Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывного решения профессиональных задач




ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОЦЕССЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

 

Понятие педагогической деятельности в научно-методи­ческой литературе трактуется достаточно разнообразно, например: как профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных усло­вий для воспитания, развития и саморазвития личности вос­питанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения1; как деятельность по управлению другой де­ятельностью2, как «вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности»3 и т.д. Большинство авторов признают, что структура психо­лого-педагогической деятельности как отражение ее сущностной стороны не достаточно жестко обозначена.

Психолого-педагогическая деятельность в известной сте­пени неповторима, а ее результаты отдалены во времени от самого процесса труда. Особенно это ощутимо в области воспитательной работы. И обусловлено данное положение не только тем, что в учебно-воспитательной деятельности для педагога-психолога нет одинаковых учеников (воспитанни­ков), точно повторяющихся педагогических ситуаций, рав­нозначных условий, но и тем, что каждое свое учебно-воспитательное питательное мероприятие педагог-психолог проводит толь­ко раз, а повторяет с качественно новой аудиторией. Да и результаты его воздействий и взаимодействий нередко ска­зываются значительно позже.

Педагогический труд — сложная по своей сущности и структуре умственная деятельность. Он требует умения най­ти и сконцентрировать соответствующий учебно-воспита­тельный материал, логически стройно и выразительно его изложить, донести до сознания обучаемых основные идеи, установить и поддерживать правильные взаимоотношения с ними, вызвать у них желание и стремление самостоятельно приобретать знания, развивать профессиональные навыки и умения, оказывать влияние на обучаемых и направлять их повседневную учебно-познавательную и практическую дея­тельность.

Психолого-педагогическая деятельность осуществляется в ходе постоянного и повседневного общения педагога-пси­холога с людьми. Взаимодействуя с окружающими, он осу­ществляет обмен представлениями, идеями по организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Устремлен­ность педагога-психолога

к самосовершенствованию вынуж­дает его к постоянной работе над своим духовно-нравствен­ным, профессиональным, психолого-педагогическим само­образованием и самовоспитанием.

Эффективность педагогического труда невозможна без развитого чувства ответственности, постоянной сосредото­ченности, неустанной рефлексии, непрерывных поисков информации, действенных путей, методов и средств обуче­ния и воспитания. Это творческий, эмоционально насыщен­ный труд, требующий глубоких личных убеждений, целе­устремленности, больших волевых усилий, любви к про­фессии и людям, высоконравственного поведения, всесторонней общей психолого-педагогической культуры. Творческое начало и высокоразвитые личностные качества в деятельности педагога-психолога лежат в основе его про­фессионального мастерства. Не случайно многие ученые отож­дествляют деятельность педагога-психолога с искусством актера и художника, подчеркивая тем самым большую роль в его работе вдохновения, интуиции и импровизации.

В целом психолого-педагогическая деятельность характе­ризуется многообразными функциями и осуществляется в соответствии с социальными, психологическими и педагогическими закономерностями. Совершенствование психолого-педагогической деятельности — длительный, сложный, внутренне противоречивый процесс, обусловленный влия­нием многочисленных факторов объективного и субъектив­ного характера.

С точки зрения содержательного и технологического освоения педагогами-психологами своей профессиональной деятельности наиболее адекватным представляется научный подход к определению психолого-педагогической деятельности как решению следующих одна за другой профессио­нальных задач, встающих перед педагогом-психологом1.

Данное определение опирается на научное положение о том, что сознательная деятельность человека есть в той или иной мере осознанное решение определенных задач. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн так фор­мулирует данное утверждение: целенаправленное челове­ческое действие является по существу решением задачи; соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием; ход человеческой дея­тельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а ее стро­ение — соотношением этих задач. Единство деятельности создается прежде всего наличием больших задач, подчиня­ющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев2.

В трудах других психологов «задача» понимается как со­отношение цели и условия, как цель, данная в определен­ных условиях, как ситуация, требующая от субъекта неко­торого действия3.

Само по себе понятие «задача», связанное с деятельностью, используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышле­ний; проблема; один из методов проверки знаний и практи­ческих навыков учащихся и т.п. В психолого-педагогической теории в качестве

синонимов используются другие поня­тия: «задание», «проблема», «проблемная ситуация» (учеб­ная или воспитательная) и др.

Психолого-педагогическую задачу можно понимать как систему особого рода, представляющую собой основную еди­ницу педагогического процесса.

Она имеет те же компонен­ты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитан­ники, содержание, формы, методы и средства.

Однако педагогическую задачу как систему можно пред­ставить и таким образом, что ее обязательными компонен­тами оказываются: анализ исходного состояния предмета задачи; разработка модели требуемого состояния (требова­ния задачи). При таком подходе педагогическая задача — это результат осознания субъектом деятельности целей, ус­ловий и проблемы деятельности1.

Проблема деятельности включает в себя проблему задачи и ее требования.

Проблема задачи — это осознание субъектом деятельно­сти противоречия между известной целью и неизвестными путями достижения данной цели. Осознание педагогической задачи происходит в результате анализа конкретных усло­вий, возникших в соответствующей ситуации.

Любая педагогическая задача решается в организациях и учреждениях, т.е. в специально создаваемых педагогических системах.

В структуру педагогической системы включают2:

— управляющую педагогическую систему, т.е. субъекта, организатора;

— управляемую подсистему, т.е. объект воспитания;

— цель функционирования системы, определяемой че­рез социальный заказ;

— содержание воспитательно-образовательной работы;

Функциональные компоненты педагогической системы
Целевой (проектировочный) Содержательный Деятельностный (организационно-управленческий) Аналитико-результативный
Включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармоничного развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств личности Отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Реализуется на основе определенных принципов и методов Предполагает ряд взаимосвязанных уровней управления: на первом уровне – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество; на втором – взаимодействие руководителей учебного заведения и преподавателей Отражает эффективность педагогического процесса, его протекание, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью

 

Рис 1. Функциональные компоненты педагогической системы

 

— социально-нравственные и дидактические отношения между членами системы (субъектно- объектные и субъектно-субъектные);

— педагогические средства;

— организационную форму;

— методы обучения и воспитания;

— продукты деятельности педагогической системы в виде знаний, умений, навыков и качеств воспитуемых, их состояния и поведения (результативный компонент).

Педагогическую систему можно определить как объеди­нение людей, перед которыми ставятся педагогические цели и которые решают образовательно-воспитательные задачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.