Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро- ваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно фи- лософское направление, ибо в таком случае теряются достоин- ства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни филосо- фы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или мо- рально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетли- во дана разнородность философии.
Еще отчетливее на разнородность современной философии ука- зывает наличие четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских странах доминирует ана- литическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других стра- нах сторонников постмодернизма. Итак, в наши дни можно вы- делить четыре главных направления философии интернацио- нального содержания — это аналитическая философия, феноме- нология, герменевтика и постмодернизм.
При оценке философской ситуации в России следует иметь в виду три обстоятельства.
• Многие философы, ученые и преподаватели, люди, прошед- шие их школу, являются сторонниками, сознательными или бессознательными, диалектического материализма — той самой философии, которую развивали Маркс, Энгельс и Ленин.
• Значительная часть наших людей приобщается к упомяну- тым выше философским направлениям — аналитической фило- софии, феноменологии, герменевтике и постмодернизму, приоб- ретших статус признанных составляющих мировой философии.
• Третью, также большую по численности группу наших со- отечественников составляют те, кто является сторонником осо- бого, русского, российского пути в философии. При этом под рус- ской понимается прежде всего та философия, которая существо- вала в России до 1917 г. и которая была продолжена вынужден- ными и добровольными эмигрантами. Речь идет о философии B.C. Со- ловьева, П.В. Флоренского (погиб в сталинских застенках), H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева и др.
В переводе с латинского плюрализм означает признание пра- вомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности в фи- лософии. Именно такая точка зрения проводится в этой книге, что, как мы полагаем, соответствует состоянию современной мировой философской мысли, не совместимой с изоляционизмом, где бы он не проводился — в Америке, Англии, ФРГ или России.
В наши дни открыто выступать против плюрализма отважи- ваются редко, никто не хочет прослыть ретроградом. Тем не ме- нее антиплюрализм жив, часто его маскируют в красивые одеж- ды. Предлагают, например, изучить главное в философии, а не- существенное опустить. Глядь, а оказывается, культивируется толь- ко одна точка зрения, плюрализма-то и нет. В старых советских учебниках философии изучались воззрения многих философов, но интерпретация их проводилась односторонне, исключитель- но с диалектическо-материалистических позиций. Что не со- гласовывалось с этой позицией, отвергалось; этот не диалек- тик, тот не материалист и т.д. Такая позиция напрочь исклю- чает плюрализм.
Особо следует сказать, что плюрализм пронизывает собой всю науку, принципиальные споры ведут между собой не толь- ко гуманитарии, но и математики, и физики, т.е. представите- ли тех наук, в которых, казалось бы, сама их строгость исклю- чает разброс мнений. Действительное положение дел свидетель- ствует в пользу реальности плюрализма во всех науках.
Увы, в преподавании многих наук плюрализм обычно даже не упоминается. Наученные таким образом студенты вузов и тех- никумов считают плюрализм чем-то экзотическим, уместным раз- ве что в практической жизни. Плюрализм в философии тогда вос- принимается чуть ли не как ее недостаток. Между тем плюра- лизм в образовании — это всегда противовес догматизму. По этой причине изучение различных философских систем очень благо- творно, ибо здесь как раз и заключено основное противоядие от догматизма. В философии потенциал плюрализма очень велик, он выявлен давно, и, конечно же, его использование — благо- творное дело.
их коллеги, представители других философских направлений, не об- ращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненно- го знания, не только не избегает кризисных явлений, а наобо- рот, плодит их (бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).
Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб- вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление