Духовная революция Сократа.Сократ совершил в филосо- фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше- нием проблемы: что такое природа и последняя реальность ве- щей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична чело- веку, Сократ переиначивает основное философское вопроша-
ние: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия че- ловека должна стать ключом к философии природы, а не наобо- рот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение то- му, что человек есть существо познающее, разумное.
Сущность человека — душа. Этика Сократа. Человека от- личает от других существ душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную ак- тивность, быть совестливым и моральным, добродетельным. По- тенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесны- ми упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои доброде- тели, человек достигает гармонии души, даже физическое наси- лие не может ее разрушить. А это означает, что человек стано- вится свободным. В этом и состоит его счастье.
Этика Сократа, описанная в предыдущем абзаце, имела в ста- новлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Заду- маемся над следующими сложными для этики Сократа вопро- сами.
1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, толь- ко кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступ- ник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит пред- ставления о доброй воле.
2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозмож- но найти ответ в этике Сократа. Современные философы пола- гают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определя- ется приобретенными им в процессе жизни ценностями. Но уче- ния о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.
Диалектика Сократа. Мы используем слово «диалектика» для обозначения искусства достижения философских истин. В этом отношении Сократ также был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки во- просов и нахождения ответов на них. При этом достаточно от- четливо выделяются три этапа.
Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обыч- но человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой слож- ный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Со- крат, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».
Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллю- зии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.
Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.
Смерть Сократа. Как известно, афиняне послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд. Во все это не хочется верить. Увы, свершившееся есть факт. При всей трагичности этого факта уроки его весьма поучительны.
Сократа обвинили в том, что он не чтит общепризнанных в Афинах богов, вводит новые божества, развращает юношест- во пропагандой своего учения. Подлинной причиной казни Со- крата явилась зависть к его мудрости, тем более что он не ос- танавливался в обличении неразумия ни перед кем — ни перед поэтами, ни перед политиками. Последние были особенно злы на Сократа (тридцать тиранов запрещали ему обучать словес- ному искусству).
Друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы, но он от- казался. Почему? Он подчинился закону, не хотел насилия над законом. Он подчинился судьбе, ибо его разум не оставлял ему другого пути. Сократ рассуждал так: разум — высшая моя до- бродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвин- ным. Особо следует упомянуть об отношении юных к Сократу, они относились к нему вполне благосклонно, но на суде им не предоставили слово.
К чести афинян нужно сказать, что впоследствии они нака- зали обидчиков Сократа и всячески возвеличили его личность. Однако обвинение философов в создании новых богов будет по- вторяться многократно и всегда заканчиваться одним и тем же: позором обвинителей и славой в веках казненных. Философия даже в просвещенном обществе — удел смелых, она не прием- лет лицемерия, ханжества, чинопочитания, отстраненности от зла.
Философия, по Сократу, это «экзамен души», экзамен на му- дрость, честность, правду, свободу.
Философия платона
Концепция идей.Платон — выдающийся мыслитель антич- ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра- тегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Серд- цевину же философии Платона составляет концепция идей.
Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущем- ся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как вы- ясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обо- значается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о бла- гом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.
Идея — это то самое единое, которое составляет суть много- образия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это мно- гое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевны- ми явлениями. Универсальность идей показывает, что они пред- ставляют собой мощнейшее философское средство!
Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придет- ся поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.
Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрас- на по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое.
Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, по- этому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, под- вергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет.
Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое вни- мание на те вещи и явления, которые признаются прекрасны- ми. Установите, что менее и что более прекрасно. По определе-
нию ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуа- цию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.
Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрас- ное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто вы- ражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрас- ное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, на- чиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направле- нии (против стрелочек).
Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.
Идеи находятся в физических вещах. Идеи — это творение ума человека, следовательно, они на- ходятся в уме человека.
Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме че- ловека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Ги- перуранцей (дословно: по ту сторону неба).
Платон придерживался третьей точки зрения, она пред- ставляется нам парадоксальной. Современные исследователи из- бегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вто- рых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие об- щие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но суще- ствуют. В этой связи вместо слова «идея» используются терми- ны «понятие», «идеализация». Именно учение о понятиях и иде- ал изациях является современным пониманием природы идей.
зо
Какая идея наиважнейшая?Платон не считал все идеи рав- нозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в ми- ре, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это — мировой принцип. Современные фи- лософы придают благу более земное содержание, они обычно счи- тают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного житель- ства людей.
Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпре- тации самых различных явлений.
Обладая таким инструментарием, можно найти ответы на са- мые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким должно быть общество? Рассмотрим в этой связи учение (логос) о космосе (космологию), о человеке (антро- пологию), об обществе (социологию).
Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершен- ством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-деми- ург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независи- мо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы ожив- ляется идеями.
Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
Антропология Платона. Концепция любви. У каждого че- ловека есть тело и душа. Душа — главная часть человека, бла- годаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа ре- ализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее — мужест- венным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только по- знание, но и любовь.
Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным пред- si
ставлениям, платоническая любовь — это любовь, лишенная чув- ственных влечений. В действительности же Платон воспевал лю- бовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Лю- бовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется прой- ти по этому мосту?
Учение Платона об обществе. Главная идея общественного благоустройства — это идея справедливости. Те, в которых пре- обладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренно- сти, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крес- тьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в кото- рых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стра- жами. И только достигшим в своем духовном развитии мудро- сти по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанны- ми выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по со- стоянию своей души. Платон желал построить идеальное госу- дарство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платона действительно кажутся не- сколько утопичными, скользящими по поверхности моря жиз- ненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех разви- тых стран часто ставят на первое место именно идею справедли- вости. А это идея Платона]
Устарел ли Платон? На первый взгляд может показаться, что философия Платона, жившего 24 столетия тому назад, ус- тарела. Если читатель слышал от кого-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона. Берем на себя смелость прогнозировать: либо окажется, что Платон просто-напросто вы- играл соревнование, либо «победа» над Платоном досталась ва- шему собеседнику лишь постольку, поскольку он прекрасно знает философию Платона и сумел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, по- жалуй, состоит главная тайна многовековой значимости фило- софии Платона. В центре этой философии находится учение об идеях.
Философия аристотеля
Учение о форме и четырех причинах.Аристотель — вели- кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром- ный потенциал, Аристотель развил собственное философское уче- ние.
Выше мы видели, что Платон встретился с большими труд- ностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремил- ся разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.
Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя — это бронза, а форма — очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя — это кости и мясо, а форма — душа. Для животного формой является животная душа, для расте- ния — растительная душа. Что важнее — материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари- стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин- дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав- ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная — сущ- ность вещи; материальная — субстрат вещи; действующая — то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе- вая — во имя чего совершается действие.
Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма есть осу- ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле- жит уму человека. Выходит, что форма — это сущность и отдель- ного единичного предмета, и понятия об этом предмете.
Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло- гии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Герак- лита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно перера- ботал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Ари- стотель в развитых им концепциях динамизма и цели.
зз
Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде- лять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возмож- ности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях тре- буют уразумения механизмы происходящих изменений и при- чины, обусловившие эти изменения. Надо определить источник движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспе- чили движение.
Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при- чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель — по-гре- чески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеоло- гией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Гла- венствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над- лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин- станцией поступков людей оказываются их цели, целевые при- оритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его дея- ний и общества.
Последняя реальность — бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намно- го более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма нежи- вых предметов — растительная форма — животная форма — фор- ма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы — возра- стает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая фор- ма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необ- ходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перво- двигатель всего, а значит, принципиально объяснили все мно- гообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, фи- нальная причина.
Бог Аристотеля — это перводвигатель. Это еще и ум. Поче- му ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в ду- ше человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог не- подвижен. Как источник движения он не имеет причину движе- ния, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения откры- вать другую и так далее, без конца. Бог — конечная причина дви-
жения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога не- подвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник вся- кого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах лю- дей. Бог — великолепный ум. Если человек по-настоящему воз- желает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надле- жит развивать свой ум.
Аристотель — основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, имен- но Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде са- мостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как на- уку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти зако- ны в четкой и ясной постановке.
1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы про- тиворечащие утверждения были истинными по отношению к од- ному и тому же предмету. Так, по отношению к Сергею не мо- гут быть одновременно истинными два следующих утверждения: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны».
2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. В нашем примере одно из двух ут- верждений «Сергей и Татьяна одинакового роста» или «Сергей и Татьяна неодинакового роста» должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны». Сравнение двух последних высказы- ваний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одина- ковы по росту.
3. Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил та- кую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же са- мой Татьяне, причем в одно и то же время.
Аристотель гордился своим учением о силлогизме (букваль- но: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе — особенное, третье — вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуж- дение:
(1) Если все люди смертны
(2) И все греки — люди,
(3) То все греки смертны.
Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля эти- ка в отличие от физики и математики есть практическая наука.
Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели че- ловека с внешней ситуацией.
Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудо- стью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродете- ли: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реаль- ность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетани- ем всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда высту- пают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ни- чего слишком...». Великодушие есть середина между тщеслави- ем и малодушием, мужество — середина между безрассудной от- вагой и трусостью, щедрость — середина между расточительно- стью и скупостью и т.д.
Политология Аристотеля. В своих политических воззрени- ях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государ- ственного устройства Аристотель делит на правильные (дости- гается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).
телю в подарок диковинные растения и животных, письменные свидетельства, которые служили Аристотелю в его научной работе. Аристотель никогда не лебезил перед Александром и имел мужество говорить ему правду, не всегда приятную.
Для своего старшего сына Никомаха Аристотель написал спе- циальную книгу «Никомахова этика», которой суждено-было стать в веках книгой для многих миллионов.
1.3. эллинистическая Философия
александр македонский открывает новую эпоху
Древние греки называли себя эллинами, они защищали се- бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек- сандра Македонского резко изменили ситуацию, возникла им- перия, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванны- ми племенами и расами. Греческие города-государства приходи- ли в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистиче- скую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих це- лей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и сча- стье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автар- кии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), ата- раксии (невозмутимости).
Аристотель критически относился к демократии, ибо счи- тал, что ее принципами являются неоправданная свобода и ни- щета, в том числе духовная. Современному слову «демократия» больше соответствует античный термин «полития».
Аристотель — учитель Александра Македонского. Аристо- тель в течение пяти—шести лет был воспитателем Александра Македонского. Нам не слишком многое известно о их взаимоот- ношениях. Но имеющиеся свидетельства показывают, что отно- шения двух великих строились на искреннем чувстве привязан- ности и дружбы. Из своих походов Александр привозил Аристо- ве,
Кинизм (цинизм)
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Синопский (сам он назы- вал себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гим- насии при храме Геракла. Гимнасий (слово гимнасий мужского рода) имел название Киносарг, что дословно означает «злые со- баки» (собака — кине). Отсюда произошло название кинизма.
Киники считали своим учителем Сократа, но они не смог- ли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей фило-
софии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не под- крепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практиче- ской жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, по- стоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.
Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посме- шище. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь», Диоген ответил: «Не засло- няй мне солнца». Однажды он стоял голый под дождем, привле- кая всеобщее внимание. Платон называл Диогена собакой, про- тив чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростей- ший путь к жизни».
Латиняне называли киников циниками. Постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Неприемлемым в циниз- ме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нище- та. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напрос- то очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования.
Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анали- зе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части филосо- фии: физику, логику и этику.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление