Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какую проблему стремится решить феноменология.




Феномен — это в переводе с греческого то, что является. В на-
шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его
чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен —
это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе-
номенология — это учение о сознании, о феноменах и их смыс-
лах.
Основателем феноменологии в том виде, в котором она
культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль.
Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стра-
не. Из российских философов прекрасными феноменологами
были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая
занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление
жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действи-
тельно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир
человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе-
чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки,
мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обед-
ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про-
исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по-
нимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это резуль-
тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре-
мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что


феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово-
лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ-
екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают
либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объ-
екта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит
к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю-
чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас-
сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль-
ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ-
ект и объект даны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний
для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях,
созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина-
ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания.
Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб-
ки», воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздер-
жание со времен древних греков называется эпохе). На время
анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явле-
ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес-
ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на
предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на-
правлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменоло-
гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос-
мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную
яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек
имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто-
му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты-


вание» одинакового. Так субъект формирует представление «об
этой яблоне».

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во-
обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй-
дос — это идея, не потерявшая своей конкретности, образности.
На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует),
представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой-
ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает-
ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка-
кого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике пе-
реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело
в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением.
Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не-
что, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полно-
весные знаки, в которых человек выражает свое отношение
к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы-
тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива-
ний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда-
ется совершить переход от созерцания отдельных предметов
к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли
не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука-
зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на' книгу,
утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме-
та — стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом»,
«лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че-
ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным
созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца-
ниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки»,
затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого
полученный эйдос возвращается предмету,
что и означает со-
хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока-
зательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди-
алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по
сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыс-
лоемки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.