Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения феноменологии




КАК ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ЦЕННОСТИ?

Ценность — это значимость предмета для человека. Так
считает феноменолог. Ценность связывает субъект и объект.
Применительно к этике это показал немец М. Шелер, а приме-
нительно к эстетике француз М.Дюфренн. Для них обоих цен-
ность есть феноменологическая интерпретация. Интерпрета-
ция, которая направлена против всякого формализма, главенст-
вует, как считал Гуссерль, в современных науках и соответствен-
но в технике. Он мечтал о том, чтобы наука, техника, этика, пра-
во, другие области общественной жизни понимались феномено-
логически. Нужно отдать должное феноменологам, они детальнее
других анализируют жизнь сознания.

Основные положения феноменологии достаточно детально
рассмотрены в параграфе, посвященном феноменологическому ме-
тоду. Сейчас мы представляем их в более компактном виде,
в форме предписаний.

• Начиная философствование, на время анализа самого созна-
ния абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скоб-
ки».

• Обогатите материал созерцания своим воображением (пред-
ставьте себе то, что вы анализируете так и эдак).

• Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте выска-
зыванием.

• На основе полученных эйдосов и высказываний интерпре-
тируйте содержание предмета анализа.

• Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

4.3. герменевтика

происхождение термина «герменевтика»

По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса,
владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям
послания Зевса, обеспечивать их понимание. Эта же легенда по-


вторяется в древнеримской мифологии, где Юпитер — то же, что
Зевс, а Меркурий — то же, что Гермес.

Средневековая евангелия в переводе с греческого есть тоже
весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъ-
яснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бо-
га, апостолов). Христианские проповеди, а методика их прове-
дения была разработана весьма детально еще в средние века, есть
уяснение смысла божественного слова, но не столько рацио-
нальными, сколько иррациональными средствами.

Исходя их изложенного герменевтику часто определяют как
способ философствования, центром которого является интер-
претация, понимание текстов.
Это соответствует тому обстоя-
тельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внима-
ние. Тем не менее содержание герменевтики много шире приве-
денного определения. В связи с последним утверждением обра-
тимся к истории становления герменевтики как философского
направления.

становление современной герменевтики

Современная герменевтика — это прежде всего реакция на фи-
лософию Нового времени с ее культом рациональности и чело-
века-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда
такой способ философствования себя исчерпал, то в появивших-
ся новациях человек стал пониматься не столько как рациональ-
ное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чув-
ствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин
Кьеркегор. Он писал об экзистенции (существовании) человека,
о связанных с этим переживаниях.

В то же время новейшая философия не хотела что-либо про-
тивопоставлять человеку — ни природу, ни Бога. Отсюда про-
исходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что чело-
веку предшествует принцип ничто, принцип свободы. Так счи-
тали наш H.A. Бердяев и француз Ж.-П. Сартр. Главная книга
Сартра называется «Бытие и ничто». Человек свободен, а пото-
му он сам ответственен за свои действия.

Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто —
человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие челове-
ка в мире», сокращенно «бытие-в-мире», где два дефиса призва-
ны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единст-


ва мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом
Ясперсом
и Мартином Хайдеггером.

Ясперс, бывший врач-психиатр, рассматривает существова-
ние человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, со-
мнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных
ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс — экзистен-
циалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям че-
ловеком своего существования в мире.

Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического пони-
мания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциа-
листом, который преувеличивает значение переживаний. Он на-
зывает себя фундаментальным онтологом. Онтология — это
учение о бытии. Так, Хайдеггер считает, что философия начина-
ется с учения не о познании (как считали гении Нового време-
ни, например Кант), a о бытии человека в мире. А домом это-
го бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван
основателем современной герменевтики. Таковым часто считают
Ганса Гадамера, ученика Хайдеггера, но благодарный и благо-
родный ученик не устает ссылаться на своего учителя.

Крупнейшие представители герменевтики в Германии —
Хайдеггер и Гадамер, во Франции — П. Рикер, в Италии — Э. Бет-
ти,
в России — С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев.
Булгаков
подчеркивал, что в слове «звучит мир». Флоренский счи-
тал, что слово «сводит нас лицом к лицу с реальностью». Лосев —
автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана
герменевтической проблематикой.

Итак, мы получили материал для уточнения определения гер-
меневтики. Герменевтика — это философия о бытии человека
в мире и понимании этого мира посредством языка и пережи-
ваний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.