Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет показателей для проведения индексного анализа цен, объема продаж и товарооборота за 2001 – 2002 годы




Наименование товара Продано товаров, кг Средняя цена товара, руб. Товарооборот, тыс. руб.
2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г. 2001 г. 2002 г. 2002 г. в ценах 2001 г.
  (q0) (q1) (p0) (p1) (p0q0) (p1q1) (p0q1)
Масло Крестьянка 20186,8 15410,4 41,9 42,5 845,4 655,1 645,4
Масло Смоленское 34192,2 54228,8 43,2 45,7 1476,2 2476,0 2341,2
Сосиски Гриль 69004,8 39821,2 44,0 46,5 3037,0 1852,6 1752,6
Сосиски Столовые   67408,0 42,8 45,6 4762,5 3075,1 2884,0
Итого:         10121,0 8058,8 7623,2

 

продолжение табл. 6.1.

Индивидуальные индексы Общие индексы Абсолютное изменение товарооборота, тыс. руб.
Физического объема цен товаро-оборота физиче-ского объема цен товаро-оборота всего в т.ч. за счет цен в т.ч. за счет физического объема
0,763 1,015 0,775       -190,3 9,7 -200,0
1,586 1,058 1,677       999,9 134,8 865,0
0,577 1,057 0,610       -1184,4 100,0 -1284,4
0,606 1,066 0,646       -1687,3 191,1 -1878,4
      0,753 1,057 0,796 -2062,2 435,6 -2497,8

 

Данные таблицы позволяют сделать анализ изменения цен, объемов реализации товаров.

1. Индивидуальные индексы изменения физического объема реализации отдельных товаров () указывают, что в 2002 году по сравнению с 2001 годом объем продаж масла Смоленского увеличился на 58,6% ( или 158,6%), а по остальным наименованиям товара снизился: масло Крестьянка –на 23,7%, сосиски Гриль – на 42,3%, сосиски Столовые – на 39,4%.

Цены на отдельные виды товаров () увеличились в 2002 по сравнению с 2001 годом: масло Крестьянка – на1,5%, масло Смоленское –на 5,8%, сосиски Гриль – на 5,7%, сосиски Столовые на 6,6%.

Увеличение цен оказало влияние на изменение товарооборота (), или выручки от реализации товаров. Товарооборот масла Крестьянка снизился на 22,5%, сосисок Гриль –на 39,0%, сосисок Столовые – на 35,4%. Однако, повышение цен не сказалось на величине товарооборота масла Смоленского, выручка от реализации этого вида товара увеличилась на 67,7%.

2. Динамику изменения в целом по всему ассортименту товаров позволяют проанализировать общие индексы.

а) Общий индекс физического объема реализации (Iq) равен 0,753 или 75,3%. Следовательно, физический объем реализации по всем товарам анализируемого ассортимента в среднем снизился на 24,7%.

б) Общий индекс цен (Ip) равен 1,057 или 105,7%. Следовательно, цены по четырем видам товаров вместе увеличились в среднем на 5,7%.

в) Общий индекс товарооборота (Ipq) равен 0,796 или 79,6%. Следовательно, товарооборот (или выручка от реализации товаров) снизился на 20,4%.

Используя взаимосвязь индексов, проверим правильность вычислений:

3. Для определения изменения выручки от реализации товара (или товарооборота) по абсолютной величине, рассмотрим числитель и знаменатель общего индекса товарооборота. Разность числителя и знаменателя будет отражать результат изменения (увеличение или уменьшение) выручки от реализации товаров:

8058,8 – 10121,0 = -2062,2

Уменьшение товарооборота на 20,4 %, по абсолютной величине составляет 2062,2 тыс. руб.

На изменение товарооборота (или выручки от реализации товаров) оказали влияние два фактора – это изменение цен и физического объема реализации товаров данной группы.

+

Для анализа влияния названных факторов обратимся к общему индексу цен Ip и общему индексу физического объема продажи товаров Iq.

Абсолютная сумма увеличения товарооборота за счет увеличения цен в среднем на 5,7% составляет 435,6 тыс. руб.

=7623,2 – 10121,0 = -2497,8

За счет снижения физического объема реализации товаров на 20,4% товарооборот (или выручка от реализации товаров) уменьшился на 2497,8 тыс. руб.

Проверка:

435,6 + (-2497,8) = - 2062,2 (тыс. руб.)

Расчет изменения товарооборота (по абсолютной величине) по всей номенклатуре товаров представлен в расчетных графах табл.6.1.

Вывод: В 2002 году средняя цена на группу товаров выросла по сравнению с 2001 годом на 5,7%, а физический объем реализации этих товаров снизился на 24,7%. В результате совместного влияния этих факторов товарооборот уменьшился на 20,4% или 2062,2 тыс. руб.

Мы рассмотрели применение агрегатных индексов в анализе товарооборота и цен. При анализе результатов производственной деятельности промышленного предприятия приведенные выше общие (сводные) индексы соответственно называются индексом стоимости продукции, индексом оптовых цен и индексом физического объема продукции.

Рассмотрим применение индексного метода в анализе изменения затрат на производство и себестоимости продукции.

Индивидуальный индекс себестоимости характеризует из­менение себестоимости отдельного вида продукции в текущем периоде по сравнению с базисным:

.

Для определения общего изменения уровня себестоимости нескольких видов продукции, выпускаемых предприятием, рас­считывается сводный индекс себестоимости. При этом себесто­имость взвешивается по объему производства отдельных видов продукции текущего периода:

.

Числитель этого индекса отражает затраты на производство текущего периода, а знаменатель - условную величину затрат при сохранении себестоимости на базисном уровне. Разность числителя и знаменателя показывает сумму экономии предпри­ятия от снижения себестоимости:

.

Сводный индекс физического объема продукции, взвешен­ный по себестоимости, имеет следующий вид:

.

Третьим показателем в данной индексной системе является сводный индекс затрат на производство:

.

Все три индекса взаимосвязаны между собой:

.

Пример 3. Имеются данные по предприятию:

Таблица 6.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.