Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Друзей и т.д. является глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. 3 страница




5. Преемственность и такие важные формы ее проявления, как ритуалы и традиции, игровые элементы.

6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.

7. И наконец, воспитатель как центр и основной двигатель всей системы коллективных отношений.

Однако, вместе с тем, учитывая, что досуговый центр строит свою работу прежде всего по принципу добровольности, ему присущ ряд специфических особенностей, обусловливающих привлекательность клубов в глазах подростка.

Специфику социально-педагогической работы и огромные воспита­тельные возможности клубов хорошо понимал один из первых в России организаторов социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, кото­рый создавал детские объединения «Сетлемент», «Бодрая жизнь» еще в 1908 году. С.Т. Шацкий писал: «Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создава­емую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен

быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки.

... Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается детская жизнь» [177].

Таким образом, организация клубного коллектива, с одной сторо­ны, диктуется детскими инстинктами, а вернее, потребностями этого возраста, а с другой стороны, необходимостью создания живой, естест­венной и здоровой среды, в которой должна происходить реализация этих потребностей.

Каковы же эти органические потребности подросткового возраста, делающие столь актуальной идею детских клубов?

С.Т. Шацкий особенно большое значение придавал так называемо­му социальному инстинкту, заключающемуся в необходимости учиться жизни, приспосабливаться к жизни, то есть, в терминах современной социальной психологии, процессу социализации, процессу усвоения социальных норм и социального опыта.

Клубы типа «Дзержинец», клубы юных моряков, юных авиаторов, построены на игровых началах, по типу взрослых организаций в армии, на флоте, в авиации, что имеет для ребят особую романтическую притя­гательность. Игровые элементы не только развлекают и увлекают, они еще и выполняют важнейшую и жизненно необходимую для подростков функцию социализации, подготавливая к определенным социальным ролям, которые придется выполнять в будущем, во время службы в армии.

Клуб привлекает не только потому, что здесь подростки в игровой форме получают возможность усвоения будущих социальных ролей, но и тем, что социализация протекает здесь в отличие от феминизирован­ных школ и в большинстве своем феминизированных семей по образцу мужского поведения. Не случайно, анкетирование новичков неизбежно показывает, что основным мотивом поступления в клуб является воз­можность занятий такими мужественными видами спорта, как борьба, самбо, стрельба, скалолазанье или еще, как выражаются подростки, желание «поднакачаться» и закалиться.

Однако в клубе подростки не только получают возможность зани­маться военно-спортивными занятиями, здесь получает удовлетворе­ние естественная и острая потребность этого возраста в общении. При этом большим преимуществом перед улицей является го, что общение в клубе основано не на бессодержательном времяпрепровождении, а на основе общих полезных дел, увлечений, интересов.

Разнообразная по характеру деятельность, которой заняты члены клуба, позволяет решить проблему профессионального самоопределе­ния, помогает подростку познать себя, свои склонности, способности, раскрыть их.

Наряду с насыщенной содержательной стороной, межличностные отношения подростков в педагогически организованной среде клуба по


сравнению с уличными компаниями гуманизированы, здесь недо­пустимы насмешки, унижения, физические расправы над слабыми.

Притягательность клуба для подростков обусловлена также широко развитым самоуправлением и относительной автономией от влияния взрослых. Подростковый клуб представляет как бы самостоя­тельную детскую республику, где ребята проигрывают, «репетируют» свои будущие взрослые роли. Мы не случайно указываем, что эта авто­номия относительная, поскольку в центре коллектива клуба все-таки находится взрослый — воспитатель. Однако в клубе в полной степени реализуется педагогика сотрудничества, что, в свою очередь, весьма благоприятно отражается на его психологическом климате. Так, социометрические исследования, проводимые в структурных подразде­лениях клуба, показывают, что здесь полностью отсутствуют такие неблагоприятные социально-психологические явления, которые харак­терны для авторитарной педагогики: деформация формальной и нефор­мальной структур, наличие изолянтов в коллективе, низкая референт­ная значимость клубного коллектива.

Кроме того, принцип добровольности, на котором основана дея­тельность внешкольных детских учреждений, подростковых клубов, обусловливает определенную динамичность структуры коллектива клуба. Он постоянно обновляется, растет, развивается и включает как бы несколько слоев коллективной жизни, находящихся на разных стадиях развития и характеризующихся разной сплоченностью и ус­тойчивостью.

I стадия — так называемый «диффузный» слой, состоящий из новичков, проходящих процесс адаптации в клубе, ребят, которые еще только присматриваются, примериваются к коллективной жизни, осваивают правила распорядка и нормы взаимоотношений в клубе. На этой стадии возникает определенный процент отсева, который достига­ет 30—35% от числа вновь поступивших. Причины при этом могут быть самые разнообразные: недостаток времени, воли, трудности с совме­щением занятий в школе, не оправдались ожидания, с которыми при­шли в клуб, и т.д. Среди «трудных», как мы отмечали выше, этот процент отсева в два раза ниже.

Однако, в любом случае, учитывая, что клуб — это добровольно посещаемое детское учреждение, для него характерно наличие «диф­фузного» слоя, состоящего из неустойчивых в своих желаниях и наме­рениях ребят. Первый этап развития коллектива в «Дзержинце» за­канчивается, как правило, с окончанием карантинного срока. Его окон­чание отмечается торжественным посвящением в ряды дзержинцев.

II стадия развития — стадия закрепившегося коллектива. Она представлена прочно сложившимся, сплоченным коллективом, оформ­ленным в самостоятельное структурное подразделение. Для этого кол­лектива характерен мажорный тон, благоприятный морально-психо­логический климат, совпадение формальной и неформальной структур, при котором представители органов самоуправления пользуются ав-

торитетом среди ребят, активное участие членов коллектива в разнооб­разных коллективных делах, занятиях, мероприятиях, которыми насы­щена жизнь клуба.

III стадия развития — сложившийся коллектив. Организаторы — инструкторский состав клуба, те старшие по возрасту и по времени пребывания члены клуба, которые выполняют педагогические функ­ции, функции наставников, руководят техническими кружками, воен­но-спортивными занятиями, центрами нравственно-эстетического вос­питания. Это основной костяк коллектива, определяющий преемствен­ность традиций в клубе.

Таким образом, для того, чтобы коллектив подросткового клуба мог выполнять функции института ресоциализации, он должен быть пост­роен с учетом определенных социально-психологических условий, ко­торые в целом не противоречат принципам формирования детского коллектива А.С. Макаренко, но при этом имеют некоторую специфику, обусловленную тем обстоятельством, что внешкольные детские учреж­дения целиком функционируют на принципах добровольности.

Сопоставление коррекционной социально-педагогической работы, осуществляемой в индивидуальной форме и в условиях подросткового специализированного клуба, показывает безусловные преимущества воспитательно-профилактической работы, ведущейся в коллективе клуба, выполняющем функции института ресоциализации. Однако, чтобы эта эффективная, хорошо зарекомендовавшая форма социально-педагогической работы от отдельных экспериментов перешла в массовый опыт, необходимо решение комплекса проблем, связанных с организационно-управленческим, материально-техническим, кадро­вым и методическим обеспечением системы внешкольных подростко­вых, детских, юношеских учреждений.

В первую очередь важно решить проблемы организационно-управ­ленческого характера по общему руководству и организации всей мно­гочисленной системы внешкольных социально-педагогических цент­ров, которые имеют широкую разноведомственную подчиненность. Ре­шением этих проблем занимаются, как правило, либо муниципальные органы народного образования, либо специальные структурные подраз­деления муниципалитетов.

Необходима также разработка психолого-педагогических основ так называемой «дворовой» педагогики, позволяющей выявить социально-психологические особенности формирования и функционирования детских коллективов в условиях внешкольных объединений, опре­делить методы и специфику социально-педагогической работы в цент­рах досуга, подростковых клубах и юношеских объединениях, действу­ющих на основе сугубо добровольного принципа, что обязывает клубы «развлекая — воспитывать и воспитывая — развлекать».

Особо важной проблемой остается опытно-экспериментальная отработка содержания и методов ресоциализации дезадаптированных 137


подростков в коллективах социально-педагогических досуговых цент­ров. Проведение процесса ресоциализации, с одной стороны, требует создания педагогически организованной воспитывающей среды, в ус­ловиях которой как бы происходит естественный социально-психо­логический тренинг, позволяющий восстановить либо сформировать у дезадаптированных подростков навыки социально-одобряемого пове­дения, преодолеть различные затруднения межличностного общения, сформировать позитивные ценностные ориентации. С другой стороны, организация коллективной жизни отнюдь не исключает необходимости индивидуальной социальной и психолого-педагогической поддержки, которая должна осуществляться не только в условиях клуба. Большая помощь требуется в преодолении различных затруднений в школе, в семье, среди уличных, дворовых друзей. По сути дела, социальным педагогам досуговых центров в процессе ресоциализации приходится решать разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с самыми различными сферами жизнедеятельности подростка. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, которыми целесооб­разно оборудовать центры социально-педагогической ресоциализации.

Немало проблем в процессе ресоциализации возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у дез-адаптированного подростка в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление са­мокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собст­венных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. По сути дела, превенция отклоняющегося поведения как процесс социально-педа­гогической реабилитации и ресоциализации дезадаптированных подро­стков должна охватить все основные сферы их жизнедеятельности в семье, школе, на улице.

Вопросы и задания к IV главе

1. Характеристика патогенной, психосоциальной и социальной дез-адаптации детей и подростков.

2. Критерии отбора диагностически значимых признаков социаль­ной дезадаптации.

3. Оценка уровня социального развития подростков с различной степенью социальной дезадаптации на основе диагностически значимых признаков.

4. По методике Терстона провести обследование ценностных ориентации учащихся подросткового возраста.

5. Охарактеризовать референтные ориентации подростков с разной степенью социальной дезадаптации. 138

6. Психолого-педагогические условия коррекционной работы с дез-адаптированными подростками.

7. Функции превентивной психологической службы.

8. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов

ресоциализации.

9. Характеристика основных этапов ресоциализации

адаптированных подростков.

дез-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.