КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет показателей для проведения индексного анализа цен, объема продаж и товарооборота за 2001 – 2002 годы
продолжение табл. 6.1.
Данные таблицы позволяют сделать анализ изменения цен, объемов реализации товаров. 1. Индивидуальные индексы изменения физического объема реализации отдельных товаров () указывают, что в 2002 году по сравнению с 2001 годом объем продаж масла Смоленского увеличился на 58,6% ( или 158,6%), а по остальным наименованиям товара снизился: масло Крестьянка –на 23,7%, сосиски Гриль – на 42,3%, сосиски Столовые – на 39,4%. Цены на отдельные виды товаров () увеличились в 2002 по сравнению с 2001 годом: масло Крестьянка – на1,5%, масло Смоленское –на 5,8%, сосиски Гриль – на 5,7%, сосиски Столовые на 6,6%. Увеличение цен оказало влияние на изменение товарооборота (), или выручки от реализации товаров. Товарооборот масла Крестьянка снизился на 22,5%, сосисок Гриль –на 39,0%, сосисок Столовые – на 35,4%. Однако, повышение цен не сказалось на величине товарооборота масла Смоленского, выручка от реализации этого вида товара увеличилась на 67,7%. 2. Динамику изменения в целом по всему ассортименту товаров позволяют проанализировать общие индексы. а) Общий индекс физического объема реализации (Iq) равен 0,753 или 75,3%. Следовательно, физический объем реализации по всем товарам анализируемого ассортимента в среднем снизился на 24,7%. б) Общий индекс цен (Ip) равен 1,057 или 105,7%. Следовательно, цены по четырем видам товаров вместе увеличились в среднем на 5,7%. в) Общий индекс товарооборота (Ipq) равен 0,796 или 79,6%. Следовательно, товарооборот (или выручка от реализации товаров) снизился на 20,4%. Используя взаимосвязь индексов, проверим правильность вычислений: 3. Для определения изменения выручки от реализации товара (или товарооборота) по абсолютной величине, рассмотрим числитель и знаменатель общего индекса товарооборота. Разность числителя и знаменателя будет отражать результат изменения (увеличение или уменьшение) выручки от реализации товаров: 8058,8 – 10121,0 = -2062,2 Уменьшение товарооборота на 20,4 %, по абсолютной величине составляет 2062,2 тыс. руб. На изменение товарооборота (или выручки от реализации товаров) оказали влияние два фактора – это изменение цен и физического объема реализации товаров данной группы. + Для анализа влияния названных факторов обратимся к общему индексу цен Ip и общему индексу физического объема продажи товаров Iq. Абсолютная сумма увеличения товарооборота за счет увеличения цен в среднем на 5,7% составляет 435,6 тыс. руб. =7623,2 – 10121,0 = -2497,8 За счет снижения физического объема реализации товаров на 20,4% товарооборот (или выручка от реализации товаров) уменьшился на 2497,8 тыс. руб. Проверка: 435,6 + (-2497,8) = - 2062,2 (тыс. руб.) Расчет изменения товарооборота (по абсолютной величине) по всей номенклатуре товаров представлен в расчетных графах табл.6.1. Вывод: В 2002 году средняя цена на группу товаров выросла по сравнению с 2001 годом на 5,7%, а физический объем реализации этих товаров снизился на 24,7%. В результате совместного влияния этих факторов товарооборот уменьшился на 20,4% или 2062,2 тыс. руб. Мы рассмотрели применение агрегатных индексов в анализе товарооборота и цен. При анализе результатов производственной деятельности промышленного предприятия приведенные выше общие (сводные) индексы соответственно называются индексом стоимости продукции, индексом оптовых цен и индексом физического объема продукции. Рассмотрим применение индексного метода в анализе изменения затрат на производство и себестоимости продукции. Индивидуальный индекс себестоимости характеризует изменение себестоимости отдельного вида продукции в текущем периоде по сравнению с базисным: . Для определения общего изменения уровня себестоимости нескольких видов продукции, выпускаемых предприятием, рассчитывается сводный индекс себестоимости. При этом себестоимость взвешивается по объему производства отдельных видов продукции текущего периода: . Числитель этого индекса отражает затраты на производство текущего периода, а знаменатель - условную величину затрат при сохранении себестоимости на базисном уровне. Разность числителя и знаменателя показывает сумму экономии предприятия от снижения себестоимости: . Сводный индекс физического объема продукции, взвешенный по себестоимости, имеет следующий вид: . Третьим показателем в данной индексной системе является сводный индекс затрат на производство: . Все три индекса взаимосвязаны между собой: . Пример 3. Имеются данные по предприятию: Таблица 6.2
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |