Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух- вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа- ет Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, те- перь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време- ни в центре философских изысканий ставят человека (по-грече- ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз- рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но- вому времени.
основные идеи возрожденческой Философии.
Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден- ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен- но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь- ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче- ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе- одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин- дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст- ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения
стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар- до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи- вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож- дения. В средние века была широко распространена моралисти- ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ- ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест- венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла- бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига- ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри- мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в* Ватика- не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де- лил на 1800 (!) частей.
Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще- еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз- зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос- ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити- ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва- ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи- альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити- ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой- ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче- ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.
О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита- льянской почве античное культурное наследие, особенно фило- софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи- кура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не мень- шим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преем- ственности. Презрительное раннесредневековое отношение к ан- тичной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключитель- но мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезиро- вать античные, средневековые и возрожденческие идеи.
Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими пред- шественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь про- должается. В истории развития философских идей всегда име- ется то, что часто называют связью времен. Чтобы не быть го- лословными, приведем пример. Разве не античные мыслители под- готовили основу для средневековых теоцентрических представ- лений? Это, в частности, выработка строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, понимание еди- ного как блага. Без всего этого вряд ли мог появиться моноте- изм. Далее. Возрожденческие идеи об активности человека, его творческой сущности явно определяются представлениями о твор- ческой силе и всемогуществе Бога.
3.2. Философия от декарта до канта (XYII-XYIII ВВ.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление