Выше при определении герменевтики мы использовали цен- тральный для нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек может с полным основанием утверждать, что он понимает? Ес- ли человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания.
Но как в нем добиться успеха? Как достичь истины — вот во- прос вопросов.
В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, фи- зике, другим учебным дисциплинам. Герменевт считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объ- яснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-на- просто абстрагируется. В критике «бескровных» идеалов науки герменевт согласен с феноменологом. Однако по принципиаль- ным вопросам они расходятся.
Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стре- мится к миру посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт с внешним миром? Надо, счита- ет убежденный герменевт, твердо держаться вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его обработкой в сознании.
Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ин- терес к нему (на латинском «среди сущего» — интер-ессе, ина- че говоря, быть среди сущего значит интересоваться им). Одна- ко вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С дру- гой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понима- ние будет достигнуто и истина откроется, если удастся добить- ся слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояс- нят нам ситуацию.
Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенст- ве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, ина- че он просто придет в негодность.
Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5x4, уче- ник дает неправильный ответ «22». Герменевтически настроен- ный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяс- нить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.
Еще пример (самого Хайдеггера): «Картина Ван Гога есть рас- крытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является в истине. Это сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства действенно про-из-ведена истина су- щего». Перед картиной Ван Гога остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть подлинный зов
сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по Хайдег- геру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим «истинный друг», «истинная любовь» и т.п.
вопрос гадамера: как мы понимаем текст?
Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначаль- но находится среди сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство неопределенности, страха перед не- ведомым, и прежде всего в силу своей конечности, смертности. Понимание предполагает практическое действие, но оно с той же необходимостью есть выражение субъекта, его вы-кладка, интер- претация. Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуаль- ную форму. В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста.
Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопро- сов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вку- сом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Соглас- но Гадамеру, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: за-данное для на- хождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его ин- терпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъек- тивный произвол, ибо сам текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияния горизонтов текста и чело- века. При этом надо иметь в виду так называемый герменевти- ческий круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец, следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понима- ния. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.
герменевтика А.Ф. лосева
Для Лосева каждая вещь обладает сущностью. Сущность — это нуждающийся в разгадке икс, который проявляет себя с по- мощью своих энергем. Благодаря этим энергемам сущность яв-
ляется в имени. Имя есть символ сущности. В «имени — средо- точие всяких физических, психических, феноменологических, ло- гических, диалектических, онтологических сфер». Имя — мост между субъектом и объектом. Лосев выделял в имени 67 (!) мо- ментов. Вот что значит видеть в имени (слове) полноту жизни! Любовь к слову приводит герменевтов к тому, что они опас- но сближают философию с филологией (любовью к слову), фи- лософия начинает пониматься как нечто среднее между наукой и поэтикой. Герменевтика ориентирована эстетически.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление