2
  HBr Fe2O3 (H2O)n Cl2 FeCl3

 

 

5. ТЕМА: " Комплексные соединения"

При изучении этой темы необходимо:

- разобраться в механизме донорно-акцепторной связи и особенностях координационных соединений, их структуре, устойчивости и типах лиганд;

- уметь определять координационное число иона-комплексообразователя, его заряд, а также заряд комплексного иона; дать названия рассматриваемым комплексным соединениям.

- приобрести навыки в составлении уравнений реакций образования и диссоциации комплексных соединений;

- иметь представление о значении и применении минеральных, органических и органоминеральных комплексных соединений в сельском хозяйстве.

1. Заполните пропуски в таблице №3 и напишите выражения для констант диссоциации (нестойкости) комплексных ионов.

Комлексообразователь Лиганды Координационное число Внутренняя сфера комплекса Ионы внешней сферы Формула комплексного соединения
             
            К2[Zn(OH)4]
Pt4+ Cl     K+  
        [Cu(NH3)4]2+ SO42─  
Al3+ OH     Na+  
  Cr3+ H2O     Cl  
          K[BF4]
        [Zn(OH)4]2─ Na+  
Fe3+ CN     K+  
  Au3+ Cl     H+  
          K[Ag(CN)2]
        [Co(NH3)6]3+ Cl  
Ni2+ H2O     SO42─  
            K2[Ni(CN)4]
Ag+ NH3     Cl  
        [Al(OH)4] K+  
          Na3[Co(NO2)6]
  Pt2+ NH3     Cl  
          [Ni(NH3)6]SO4
      [FeF6]4─ K+  
          Na3[CoF6]
             
  Al3+ H2O     Cl  
          K3[AlF6]
  Sn2+ OH     Na+  
      [Cu(H2O)4]2+ NO3  
            Na3[CoF6]
W4+ CN     K+  
  Cu2+ CN     Na+  
      [Ni(NH3)6]2+ Br  
            Na2[HgI4]
Ca2+ NH3     Cl  

 

2.Определите заряд внутренней координационной сферы и составьте формулы двух веществ, в которые она входит. Определите координационное число комплексообразователя:

1. [Co3+(NH3)6]; 9. [Co3+(NH3)2(NO2)4];

2. [Ni3+(H2O)4Cl2]; 10. [Pt4+Cl6];

3. [Zn2+ (OH) 4]; 11. [Fe2+ (CN) 6];

4. [Sb5+ (OH) 6]; 12. [Co3+F6];

5. [Co3+ (NH3)5Br]; 13. [Pt4+Br4];

6. [Fe3+F6]; 14. [Au3+Cl4];

7. [Co3+ (NH3)5SO4]; 15. [Co3+(NO2)6];

8. [Pt4+(NH3)4Cl];

3. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, приводящие к образованию одного малорастворимого вещества:

1. FeCl3+K4 [Fe (CN) 6] →

2. [Pt (NH3)6] Cl4+AgNO3

3. K2SO4+Na3 [Co (NO2)6] →

4. [Pt (NH3)3Cl3] Cl+Pb (NO3)2

5. FeSO4+K3 [Fe (CN) 6] →

6. NaCl+K [Sb (OH) 6] →

7. [Co (NH3)5SO4] Cl+AgNO3

8. [Cu (NH3)4] SO4+BaCl2

9. [Co (NH3)5SO4] Br+AgNO3

10. [Co (NH3)5Br] SO4+BaCl2

11. CuSO4+K4 [Fe (CN) 6] →

12. Na3 [Co (CN) 6] +FeSO4

13. K3 [Fe (CN) 6] +AgNO3

14. K [Sb (OH) 6] +Na2SO4

15. Na3 [Co (CN) 6] +KCl →

 

4. Представьте указанные в вашем варианте вещества в виде комплексных соединений:

1. KCN∙AgCN; 9. 2KCN∙Ni(CN)2;

2. Co (NO3)3∙6NH3; 10. 2KCl∙PtCl4;

3. 2KCN∙Cu (CN) 2; 11. AgCl∙2NH3;

4. CoCl3∙6NH3; 12. 4KCN∙W (CN) 4;

5. 2KSCN∙Co (SCN) 2; 13. 2NH3∙PtCl4;

6. 4KCN∙Fe (CN) 2; 14. CoF3∙3NaF;

7. KCl∙AuCl3; 15. CrCl3∙6H2O;

8. CuCl2∙4NH3;

 

6. ТЕМА " Энергетика химических процессов "

 

Вопросы энергетики химических процессов являются предметом изучения отдельного раздела химии, называемого химической термодинамикой. Основными задачами этого раздела являются определение тепловых эффектов химических реакций, возможности самопроизвольного их течения в заданных условиях, а также выявление наиболее рациональных условий, обеспечивающих эффективный ход процесса.

При изучении данной темы студент должен:

- ознакомиться с основными термодинамическими понятиями и величинами;

- понять сущность и практическую значимость первого закона термодинамики, закона Гесса, второго закона термодинамики;

- разобраться в практических расчетах изобарного теплового эффекта при стандартных условиях ∆Н0298, изменения энтропии ∆S0298 и энергии Гиббса ∆G0298 для любой химической реакции;

- научиться на основе расчетов ∆Н, ∆S, ∆G судить о выделении или поглощении теплоты в процессе реакции, а также возможности ее самопроизвольного протекания.

 

Задание для самостоятельной расчетной работы

1. Используя справочные данные таблицы №5, определите изобарный тепловой эффект ∆Н0298 химической реакции вашего варианта (таблица №4). Сделайте вывод о выделении или поглощении теплоты в процессе реакции.

2. Определите изменение энтропии ∆S0298 в ходе химической реакции, протекающей при стандартных условиях в идеальном газообразном состоянии. Объясните знак изменения ∆S0298 в результате данной реакции.

3. Определите изменение энергии Гиббса ∆G0298 в ходе химической реакции, используя справочные данные таблицы № 5. По знаку изменения энергии Гиббса ∆G0298 сделайте вывод о возможности самопроизвольного протекания.

 

Таблица №4

№ Варианта   Химические реакции
1. 4NH3(г)+5О2(г)↔6Н2О(г)+4NO(г)
2. CO(г)+3H2(г) ↔CH4(г)+H2O(г)
3. 4HCl(г)2(г) ↔2H2O(г)+Cl2(г)
4. 2CO(г)+3H2(г) ↔CH4(г)+CO2(г)
5. 2CH4(г)2(г) ↔2СO(г)+4H2(г)
6. CH4(г)+2H2O(г) ↔CO2(г)+4H2(г)
7. CH4(г)+H2O(г) ↔CO(г)+3H2(г)
8. 4NH3(г)+3О2(г) ↔6Н2О(г)+2N2(г)
9. C2H4(г)+3О2(г) ↔2СO2(г)+2H2O(ж)
10. 4NH3(г)+5О2(г) ↔6Н2О(ж)+4NO(г)
11. CH4(г)2(г) ↔2СO(г)+2H2O(г)
12. CO(г)+H2O(ж) ↔CO(г)+H2(г)
13. CH4(г)+СО2(г) ↔2СO(г)+2H2(г)
14. CH4(г) ↔C2H2(г)+3H2(г)
15. 2CO(г)+3H2(г) ↔C2H2(г)+3H2O(ж)

Таблица №5

Вещество Состояние ∆Н0298, ∆G0298, S0298,
С2Н2 г 226,750 209,200 200,820
NO г 90,370 86,690 210,200
С2Н4 г 52,280 68,173 219,450
NH3 г -45,190 -16,647 192,500
CH4 г -74,850 -50,830 186,190
СО г -110,520 -137,270 197,910
СО2 г -393,510 -394,380 213,650
H2O г -241,830 -228,590 188,720
H2O ж -285,950 -237,190 69,940
N2 г 0,000 0,000 200,000
H2 г 0,000 0,000 130,590
О2 г 0,000 0,000 205,030
Cl2 г 0,000 0,000 222,950

 

 

7. ТЕМА " Кинетика химических реакций. Химическое равновесие "

 

Учение о кинетике химических процессов является одним из важных разделов химии, посвященных изучению скоростей химических реакций в зависимости от различных факторов (концентрации реагентов, температуры, давления, катализаторов и др.). При рассмотрении обратимых химических реакций с одинаковыми скоростями прямого и обратного процессов (состояние химического равновесия), большое значение имеет принцип смещения химического равновесия Ле Шателье.

При изучении данного раздела необходимо:

- выучить закон действующих масс, правило Вант-Гоффа, принцип Ле Шателье;

- уметь составлять выражения скоростей прямой и обратной реакции для любого химического процесса;

- знать, как влияют различные факторы: температура, давление, концентрация, наличие катализатора на скорость химических реакций и особенности действия катализаторов;

- уметь составлять выражение константы химического равновесия, грамотно использовать принцип Ле Шателье при определении смещения химического равновесия.

 

Пример: N2 + 3H2 2NH3 + Q

Скорость прямой реакции: = ;

Скорость обратной реакции: = ;

Константа равновесия: Кс =

При увеличении концентрации Н2 равновесие сместится вправо, т.к. по правилу Ле Шателье преимущество получит та реакция, в ходе которой водород будет расходоваться, т.е. прямая.

