Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УП.2. Характеристика подростковых криминогенных групп 2 страница




Однако часть лидеров стремятся сохранить свое влияние с помощью прежних методов, оказывают скрытое и явное сопротивление требо­ваниям коллективной жизни. И в таких случаях возникает необ­ходимость в дискредитации подобного лидера в глазах ребят.

Саша Б игнорировал требования коллектива и педсовета, продолжал в клубе тайно играть в карты на деньги, провоцировал конфликты между своими ребятами, управляя по принципу «разделяй и властвуй», унижал слабых. Однако»-з клуба не уходил, так как слишком высок был престиж члена клуба и слишком сильно было желание заниматься силовыми видами спорта. Долго такие отношения в группе сохраняться не могли. Под­ростки увидели и оценили возможность новых взаимоотношений, появилось чувство защищенности Сыграла свою роль и целенаправленная работа педагогов Группа потре­бовала, чтобы Сашу исключили из клуба, что и было сделано Через некоторое время, не выдержав положения изгнанного, он вернулся в клуб, попросил восстановить его. Но лидерские позиции были уже утрачены. Итак, на втором этапе, наряду с работой по переориентации либо дискредитации лидера, весьма важно гуманизировать отношения в фуппе, показать ребятам возможность других взаимоотношений с тем, чтобы у них появилось чувство защищенности и доверия к новому коллективу.

3. Слияние группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систе­му коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива. Этому способствуют участие в совместных делах, трудовых мероприятиях, в советах, дела по подготовке различных клубных ме­роприятий, товарищеские и дружеские отношения, которые завязыва­ются при этом у ребят.

Итак, мы проследили путь возможной переориентации асоциаль­ных подростковых групп при включении в здоровые детские кол­лективы. В качестве таких коллективов могут выступать различные социально-педагогические центры (подростковые клубы и объедине­ния, летние лагеря труда и отдыха), то есть те временные коллективы, которые как бы играют роль институтов ресоциализации, способных восстановить социальный статус как отдельного «трудного» подростка, так и осуществить переориентацию всей асоциальной группы.

Однако осуществление этих весьма сложных задач ресоциализации возможно лишь при наличии сплоченного, прочного коллектива и высокого педагогического мастерства воспитателей.

Чтобы коллектив социально-педагогического центра успешно вы­полнял свои ресоциализирующие, восстанавливающие функции как по отношению к отдельному «трудному», так и по отношению к асоциаль­ным подростковым группам, необходимо, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-психологическими и психо­лого-педагогическими условиями и закономерностями.

Преимущество таких центров в том, что в них создается возмож­ность вести перевоспитание «трудных» не только методами индивиду­альной психолого-педагогической коррекции, но и за счет включения их в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности ребят. Ресоциализирующие кол­лективы, создавая благоприятную среду для формирования личности социально запущенных подростков, способны активно противостоять влиянию их прежних уличных компаний, асоциальных групп, перест­раивать асоциальную направленность «трудных», восстанавливать их асоциальный статус. Они играют, по сути дела, роль промежуточных звеньев, где происходит как бы тренаж утраченных социальных навы­ков социально запущенных подростков.

Добровольность посещения такого рода досуговых социально-педа­гогических центров влечет за собой ряд особенностей, отличающих воспитательную и коррекционно-реабилитационную работу в них от аналогичной деятельности общеобразовательных школ, реабилитаци-онных учреждений закрытого типа.

Прежде всего, как мы уже указывали выше, должна быть высокая индивидуальная мотивация, привлекающая подростка в такой клуб, связанная с возможностью выбора занятия по интересам и прежде всего с видами спорта, развивающими и физические данные подростка и повышающими его чувство защищенности. Эта мотивация включает


также удовлетворение потребности общения и самоутверждения, развития разнообразных интересов и увлечений. Учитывая доброволь­ность посещения досуговых социально-педагогических центров, для них, в отличие от школы, а также закрытых учебно-воспитательных учреждений, характерно наличие «диффузного слоя», то есть некото­рой части незакрепившихся, колеблющихся ребят, посещающих клуб нерегулярно. Свобода выбора занятий, коллективная творческая дея­тельность, которая прежде всего привлекает в клуб, не позволяет заор-ганизовать и целиком спланировать всю его деятельность: здесь много рассчитано на самодеятельность, творчество, свободное общение ребят, их относительную автономию от взрослых.

Эти особенности детских объединений и клубов по месту житель­ства хорошо понимал создатель прообразов первых в России социально-педагогических центров С.Т. Шацкий. Ему принадлежит идея организации в 1905 году первого детского общества «Сетлемент», про­существовавшего всего три года и в 1908 году закрытого черносотен­цами. Впоследствии, в 1911 году, С.Т. Шацкий возобновил свою дея­тельность, организовав летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». Он исходил из тех организационно-педагогических принципов, что обык­новенные учебные детские учреждения организуются на основе требо­ваний, которые предъявляют детям общество и государство, не считаясь с детской природой и потребностями этого возраста. Работа же клуба, напротив, по его мнению, должна вестись исходя из «игры детских инстинктов» [177, с. 259].

С.Т. Шацкий писал: «Зародыш идеи детского клуба лежит в свобод­ных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстинкту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразием» [177, с. 259 ].

Таким образом, уже в то время С.Т. Шацкий понял и на практике нашел основной способ, благодаря которому можно противостоять пуга­ющей взрослых уличной стихии. Решение этой проблемы заключается в социально-педагогической деятельности по созданию социальной воспитывающей среды, основанной на тех возрастных потребностях в общении, самоутверждении, которые порождают уличные дворовые компании и неформальные подростковые группировки.

Идея создания социально-педагогических центров, подростковых клубов, летних лагерей труда и отдыха все эти годы с разной степенью интенсивности развивалась в разных городах по инициативе различных организаций и ведомств. В середине 60-х годов активная деятельность по созданию специализированных военно-патриотических клубов, летних лагерей труда и отдыха для старшеклассников под педа­гогическим руководством С.А. Алексеева была развернута комсо­мольскими организациями крупных заводов и вузов г.Ленинграда.

В 70-е годы широкая сеть многопрофильных детско-подростковых клубов по месту жительства была создана в Киеве под руководством и по инициативе заместителя начальника горжилуправления С.Е. Щер-батюк. В эти же годы, используя материальную поддержку и базу обла­стного совета профсоюзов и опираясь на опыт, сложившийся в военно-патриотическом подростковом клубе им. Дзержинского (руководитель Г.А. Нечаев), стала расти сеть подростковых клубов в Тюмени. Среди самоотверженно работающих социальных педагогов, создавших живу­щие полнокровной жизнью детско-подростковые клубы и объединения, можно назвать Ю.К. Березкина (социально-педагогический комплекс «Лужники» в Москве), А.К. Братова (клуб юных авиаторов «Кинап» в Одессе), Н.А. Катаеву (многопрофильный подростковый клуб «Калей­доскоп» в г.Кирове). За каждым из этих клубов — огромный организационно-педагогический труд, творческий поиск и интерес­нейшие находки в достаточно новой и неизведанной отрасли педа­гогической науки и практики — социальной педагогике — и сотни детских благодарных судеб, которые вряд ли бы состоялись без этих клубов.

Однако почти тридцатилетний опыт создания социально-педа­гогических центров в нашей стране принес не только педагогические находки и достижения, но и некоторые достаточно горькие наблюдения и выводы о том, почему же так трудно идет развитие социальной педа­гогики на практике, почему столь неустойчивую динамику имеют уже сложившиеся и действующие подростковые клубы и центры? К сожа­лению, несмотря на все безусловные преимущества, которыми отлича­ются такие клубы для превентивной практики и нормального социаль­ного развития подростков и юношества, создаются и держатся они преимущественно на альтруизме и самоотверженности своих педа­гогических руководителей и вдохновителей.

Чтобы социально-педагогические центры разного профиля и на­правлений заняли свое достойное место в системе воспитательно-профилактических социальных институтов, требуется решить комп­лекс вопросов организационного, материально-технического, кадрово­го, научно-методического и психолого-педагогического обеспечения этого перспективного направления превентивной практики.

Прежде всего, в муниципальных органах необходим центр социальной и социально-педагогической работы, который мог бы пол­номочно решать вопросы координации и поддержки деятельности различных ведомств по созданию подростково-юношеских клубов и объединений. Такая поддержка могла бы идти через целевое финансирование и льготное налогообложение, что стимулировало бы социальную активность предприятий и коммерческих структур. Необ­ходимы также предоставление помещений, находящихся в муниципальной собственности, для работы с детьми и подростками и централизованная профессиональная подготовка кадров социальных педагогов. Именно нерешенность всех этих проблем тормозит и затруд-


няет развитие социально-педагогических центров и комплексов, без которых трудно рассчитывать на эффективную работу по социальному оздоровлению подрастающего поколения.

В свою очередь, необходимость профессиональной подготовки социальных работников и педагогов и внедрения в широкую практику социально-педагогических форм работы с детьми и юношеством требу­ет активизации прикладных психолого-педагогических исследований, позволяющих научно осмыслить складывающийся опыт, разработать содержание, методы и социально-психологические закономерности социальной педагогики и социально-педагогической реабилитации.

Следует отметить, что в связи с введением специальности социаль­ного педагога и социального работника, что было сделано в России лишь в 1990 и 1991 годах, наметились серьезные продвижения как в подготов­ке профессиональных кадров для социальной и социально-педагогиче­ской работы, так и в разработке соответствующей научно-методической базы. Вместе с тем, еще острее обнаружилось отставание в создании социальных организационно-управленческих структур муниципаль­ных органов и действующих социально-психологических и социально-педагогических центров. То же можно сказать и о материально-финан­совом обеспечении социальных превентивных программ, основной ме­ханизм которого — льготное налогообложение — так и не приведен в действие.

За экономию на социальном здоровье молодежи и недооценку важ­ности комплексных медико-психологических и социально-педа­гогических мер социальной превенции приходится дорого платить уже в настоящем и еще дороже — в недалеком будущем. Цена эта — несо­стоявшиеся судьбы молодых людей, которые сегодня причиняют обще­ственное зло своими социальными отклонениями, а завтра не смогут воспроизвести здоровое в физическом и духовном отношении потомст­во, ради которого в конечном счете и предприняты все кардинальные политические и экономические преобразования в нашем отечестве.

Вопросы и задания к VII главе

1. Классификация неформальных подростково-молодежных объединений и групп с различной социальной направленностью.

2. Социально-психологические механизмы и уровни развития криминогенных подростковых групп.

3. Структурный состав криминогенных подростковых групп.

4. Лидерские процессы и другие социально-психологические фено­мены в криминогенных подростковых группах.

5. Социально-правовая защита подростковых объединений от пре­ступных элементов.

6. Характеристика условий и этапов переориентации асоциальных групп за счет включения в коллектив социально-педагогического центра.

7. История развития и современное состояние сети различных социально-педагогических центров и комплексов.

Заключение

В настоящей книге рассмотрен широкий круг научно-практических проблем, возникающих как в различных отраслях психо-лого-педагогичсского знания, так и в различных сферах превентивной практики, социальной и коррекционно-реабилитационной работы.

При этом часть проблем, связанных с диагностикой и коррекцией детско-подростковой дезадаптации, лишь обозначены и требуют своей дальнейшей, более углубленной научной проработки и апробации в опытно-экспериментальной работе. В настоящее время такая работа начала активно осуществляться как на практике, так и в различных научных коллективах. Так, в частности, для этих целей в 1991 году Комитетом по делам семьи и демографической политике и Министерст­вом образования Российской федерации был учрежден ВНИК «Госу­дарственная система социальной помощи семье и детству», которому удалось объединить усилия многих практически ориентированных уче­ных и практических работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ека­теринбурга, Белгорода, Воронежа, Ростова, Челябинска. Диагностико-коррекционные и социальные программы, разрабатываемые ВНИКом, получили свое внедрение и апробацию в школах с классами кор-рекционного и компенсирующего обучения, в центрах социально-педа­гогической реабилитации, на факультетах социальной работы.

Работа опытно-экспериментальных площадок ВНИКа показывает, что вооружение практиков, учителей, психологов, социальных педаго­гов и работников превентивным психологическим знанием позволяет более эффективно осуществлять профилактические функции, основан­ные на психолого-педагогической поддержке и помощи детям и семьям группы риска, проведении специальных коррекционно-реабилита-ционных программ в условиях школьного учебно-воспитательного про­цесса, социально-педагогической организации воспитывающей среды.

Внедрение этих программ в широкую практику сопряжено с соз­данием и развитием специальной социальной индустрии, включая раз­работку и издательство научно-методической литературы, подготовку и переподготовку как специалистов-практиков, так и преподавателей высших учебных заведений, создание практических центров социаль­ной и социально-психологической помощи.

Функции по внедрению научно-практических программ ВНИКа «Государственная система социальной помощи семье и детству» взял на себя Консорциум «Социальное здоровье России», который учредил спе­циализированное издательство и специализированное периодическое издание «Вестник психосоциальной и коррекционно-


реабилитационной работы», а также открыл Центр психосоциальной работы, начал осуществление обученческой программы, приступил к внедрению программ социальной и коррекционно-реабилитационной работы на различных территориях России.

Поддерживая контакты с разными территориями и регионами, нам приятно констатировать тот факт, что заметно растет интерес к данной проблеме и понимание необходимости профессионального подхода к ее решению у представителей управленческого звена как на государствен­ном, так и муниципальном уровнях.

Этому также способствует открытие почти в шестидесяти вузах России факультетов и отделений по подготовке социальных работников. Хочется надеяться, что объединенные усилия ученых, практических работников, представителей управленческих структур и органов власти позволят России перейти от карательной превентивной практики к комплексу мер социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи семьям, детям, подросткам как главному условию предупреждения и коррекции детско-подростковых девиаций.

Список литературы

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. — М.:

Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.

2. Азаров Ю.П. Диалог // Новый мир. 1978.

3. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. — Л., 1978. — 18 с.

4. Алексеева Л. С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педа­гогической запущенности и правонарушений школьников. — М., 1979. —С. 140—152.

5. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершен­нолетних. — Свердловск: УрГУ, 1986. — 150с.

6. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. — М.:

Знание, 1979.—42с.

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. — М.: Просвещение, 1983.—208с.

8. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество.—Л., 1971.—С. 145— 167.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.:

Наука, 1977.—380с.

10. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. С. 10 — 127.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.—416с.

12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 272с.

13. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. — М: Наука, 1970. — С. 19 — 21.

14. Антонян Ю.М., Бородин Р.В. Преступность и психические ано­малии. — М.: Наука, 1987. — 207 с.

15. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственно­го преступного поведения. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. — 78 с.

16. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального пове­дения детей и подростков. — Ереван: Луис, 1980. — 254 с.

17. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возраст­ная физиология. — Л.: Наука, 1975. — С. 5 — 67.

18. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследо­вания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.

19. Аувяэрт Л. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализаци несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. — М., 1981. — 24 с.

14-688^


20. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педа­гогических исследований.— М.: Педагогика, 1982. — 192 с.

21. Бассин Ф.В.,Рожнов В.Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопр. философии, 1975.

22. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. — М.: Медицина, 1968.—468с.

23. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. — С. 15 — 26.

24. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. — М.: Знание, 1982. — 94с.

25. Беличева С.А. Сложный мир подростка. — Свердловск: Сред-не-Уральск. книжное изд-во, 1984. — 129 с.

26. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 48 — 54.

27. Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Сов. педагогика. — 1985. — № 8.—С. 60—63.

28. Беличева С.А. В какую семью спешить инспектору // Сов. мил.

— 1986. — № 7. — С. 56 — 58.

29. Беличева С.А. Резервы совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних // Советское государство и право.— 1987.—№9.

30. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. — 1987. — Т.8 — № 6. — С. 36 — 40.

31. Беличева С.А.Социально-психологические основы предупреж­дения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс — М., 1989.

32. Белкин А.С. Внимание — ребенок. Причины, диагностика, пре­дупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск, Средне-Уральск. кн. изд-во, 1981. — 128 с.

33. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — С.-Пб., 1908.—175с.

34. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. С.-Пб. Психоневролог. ин-т, 1912.—20с.

35. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. М.; Л.: Ин-т охраны здоровья детей, 1935. — 124 с.

36. Богословский В.В. Психология воспитания школьников. — Л.:

ЛГУ, 1974.—164с.

37. Бодалев А.А. Личность в общении. — М.: Педагогика, 1983. — 272с.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

— М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

39. Болдуин Д.М. Духовное развитие с социологической и этичес­кой точки зрения. — М., 1913. — 685 с.

40. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. — Киев: Наук. думка, 1981.

41. Бочарова В. Г. Концепция общественного воспитания учащихся по месту жительства // Бюллетень ВНИК «Школа—микрорайон». — № 1. — М.: Воениздат, 1989.

42. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — С. 239 — 250.

43. Братусь Б.С. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

—144с.

44. Бронфенбреннер У. Два мира — два детства: Дети в США и СССР / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976. — 167 с.

45. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. — М.: Просвещение,

1986.—208с.

46. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Прос­вещение, 1988.—207с.

47. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост­ков / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967.—360 с.

48. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. — 1972. — № 2. — С. 114 — 123.

49. Выготский Л.С. История развития высших психических функ­ций // Собр.соч.: В б т. — М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — С. 6 — 328.

50. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. — М.:

Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 5 — 243; Трудное детство. — Т.5. — С. 137—198.

51. Гернет М.И. Социальные факторы преступности. — М., 1905.

— 203 с.

52. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную

психологию. М., Прогресс, 1972. — 296 с.

53. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. — Л.: ЛГУ, 1971. — Вып. 9. — С. 44 — 52.

54. Гладышев Л. Одлян или воздух свободы // Новый мир. — 1989. № 6—7.

55. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.

— Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.

56. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Пе­дагогика, 1981.— 175с.

57. Данилин Е.М. Проблемы воспитательной работы с педа­гогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. канд. дисс. — М., 1978. — 21 с.

58. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 206 с.


59. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступ­ности несовершеннолетних. — М.: Юрид. лит., 1981. — 159 с.

60. Дриль Д.А. Маленькие преступники. — М., 1984. — 24 с.

61. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Пове­дение. Ответственность. — М.: Политиздат, 1982. — 304 с.

62. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.: Знание, 1975. — 64 с.

63. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.—С. 100—110.

64. Ермаков В.Д. Деятельность государственных органов и общест­венных организаций по улучшению условий проведения досуга и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними по месту жительства // Совершенствование системы мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних по месту жительства. — М., 1985.—С. 42—59.

65. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.

66. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномаль­ного развития личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 160 с.

67. Зелинский А.Ф. Криминологические и уголовно-правовые ас­пекты неосознаваемой психической деятельности // Сов. государство и право. — 1984. — № 9. — С. 52—58.

68. Запесоцкий А.С., Фаин А.П. Эта непонятная молодежь. — М:

Профиздат, 1990. — 224 с.

69. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершенно­летних: Социально-психологический очерк. — Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973. — 160с.

70. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. — М. Юрид.лит., 1989.—448с.

71. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреж­дения правонарушений. — М.: Юрид. лит., 1980. — 176 с.

72. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 89 — 95.

73. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несо­вершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изу­чения и воздействия: Автореф. канд. дисс. — М., 1980. — 26 с.

74. Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991.

75. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 176 с.

76. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. — М.: Просвещение, 1986. — 80 с.

77. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск: Народ.асвета, 1984. — 240с.

78. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М.: Знание, 1977. — 82 с.

79. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. 384с.

80. Кон И.О.. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1987. — 367 с.

81. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просве­щение, 1979.— 176с.

82. Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М., 1974. — 23 с.

83. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. — М., 1983. — 24 с.

84. Корчак Я. Как любить детей. — Минск, 1980. — 80 с.

85. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972.—120с.

86. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

87. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М.:

Наука, 1986.—303с.

88. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. — М.: Наука, 1976.

— 286 с.

89. Кузнецова Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проб­лемы учения о личности преступника. — М., 1979. — С. 78 — 84.

90. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. —Л.: ЛГУ, 1967.

—173с.

91. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности не­совершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс. —Л., 1981.

—25с.

92. Куфаев В.Ф. Охрана детства в СССР. — М.; Л.: Госучебиздат, 1932.—208с.

93. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — 3-е изд. — Л.:

Госиздат, 1924. — 290 с.

94. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подрост­ков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних / / Психология и профилактика асоциального поведения несовершен­нолетних / Под ред. С.А. Беличевой. — Тюмень: ТГУ, 1985. — С. 47—58.

95. Леви ВЛ. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 1983. — 109 с.

96. Левкович В.П. Моральные нормы — регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. — 1976. — № 3. — С. 96 — 107.

97. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.:

Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:

Политиздат, 1975. — 304 с.

99. Лесгафт П.Ф. Школьные типы. — С.-Пб., 1910. — 158 с.

100. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир. — 1980. — № 3.


101. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.

102. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. В.С. Мухина. — М., 1991.

103. Логинова М.С. Особенности адаптации к условиям школы подростков-восьмиклассников с пограничными психическими нару­шениями: Автореф. канд. дисс. — Л., 1983. — 21 с.

104. Ломброзо Ч. Преступление / Пер. Г.Н. Гордона. — С.-Пб., 1900.

105. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.

106. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юноше­ском возрасте. — М.: Наркомюст, 1929.

107. Маградзе Н.Г. Природа установки антиобщественного пове­дения подростка: Автореф. канд. дисс. — Тбилиси, 1979. — 19с.

108. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного про­цесса // Собр. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 267 — 330.

109. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С. 203 — 208.

110. Манова-Томова В.С., Пирьев Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психо­логическая реабилитация при нарушении поведения в детском возра­сте. — София: Медицина и физкультура, 1981.

111. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тек­сты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

112. Махов Ф.С. Лето в лагере ТОС: Записки воспитателя. — М.:

Мол.гвардия, 1970. — 110с.

113. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. — Л.: Лениздат, 1982.—152с.

114. Медынский Г.А. Трудная книга: Судьбы, письма, размыш­ления. — М.: Политиздат, 1964. — 536 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.