Философские идеи в средние века чаще всего были облаче- ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, сверхъестествен- ная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, бе- зудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сход- ство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуж- дой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Имен- но с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют но- вые философские принципы, развитые в средние века.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся фи- лософов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но да- же на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных му- дрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, на- пример для детей.
Греческое слово «Библиа» означает «книги», они составля- ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной лично- сти, слово бог пишется с большой буквы — Бог. Для удобства читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философ- ской значимости.
1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз- начает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только хри-
стианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Ка- ков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари- стотель называли божественными космос, звезды, т.е. нелич- ностное. В библии божественным является только сам Бог. Мо- нотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, по- нимания субъективного.
2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципа- ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв- лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не те- оцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало.
3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — уче- ние о сотворении мира Богом из ничто. В философии не счита- ют, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме филосо- фы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Плато- на — мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не тво- рит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь.
4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то вре- мя как в античности разум сводился к интеллекту, который счи- тался враждебным вере. Вера — слово итальянских корней и буквально означает «то, что обеспечивает истину». Веры бы- вают разные, в том числе и несостоятельные. Для нас важны сей- час не различия в вере, а сам факт их наличия, необходимость их философского осмысления. Каждый человек верит, он что-то считает истинным. Вера — это личностное самоопределение че- ловека, составная часть его внутреннего мира. Именно средне- вековая философия впервые разработала проблематику веры.
5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за- веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб- ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интел- лекта и только. Христианство открыло горизонт воли.
6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что мо- ральный закон — это закон самой природы, который и на сто- роне бога и человека выступает как добродетель. Христиане
считают, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика — это по преимуществу эти- ка долга перед Богом.
7. Совесть. Нравственность самого человека есть прежде все- го совесть. Совесть — это познание, сопровождающее связь че- ловека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово совесть не встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Вет- хий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет — после. Мы приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть — это но- вое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою гре- ховность, а значит, и пути ее преодоления.
8. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь зве- нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато- на любовь — это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».
9. Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание, упование на будущее, это переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо- гут повториться. Средневековая концепция времени — это пере- ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес- са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени- ем выступают и надежда и провидение, понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе- ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее, чем античное.
10. Духовность человека. Человек обладает не двумя измере- ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — прича- стность к божественному посредством веры, надежды и любви.
11. Символизм. Символ — это намек на единство. Символизм — это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию. Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Ада- ма и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама
и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вме- няется в вину всем людям. Адам в символическом виде представ- лял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех.
Символизм, конечно же, не был чужд и античности, доста- точно вспомнить, как философы стремились разглядеть в мате- риальных вещах идеи. Но только в средневековье символизм ста- новится широко распространенным способом постижения дейст- вительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем самым он учился распознавать отношения. Действительно, если А указывает на В, то это означает, что А и В находятся в опре- деленном отношении.
Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христи- анстве философии? В развитии личностного начала. Она предста- вила новый образ человека, который во многих отношениях превосходил античные представления.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление