Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И будьте безмятежными




Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский
и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как
бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержа-
ние (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели
и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философ-
ских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, ил-
люзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать ис-
тинными те или иные суждения, истина не существует, всякий
анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не-
состоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик со-
гласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов,
когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, — голоде,
жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических
суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность
ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный ха-
рактер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скеп-
тик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается од-
но: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молча-
ние.

неоплатонизм

Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою филосо-
фию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются
идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплато-
низм.

Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Пла-
тоном\),
живший в третьем веке, т.е. значительно позднее из-
вестных событий, происшедших с Христом. Значительную часть
своей жизни Плотин провел в Александрии — городе, который
часто характеризуется как место встречи греческой философии
с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим,
Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся вос-
точного происхождения мистикой.


Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде,
в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной
степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей,
Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Еди-
ное-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрас-
ного как раз и является Единое—Благо.

«Все идущее от Блага,— с пафо-
сом замечает Плотин, —· прекрасно,
само же оно — выше прекрасного,
выше даже высочайшего — царст-
венно содержит в себе весь умопо-
стигаемый мир, являющийся обла-
стью умного Духа».

Итак, есть иерархия: Еди-
ное-Благо — Мировой Ум — Миро-
вая Душа — Материя. Будучи пере-
полненным самим собой, Еди-
ное-Благо, изливаясь, переходит
последовательно в Ум, Душу, Мате-
рию. Этот процесс мнимого наливания Единого-Блага не явля-
ется чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущ-
ность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души,
Материи. Там, где нет сущности (Единого—Блага), нет добра.

Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удаст-
ся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому—Благу (Пло-
тин
иногда называл его богом). Это возможно посредством та-
инственного переживания и слияния с Единым—Благом. На гре-
ческом языке таинственное означает мистическое.

Неоплатонизм является последним всплеском античной фи-
лософии. Плотин звал к Единому-Благу, к объединению бла-
годаря мистическому единству. Античная философия заканчи-
валась на высокой ноте Единого—Блага. Но звучала эта нота не
столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот воз-
глас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не
к античной, а к средневековой философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.