Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство истины, красоты и добра




БУДУЩЕЕ - ЗА ТВОРЧЕСТВОМ

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

XX век часто называют веком образования. Ныне образова-
ние рассматривается как реализация неотъемлемого права чело-
века. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть,
поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как
часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос
в том, какой он сделает эту вторую свою натуру. Поднимется ли
он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований?
Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценно-
сти и науки, и культуры, и практики?

В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное
образование делает человека соучастником в знании целого. Об-
разование включает человека в деяния человечества, а потому цель
образования — человечность.


естественно, дело его выбора, его свободы, его ответственности
перед собой лично и перед другими.

В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция
по проблемам мышления. Сингапур — страна маленькая, да к то-
му же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако стра-
на процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню об-
щей образованности занимает первое место в мире. Тем не ме-
нее власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся опреде-
лить новые горизонты образования. Видят же они их во всемер-
ном внедрении в образование творческих методов.

Характерная черта современной мировой ситуации — это не-
определенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориенти-
роваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления,
способность к дискуссиям, отказ от безумной зубрежки и заучи-
вания. А это означает, что студенту приходится много самому
работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнуты-
ми из учебников.

Образование — это творчество.


Но что такое человечность? Кажется, все согласны, что от-
личительными признаками истинно человеческого являются
три главные ценности — истина, красота и добро, которые до-
полняют друг друга. Встаньте на почву истины, и путеводными
звездами засияют красота и добро. Перемещаясь в сторону кра-
соты, вы обнаружите, что она нацеливает на глубокую мысль и нрав-
ственную чистоту. Наконец, в стремлении к добру вам весьма кста-
ти окажутся истина и красота. Истина не есть красота, а красо-
та не сводится к добру, но тем не менее каждая из трех ценно-
стей в определенном смысле указывает на другую. Человек до-
стигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их
гармонии, взаимоусиления, резонанса.

Разумеется, истина, красота и добро — это идеалы, рядом с ко-
торыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение, безо-
бразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек — это,


непрерывность образования, самообразование

Образование все в большей степени становится непрерывным,
оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за челове-
ком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз
и навсегда закончить свое образование. «Век живи — век
учись» — гласит старинная пословица. В наши дни она приоб-
ретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной уче-
бе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего
после окончания учебного заведения, человек становится учите-
лем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием
(«я буду учить себя так-то и так»).

Образованный человек из года в год наращивает свои усилия,
расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы.
Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь
впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразова-
ния, вспоминает свои институтские или техникумовские дости-
жения с улыбкой.


место Философии в образовании

На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разно-
образных наук, искусств, практик — дело абсолютно безнадеж-
ное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном от-
казе от многознания (как часто говорят, многознание не есть зна-
ние). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает
знания, а «сворачивает» их, обобщает, выделяет принципы
и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и фи-
зик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. «Сверт-
ку» знания можно провести в любой науке, с любыми сведени-
ями. Максимально же емкую «свертку» дает человеку филосо-
фия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему
ценностное богатство в максимально концентрированном виде.
В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и ри-
ском мире ничто и никто не ориентирует человека более дейст-
венно, чем философия. Философия скрепляет знания человека
в единое целое, без нее знание рассыпается.

образование — это ответственность

Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состояни-
ем образования. Везде ищут новые пути образования, новые
ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или ме-
нее точно определен. Речь идет о понимании образования как от-
ветственности.

В Новое время цель образования видели в приобретении хо-
роших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был
затем переплавлен в идеал приобретения правильных практиче-
ских навыков. В последние годы все чаще требуют соединения
образования с этикой. «Только нравственность в наших поступ-
ках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее жи-
вой силой,— подчеркивал великий физик А. Эйнштейн,— и по-
мочь ясно осознать ее значение — главная задача образования».
Но в наши дни наиболее развитая этика — этика ответственно-
сти. Поэтому образование выступает как ответственность.

Перед кем ответственен преподаватель? Перед студентом
и своей совестью. Перед кем ответственен студент? Перед пре-
подавателем и своей совестью в первую очередь.

Наша страна находится на переломе своей истории, ее буду-
щее зависит от образованности каждого россиянина.


основные выводы

• Цель образования — максимально развить человеческие
качества.

• Вершина человечности — единство истины, красоты и до-
бра.

• Творчество — необходимая черта образования.

• Образование — это счастливый удел человека, на каком бы
этапе своей сознательной жизни он не находился.

• Образование в его наиболее концентрированном виде есть
философия.

• Образование — это реализация ответственности человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.