При увеличении температуры равновесие сместится влево т.к. по правилу Ле Шателье преимущество получит та реакция, в ходе которой температура системы понижается, т.е. обратная реакции, идущая с поглощением теплоты.

При увеличении давления равновесие сместится вправо т.к. по правилу Ле Шателье преимущество получит та реакция, в ходе которой давление в системе понижается, т.е. прямая реакции, в ходе которой из 4 моль вещества образуется 2 моль вещества.

 

Задания для самостоятельной работы

Для каждой нижеприведенной реакции в соответствии с № варианта:

1) напишите кинетические уравнения скоростей прямой реакции, обратной реакции и выражение константы равновесия;

2) определите, в какую сторону сместится химическое равновесие при увеличении концентрации первого исходного вещества, повышении температуры и увеличении давления.

1) 2CO(Г)+O2(Г)↔2CO2(Г) ∆H= -556,0 кДж

2) Fe3O4(К)+CO(Г)↔3FeO(К)+CO2(Г) ∆H= 34,6 кДж

3) N2(Г)+O2(Г)↔2NO(Г) ∆H= 180,0 кДж

4) C(графит)+2N2O(Г)↔CO2(Г)+N2(Г) ∆H= -558,0 кДж

5) 4NH3(Г)+5O2(Г)↔4NO(Г)+6H2O(Ж) ∆H= -1122,6 кДж

6) 2H2(Г)+O2(Г)↔2H2O(Г) ∆H= -483,6 кДж

7) CaCO3 (K) ↔CaO (K) +CO2 (Г) ∆H= 179,0 кДж

8) CH4(Г)+2O2(Г)↔2H2O(Ж)+CO2(Г) ∆H= -890,3 кДж

9) 2SO2(Г)+O2(Г)↔2SO3(Г) ∆H= -198,0 кДж

10) 4NH3(Г)+3O2(Г)↔2N2(Г)+6H2O(Ж) ∆H= -1530,0 кДж

11) C2H5OH(Ж)+3O2(Г)↔2H2O(Ж)+2CO2(Г) ∆H= -1366,9 кДж

12) CO(Г)+H2O(Ж)↔CO2(Г)+H2(Г) ∆H= 2,9 кДж

13) 4HCl(Г)+O2(Г)↔2H2O(Г)+2Cl2(Г) ∆H= -114,4 кДж

14) PCl5(Г)↔PCl3(Г)+2Cl2(Г) ∆H= 92,6 кДж

15) 2HI(Г)↔H2(Г)+I2(Г) ∆H= 52,0 кДж

 

 

8. ТЕМА " Окислительно-восстановительные реакции "

 

Реакции окисления и восстановления играют важную роль при обмене веществ в живых организмах, в процессах горения жидкого и газообразного топлива, в электрохимических процессах гальванических элементов, аккумуляторах, в процессах электролиза, коррозии металлов, почвообразования, разрушения горных пород, в процессах самоочищения водоемов и т. д.

При изучении этой темы необходимо:

- приобрести навыки в определении степени окисления атомов элементов в простых и сложных веществах;

- усвоить понятия "окисление", "восстановление", "восстановитель", "окислитель";

-уметь отличать уравнения окислительно-восстановительных реакций от уравнений обменных реакций;

- получить навыки в составлении уравнений реакций окисления-восстановления, определять тип окислительно-восстановительных реакций.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Укажите, какие из приведенных процессов представляют собой окисление, и какие – восстановление?

№ варианта

1. S→SO42─; MnO4→Mn2+; Cl→ClO3; Cr3+→Cr0;

2. Ca→CaO; S2─→S0; ClO→Cl2; CrO42─→Cr3+;

3. MnO42─→Mn0; P3─→P5+; NO2→NO3; Fe2O3→Fe0;

4. Al0→AlO2; S2─→SO42─; MnO2→Mn0; Pb4+→Pb2+;

5. Mg2+→Mg0; PH3→H3PO4; AlO2→Al0; Fe6+→Fe3+;

6. P2O5→PH3; MnO4→Mn0; Fe2+→H2FeO4; Mn2+→MnO2;

7. NH3→NO; FeO→Fe2O3; SnO2→SnO; CrO42─→CrO;

8. ZnO22─→Zn0; PbO→PbO2; NO2→NH3; CrO42─→Cr0;

9. BrO3→Br2; Ni (OH) 3→Ni (OH) 2; MnO2→MnO4; S0→SO42─;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.