ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. МЕНЯЕМ КУРС!
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
В современной философии широко используют два основ- ных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматриваются различные проблемы. Этот спо- соб философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философского направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпретация. Феноме- нологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевты как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый дейст- вует по-своему, на свой страх и риск.
Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматриваются комплексно, они атакуются со всех сторон — и со стороны феноменологии, и со стороны аналитической философии, и со стороны марксиз- ма. Анализ становится более всесторонним, приходится синте- зировать различные точки зрения. Например, если мы обра- тимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограни- чивать себя одной точкой зрения. Ясно, что второй способ ин- терпретации проблем основан на первом.
Итак, мы достигли такой точки философствования, когда на- зрело изменение курса. Что мы и делаем. Теперь будем рассма- тривать философские проблемы с различных точек зрения. И еще, в нашу задачу входит анализ определенной последователь- ности проблем. Нам предстоит совершить обход философских вла- дений в определенном порядке. Вот почему вторая часть книги названа «Систематический курс философии».
Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении раз- личных философских направлений. Самый обстоятельный ответ на поставленный вопрос состоит в перечислении основных поло-
жений различных философских систем. В результате можно по- лучить довольно большой список проблем. Разумеется, можно по- пытаться обобщить их. Займемся этим.
Уже на максимально простом уровне понимания ясно, что фи- лософия занимается миром человека (личность, общество) и ми- ром природы. Несколько сложнее понять, что в некотором роде промежуточное положение между человеком и природой заниг мает мир символов. Речь идет о продуктах деятельности чело- века. Мы назвали их символами, поскольку символ по опреде- лению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей де- ятельности приумножает себя, существуя в этих результатах, ко- нечно же, не буквально, физически зримо, а символически. На- пример, в продуктах труда узнаются их создатели.
Таким образом, мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Ясно, что эти три сферы бытия связаны друг с другом. Так, нет чело- века без природы, а символов без человека. Мир философии можно представить в виде схемы, где двусторонние стрелки вы- ражают многообразие связей:
Мир человека <-> Мир символов <-> Мир природы. Каждый из этих миров в свою очередь каким-то образом струк- турирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыс- лей, различного рода общественных отношений; мир симво- лов — это труд, язык, культура; мир природы — физические, химические, биологические явления.
Новый Философский идеал: бери посильную ношу
В античности, средневековье, Новом времени считали, что фи- лософии все по силам, ее часто называли наукой наук. В наши дни большинство философов придерживаются новой установ- ки: философия не везде всесильна, а лишь там, где она выпол- няет свою главную роль, где речь идет о коренных, фундамен- тальных проблемах человека и человечества. Но и при этом не- пременно следует иметь в виду символический характер фило- софии. Едва ли найдется такое философское положение, которое бы не являлось сложным символом. Допустим, речь идет об идее; важно понимать, что в идее в сжатом, сконцентрирован- ном, символьном виде дано все богатство идей из области наук (всех), искусств (всех), практик (тоже всех).
может ли Философия дать общую картину бытия?
Старые философы считали, что философия может дать исчер пывающую картину мира в целом. Точно так же, как физик да- ет исчерпывающую картину физических явлений, так философ исчерпывающим образом представляет картину «мира в целом». Современные философы более скромны в своих притязаниях. Во- первых, как уже отмечалось, они имеют в виду символьный ха- рактер философии, данные философии должны дополняться сведениями, например, из наук. Во-вторых, современные фило- софы предлагают потребителям философии не окончательные кар- тины, а методы — феноменологический, герменевтический, аналитический, диалектико-материалистический, постмодер- нистский и т.п. Философствование, говорят современные фило- софы, — это процесс, для которого мы вырабатываем инструмен- тарий. Вот инструментарий, берите его и дерзайте.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление