• Язык — главная среда человеческого существования.
• Письмо богаче речи, оно более многозначно.
• Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).
• Назначение текста — доставлять удовольствие (Барт), чув- ство возвышенного (Лиотар).
• Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерно- го согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.
Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз- вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер- вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диа- лектико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Так как философия марксизма рассматривалась выше (см. стр. 64-66), ограничимся перечислением и кратким
комментарием основных положений диалектического и истори- ческого материализма.
Основной вопрос философии — это вопрос о соотношении ма- терии и сознания. Материалисты считают первичной мате- рию. Идеалисты, считают первичными идеи, сознание. Матери- алисты правы: лет эдак 10 миллионов тому назад планета Зем- ля была, а людей с их сознанием не было. Трудно найти среди современных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К со- жалению, противопоставление материалистов и идеалистов ма- ло что дает для решения действительно актуальных проблем. Важ- но понять природу сознания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «материя первич- на»-не «работает».
Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, кото- рые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за постпозитивистом Карлом Поппером предпочитают рассуждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссылаться на некие тайны).
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания.
Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отра- жение действительности, а конструирование ее моделей, образ- цов, в которых присутствует активность сознания (вспомните фе- номенологов, их внимание к процессу воображения).
Материя и сознание развиваются диалектически, от одно- го противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание про- блемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противо- положностей, известный, между прочим, с античности, не поль- зуется уважением в современной науке. Дело в том, что содер- жание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борь- бе противоположностей. Представьте себе на основе закона про- тивоположностей товарно-денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга),
но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый пресле- дует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпрета- цию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что для понимания товарно-денежных отношений надо использовать понятия спроса, предложения, денег и т.д.
Экономический базис, совокупность производительных сил и производственных отношений, определяет характер полити- ческих, социальных и духовных отношений в обществе (это ос- новное положение исторического материализма). Многие фило- софы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в об- ществе решающую роль. В зависимости от обстоятельств на пер- вый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно экономические общественные отношения.
Развитие экономических отношений и деятельность проле- тариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтвержде- ния.
Религия — опиум для народа. Мало кто согласится ныне с та- кой явно упрощенной трактовкой религии.
Влияние диалектического и исторического материализма в нашей стране ослабевает. Эта философия перестала быть офи- циальной доктриной нашего государства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного кризиса.
В чем скрыты истоки неудач диалектического и историческо- го материализма? Прежде всего в недостаточной философской про- работке достижений наук, искусств и практик XX века.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление