• Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим ос- новные положения герменевтики и ее термины:
• Бытие человека-в-мире.
• Соотносительность человека и мира (вещей).
• Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
• Потаенность вещи, ее сокрытость.
• Философия как вопрошание.
• Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как ис- тинность.
• Горизонты человека и вещи.
• Понимание как слияние границ человека и вещи.
• Герменевтический круг.
• Понимание как интерпретация на основе образования, вку- са, таланта, войлеченности в традиции интерпретатора.
• Историчность интерпретации.
• Сближение герменевтики с поэтикой.
Герменевтика имеет своих сторонников и противников. В на- уке она почти не используется, зато в искусстве к ней обраща- ются очень часто. Герменевты озабочены тем, что в нашем ми- ре все меньше думают. Надо не бездумно прославлять или про- клинать, например, технику, науку, повседневные реалии, а во- прошать, вести диалог друг с другом, добиваться согласия, кон- сенсуса. Человек, считают многие герменевты, подвержен безу- мию своих произведений, ему кажется, что философия больше
не нужна. В этой связи классики герменевтики, и наш Лосев, и не- мец Хайдеггер, трепетно относились к молодежи. Лосев написал для юношества специальную книгу «Дерзание духа». В предис- ловии к этой книге, обращаясь к юным, он писал: «Беритесь за ум, бросайтесь в живую мысль, в живую науку, в интимно-тре- петные ощущения перехода от незнания к знанию и от бездей- ствия к делу, в эту бесконечную золотистую даль вечной проблем- ности, трудной и глубокой, но простой, здоровой и усладитель- ной. Певучими радостями овеяна живая мысль, бесконечной готовностью жить и работать, быть здоровым и крепким. Весе- льем и силой заряжен живой ум».
Хайдеггер также хотел бы способствовать молодым. «Самое важное сегодня — это молодежь, которая переживает новые проблемы, которая строит новый мир. Я ее очень люблю, и лишь она интересна». Слова Хайдеггера были сказаны в 1969 г., ло- севское предисловие относится к 1988 г.
Герменевтика, равно как и любая хорошая философия, нуж- на тем, кто смел, кто дерзает духом, а это может быть и млад, и стар.
4.4. аналитическая Философия
Философия наших дней включает в себя не только те направ- ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч- но ориентированной философии, например герменевтику. Гран- диозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языкове- дения), математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечат- ляющими, к их рассмотрению мы как раз и переходим. Но преж- де необходимо определиться с тем, что понимается под аналити- ческой философией.
Аналитическая философия — это философствование по- средством детального анализа используемой логики и языка. Ло- гика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два глав- ных.
Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математи- ки в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом
строгости всегда считалась математика. Но довольно неожидан- но математики стали все чаще встречаться с различного рода па- радоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими за- труднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеж- дение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый ис- кусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фре- ге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно рез- ко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.
Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье иде- ализма в английских университетах начала XX века. Для анг- лийских философов, вспомните Локка, всегда был характерен эм- пиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Мож- но даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возоб- ладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное по- ложение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремле- нием к ясной философии. Ясность философии связывалась преж- де всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фак- тах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице идет дождь». Только второе выражение является общезна- чимым. Отметим также, что англичанин Джон Myp и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр фило- софского анализа не искусственные языки математики и логи- ки, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.
основатели движения: фреге, рассел, мур
Укажем на основные идеи основателей аналитического дви- жения в философии.
• Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это — задача логики.
• Логика занимается высказываниями, предложениями, со- стоящими из слов, т.е. она имеет языковой характер. Первые фи- лософские вопросы: что есть слово? что есть предложение?
• По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утрен- няя звезда» и «вечерняя звезда» — это планета Венера. Два рас- сматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную ин- формацию. Часть логической путаницы заключается в отожде- ствлении значения имени и его смысла.
• Фреге ввел в логику понятие функции. Сравним выражения: «2+3» и «Сергей играет с Татьяной». В первом выражении 2 и 3 — это аргументы, а знак «+» есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные х, у, то мы получим эффективней- шее средство для описания множества математических выраже- ний с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а пред- ставление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение «Сергей играет с Татьяной» тоже можно представить как связь аргументов («Сергей», «Татьяной») с функцией («игра- ет с»). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисле- ние высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге букваль- но преобразило логику и аналитическую философию в целом.
• Редукция, сведение к предельным элементам реальности поз- воляет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Пред- метное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Окнам вы- ступал против преумножения сущностей).
• Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.
• Мур предлагал неясные, спорные суждения переформули- ровать в более ясные.
ранний витгенштейн: «Логико-Философский трактат»
Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-фи-
лософский трактат». Основные положения этой первой хресто- матии аналитической философии следующие.
• Язык есть граница мышления (язык и мышление совпада- ют; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком — это химера).
• Есть только один мир — мир фактов, со-бытий (сосущест- вование фактов), которые описываются совокупностью естествен- ных наук.
• Предложение — картина мира, оно имеет с последним од- ну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).
• Смысл предложения выражает со-бытие.
• Сложные предложения состоят из элементарных предложе- ний, которые соотносятся непосредственно с фактами.
• Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения эти- ки, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире,— пишет Витгенштейн,— все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)
• «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше мол- чать.
• Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.
• Цель философии — не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не осо- бое учение, а деятельность по прояснению языка.
Перед нами философия, которая вплоть до середины XX ве- ка считалась образцом ясности. Казалось, на горизонте никог- да не появятся облака — предвестники новых бурь.
логический позитивизм
Если местом становления аналитического направления в фи- лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра- ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движе-
ния переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Ней- рат, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпелъ). Всех упо- мянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и фи- зики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трак- тату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолют- ное большинство философов эмигрировать в США, где они про- должали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствова- ла тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Ана- литическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский конти- нент.
Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют не- опозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позити- визм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).
Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений не- возможно обосновать. От философии следует отказаться в поль- зу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.
Аналитические и синтетические предложения. Это разли- чение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. При- меры аналитических предложений: «В квадрате все углы пря- мые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все уг- лы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. При- меры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определе- нию стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливает- ся эмпирическим путем.
Неопозитивисты считали, что все предложения науки явля- ются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитиче- ские предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения — эм- пиричны, они отражают экспериментальные данные. В соот- ветствии с этим можно разделить все науки на эксперименталь- ные (физика, химия, психология, история, социология) и неэк-
спериментальные (логика и математика). А предложения фило- софии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.
Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный амери- канский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и фило- софских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.
Верификация (проверяемость). Согласно принципу верифика- ции, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протоколь- ными предложениями, или предложениями наблюдения). Элемен- тарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удо- стовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Эко- номика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к пред- ложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава груп- пы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперимен- те, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов.
Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказывать- ся же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один — согласиться с тем, что в основе научного понимания ле- жат философские принципы («Все проверяй фактами» — типич- ный философский принцип, ибо он обладает универсальным со- держанием), которые невозможно проверить фактами непосред- ственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчер- кивалось, философские принципы являются обобщениями все- го массива экспериментов.
История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и про-
стоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простовато- сти, научной поверхностности.
Физикализм. Физикализм — это убеждение, что в эмпири- ческих науках все предложения должны в конечном счете сво- диться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверж- дали неопозитивисты.
На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но после- довательно проводить этот принцип за пределами физики, напри- мер в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое — это не само биологическое и со- циальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демо- кратия — это вполне реальное политическое состояние общест- ва. Но в свойствах элементарных частиц политическую демокра- тию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи вклю- чает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя эти- ми «либо».
Добро — это чувство, его нельзя обосновать фактами, счи- тали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию ан- гличанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не мо- гут быть истинными или ложными, они являются выражения- ми эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чуж- да идеалам науки.
Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, сущест- венно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно ре- абилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопози- тивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление