В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или фран- цузская математика, а математика как явление мировой культу- ры. Подобно математике, физике, кибернетике философия есть явление мировой культуры. Разумеется, это не отменяет тот факт, что всякая философия несет на себе печать национально- культурного своеобразия. Столь же неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во мно- гих отношениях смыслообразующую роль играет философия оте-
чественных авторов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевско го, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Для философских воззрений этих авторов характерен боль- шой разброс. Тем не менее ниже мы попытаемся представить тра- диционную российскую философию как нечто целостное. Затем проведем конкретизацию основных черт философии, ориентиру- ющейся на российские традиции, на примере философии B.C. Со- ловьева, H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не едино- душно признается самым выдающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, по- жалуй, наиболее известный из всех российских философов XX ве- ка, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая философская фигура XX века внутрироссийского масштаба. Итак, о характер- ных чертах традиционной российской философии.
Для абсолютного большинства русских философов характе- рен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставля- ется фрагментарности, расчлененности культуры индустриаль- ного общества.
Но мир — это не просто целостность, а положительное един- ство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понима- ется как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сли- вается с религией, прежде всего с православием.
Положительное единство понимается также как нравствен- ность, оправдание абсолютного добра.
Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму.
Нравственность в общественном контексте приводит к прин- ципу соборности. Соборность означает единство людей на осно- ве их любви к Богу и следование строгой нравственности.
Принцип соборности кладется в основу интерпретации поли- тических и правовых воззрений.
Принцип цельности в российской философии применитель- но к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического.
Часто основа познания понимается как интуиция, как пости- жение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим.
В вопросе об истинности отечественные философы часто стре- мятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью.
Космизм: идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути дела, концепция русского кос- мизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федо- рова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские косми- сты видят едва ли не основную задачу человека в «распростра- нении совершенства» (Циолковский) по Вселенной. Эта идея по- ражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных.
Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения отечественной философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отече- ственную философию на новом этапе российской действительно- сти целесообразно не иначе как с использованием достижений современной мировой философии в целом.
B.C. соловьев: «абсолютное осяществляет благо
ЧЕРЕЗ ИСТИНУ В КРАСОТЕ»
В философии Владимира Сергеевича Соловьева основные чер- ты русской философии представлены особенно рельефно. Соло- вьев недоволен позитивизмом, отвлеченными началами рациона- листов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает иде- алы Богочеловечества.
Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно, что на эту роль может претендовать толь- ко Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было лично- стью — всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Фи- лософию Соловьева так и называют: философия положительно- го всеединства.
Всякое многообразие скреплено божественным единством, мудростью Бога, Софией. София — это душа мира. Смысл бытия человека — достраивание Софии до органической целостности с аб- солютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством.
В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве бла- го (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся раз-
Ш)
мышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда сле- дует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности — благо, истина и красота — всегда образуют единство, смысл которого — лю- бовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Боге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преимуществу есть платоническое чувство, Соловьев угады- вал в ней женское очарование. Блестящий поэт, он описывает од- но из своих мистических видений следующим образом:
Все видел я, и все одно лишь было,— Один лишь образ женской красоты...
Видимо, неслучайно философию Соловьева часто называют фи- лософией вечной женственности.
Для Соловьева гарантами спасения человечества являются лю- бовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный че- ловек. Безнравственная наука служит силам разрушения, вой- ны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не на- полнено нравственным смыслом.
Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движе- ние к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения. Пигмалион со- творил статую, и она ожила; так истинный человек, подобно та- лантливому скульптору, одухотворяет свои деяния. Соответствен- но жертва Христа открыла путь к спасению человечества.
Все личные и общественные коллизии разрешаются при стремлении к совершенному добру. Нравственность имеет пер- венство над правом, политикой, экономикой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справить- ся с любыми задачами, в том числе и с войнами, и с разделени- ем церквей, и с разделением людей по нациям.
Философия H.A. бердяева: человек - это откровение, свобода
и творчество
Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, боже- ственного «ничто». Бог сотворил мир из ничто, следовательно,
Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть ничто. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает челове- ку стать добрым, но он не в состоянии контролировать ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божестве- нен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его открове- нии. Для Бердяева главное — это оправдание человека, его фи- лософия ярко персоналистична, романтична, расцвечена тыся- чами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким ми- ровоззрением не мог не быть противником тоталитарных режи- мов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение дости- гается не в технике, не в революциях, а в божественной духов- ной жизни. Бердяев считал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи.
Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появлять- ся одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне откры- ли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу россий- ского социализма, миссию России. Книги Бердяева являют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит на- значение подлинного философа?
А.Ф. лосев: «мне надо с греческого переводить...»
Несколько лет тому назад один из студентов автора этих строк получил задание написать реферат о творчестве Плотина. С этой целью студенту было рекомендовано прочитать одну из толстых книг Алексея Федоровича Лосева. Вскоре выяснилось, что студент бросил учебу. Каково же было наше удивление, когда месяца через два студент принес прекрасный реферат. Его объяснение было простым: «Мне понравился Лосев».
Философия Лосева — это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Его книги, научные-пренаучные, по- хожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столь- ко ссылок на отечественных и иностранных авторов, что не ве- рится порой в способность одного человека совершить такую ги- гантскую работу. За свою шеститомную «Историю античной эс- тетики» Лосев заслуженно получил Государственную премию.
Когда Лосев умер в 1988 году, не дожив всего 5 лет до свое- го столетнего юбилея, то поистине «ослабла связь времен». Ло- сев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводил с греческого, ибо считал, что это один из ра- дикальнейших путей развития отечественной философии.
Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: фи- лологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева ин- тересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретно- сти, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из не- подвижных эйдрсов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, рели- гию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеоб- разную философскую систему, достоинства которой изучены по- ка недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эй- досов, слов и символов.
4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О Философии запада и востока
Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще- ствуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки фило- софии считают, что нет как таковой западной или восточной фи- лософии. Нет единого «духа» западной или восточной филосо- фии, который определялся бы характером соответствующих на- родов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преоб- разующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просве- щенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные разли- чия имеют не регионально ограниченный, а универсальный ха- рактер. Так, мистик — это универсальная фигура. В средневе-
новой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.
В философском отношении Запад интересен Востоку, а Вос- ток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем един- стве они призваны сформулировать планетарное философское мы- шление будущего.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление