КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Физический эксперимент в школе
Часть 1 В двух частях К лабораторному практикуму по курсу МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ «Методика преподавания физики в школе»
Гомель · 1996
Составители С. В. Шалупаев, В. В. Свиридова
Рекомендовано к печати методическим советом физического факультета Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.
Шалупаев С. В.. Свиридова В. В. Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Методика преподавания физики в школе». Пособие для студентов физических специальностей. В 2-х ч. Ч. 1. - Гомель: Изд-во ГГУ им. Ф. Скорины, 1996. - 40 с.
В физике источником знаний и методом исследования является эксперимент. Школьный учебный эксперимент представляет собой отражение научного метода изучения физических явлений, поэтому ему (хотя он и не тождественен научному) должны быть присущи основные элементы физического эксперимента, по которым учащиеся смогут получить представление о научном методе. Учебный эксперимент – это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления (реже – использование его на практике) на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности. Рассмотрим отдельные виды лабораторно-практических работ. Для фронтальных лабораторных работ и опытов общим является такой метод проведения, при котором учащиеся выполняют одно и то же задание на однотипном оборудовании. Фронтальный метод имеет ряд важных преимуществ в условиях классно-урочной системы общения. Прежде всего, он позволяет тесно вязать лабораторные работы, наблюдения и опыты с изучением материала. С демонстрационным экспериментом учителя, его объяснением, решением задач и опросом учащихся. Типовая схема урока – лабораторной работы следующая: вступительная беседа, выполнение экспериментов учащимися, обработка полученных результатов и подведение итогов работы. Во вступительной беседе следует выяснить готовность учащихся к сознательному выполнению лабораторного эксперимента путем фронтального опроса по материалу, знание которого необходимо для проведения этого опыта. Целесообразно, чтобы каждое звено состояло из одного-двух учеников (недопустимо, если в звене 3–4 или более человек); немаловажен с точки зрения эффективности общения всех учащихся и состав звеньев (сильный-слабый, слабый-слабый, сильный-сильный), но, тем не менее, вряд ли целесообразны специальные указания учителя относительно состава звеньев; в большинстве случаев лучше полагаться на их самостоятельную комплектацию. Инструкция к лабораторной работе должна включать номер и название работы: краткие теоретические сведения и объяснение её цели (последнее преимущественно в IХ–ХI классах, а в VII–VIII классах название работы и ее цель почти всегда совпадают). В конце урока, после выполнения измерений и основных вычислений большинством учащихся, все полученные данные и выводы обсуждаются коллективно под руководством учителя. Лабораторный практикум по физике представляет собой более высокую форму организации лабораторно-практических занятий по сравнению с фронтальными работами. Его отличает, прежде всего, большая самостоятельность учащихся, более совершенная и сложная экспериментальная база. Практикум проводится после изучения какого-либо раздела курса или чаще всего в конце учебного года с целью повторения и углубления пройденного, развития самостоятельности и инициативы учащихся, их умений и навыков, особенно навыков политехнического характера и т.д. По тематике работы практикума должны дополнять, а не дублировать фронтальный лабораторный эксперимент. Для обеспечения целенаправленного и эффективного руководства учебной деятельностью школьников необходимо заранее составить к каждой работе инструкции, напечатать их в нужном количестве, сделать к ним рисунки и схемы, подобрать вспомогательную и справочную литературу. Такие письменные инструкции являются важной частью учебного оборудования, и их надо сделать не наспех, а добротно, аккуратно, лучше всего вкладывать их в прочные папки с указанием на последних номера и названия работы. Обычно инструкция включает: 1) краткие сведения по теории вопроса, изложение одного из способов определения искомой величины; 2) перечень приборов и краткое описание тех из них, которые неизвестны ученикам; 3) описание хода выполнения работы; 4) указание о порядке записей результатов измерений и способе вычисления погрешностей. Кроме того, в инструкцию входят контрольные вопросы и дополнительные экспериментальные задания и упражнения. Непосредственно перед выполнением практикума нужно провести с учениками вводную беседу о задачах практикума, его содержании, об организации и графике выполнения работ, специальных правилах поведения во время занятий; в этой беседе следует дать анализ каждой работы с указанием специфических условий ее выполнения и специальных правил техники безопасности; рассказать о приемах измерений и правилах пользования измерительными приборами, об анализе погрешностей и приближенных вычислениях, форме отчета и сроке его сдачи учителю. В заключение нужно разделить учащихся на звенья (в случае необходимости – на подгруппы), раздать им согласно графику инструкции к следующей работе и указать дальнейший порядок обмена инструкциями между звеньями, объяснить, как следует готовиться дома к работе и каковы требования при допуске к ее выполнению. (Поскольку среди учащихся будут такие, которые не успеют выполнить работу за отведенное на нее время, желательно, чтобы практикум по физике проводился на последних уроках.) Содержание отчета о выполненной работе практикума (оформляемого в специальной тетради) должны составлять схематический рисунок установки, с помощью которой был осуществлён эксперимент, описание хода опытов, результаты наблюдений и измерений, обработка данных эксперимента (вычищение средних значений величин погрешностей, заполнение таблиц, построение графиков, запись конечного результата). В него включаются также описание дополнительных заданий и ответы на контрольные вопросы (такие сведения из инструкции, как перечень приборов и материалов, описание устройства приборов, примечание к правкам их эксплуатации и т.п., повторять в отчете нецелесообразно, так как они не отражают понимания школьниками сущности выполненного эксперимента.)
II.ПРИБЛИЖЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ В КУРСЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
Разность между приближенным значением xизм и точным xист
характеризует отклонение полученного результата от истинного значения искомой величины и называется абсолютной погрешностью измерения. Максимальная абсолютная погрешность Δx является верхней границей погрешности |δx|.Она определяется неравенством и принимается за количественную оценку точности измерения. С целью упрощения терминологии величину Δx принято называть абсолютной погрешностью измерения или просто погрешностью, понимая под этим модуль границы абсолютной погрешности. Результат измерения записывают в следующей форме Приведенная форма записи приближенных чисел называется интервальной. Для определения и сравнения точности измерений используют относительную погрешность – отношение абсолютной погрешнос-ти к значению измеряемой величины: ε = Значащими цифрами числа называются все его цифры, в том числе и нули, если они не расположены в начале числа. Цифра приближенного числа называется верной, если его абсолютная погрешность не превышает одной единицы того разряда, в котором стоит данная цифра. Например, в приближенном числе 46±2 абсолютная погрешность 2 не превышает одного десятка (2<10) но превышает одну единицу (2>1). Поэтому в приведенном приближенном числе цифра 4, стоящая в разряде десятков, является верной, а о цифре 6, стоящей в разряде единиц, этого сказать нельзя. Цифра, стоящая за последней верной, является не вполне точно определенной: в ней содержится погрешность, поэтому она называется сомнительной. Цифры приближенного числа, стоящие после сомнительной, неверные. Действительно, так как сомнительная цифра не может быть определена точно, то цифры последующих более младших разрядов невозможно найти и даже оценить. Поэтому неверные цифры, как не содержащие реальной информации, бессмысленны и должны быть отброшены. Например, в приближенном числе 307,25±4 пять значащих цифр 3,0, 7, 2, 5. Из них две первые 3 и 0 – верные, третья цифра 7 – сомнительная, а две последние 2 и 5 – неверные. Значит, правильной будет запись 307±4. В случае приближенного числа 120,385±0,5 следует писать 120,4±0,5. По той же причине для числа 48,02±0,3 грамотной будет запись 48,0±0,3. Во всех случаях в последнем разряде приближенного числа стоит сомнительная цифра, неверных цифр нет. Измерением называется нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. В школьной практике встречаются два вида измерений: прямые и косвенные. Прямым называется такое измерение, при котором значение искомой величины находится непосредственно из отсчета по прибору. Например, измерение длины линейкой, времени секундомером, силы тока амперметром и т.д. Косвенное – это такое измерение, при котором значение определяемой величины находится по формуле как функция других величин. Например, нахождение плотности вещества по массе m и объему V тела (ρ = m/V), сопротивления R резистора по падению напряжения U силе тока I в данном резисторе (R = U/I). При измерении находится не абсолютно точное, а приближенное значение искомой физической величины. Иными словами, в полученном результате измерения содержится погрешность. При записи результатов измерений в интервальной форме необходимо придерживаться следующих правил. 1. Результат измерения записывается вместе с его погрешностью: правильно: неправильно: V= (125 ± 5) см3 V=125 см3 2. Погрешность округляется с избытком до одной значащей цифры: правильно: неправильно: Δt= 0, 4 с Δt= 0,38 с Δh= 5 мм Δh= 4,4 мм 3. Конечный результат округляется так, чтобы его последняя цифра и значащая цифра абсолютной погрешности принадлежали к одному и тому же разряду: правильно: неправильно: I = (124,0±0,2) см I = (124±0,2) см v = (1,54±0,03) м/с v = (1,542±0,03) м/с 4. Если в ответе содержится множитель вида 10n, то показатель степени n и в результате и в его абсолютной погрешности должен быть одинаковым: правильно: неправильно: R = (1,24±0,03)·105 0м R= (1,24·105±3·103)0м 5. Измеряемая величина и ее абсолютная погрешность выражаются в одних единицах: правильно: неправильно: I = (0,240±0,005) А I= 0,240 А ±5 мА или I= (240±5) мА
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |