1. Часто спорят, что лучше: иметь очень хорошую специализирован- ную подготовку или же универсальное образование. А каково ваше мне- ние?
2. Французский писатель Г. Флобер утверждал: «Все, что прекрас- но,— нравственно». Рассмотрите правомерность (неправомерность) это- го суждения на примерах.
3. В чем вы видите смысл творчества в образовании?
4. Каким образом вы реализуете.ценность самообразования?
5. Какое место занимает философия в вашем образовании? Измени- лось ли ваше представление о значении философии в образовании за по- следний год?
6. Образование — это ответственность. Попытайтесь найти короткое, лаконичное определение образованию, которое было бы лучше приве- денного.
7. Сопоставьте определение «образование — это ответственность» со следующими двумя определениями: «образование — это передача зна- ний», «образование — это подготовка к практике жизни». Какие досто- инства и недостатки вы видите в каждом их трех определений филосо- фии?
8*
КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг- нуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.
Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обес- печении ее достоинства. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности челове- ка. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными трудностями. Но решать философские проблемы надо, ибо в про- тивном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в ов- рагах технократизма и моральной неполноценности.
Много раз пытались найти философии равноценную замену, но все эти попытки заканчивались полнейшими неудачами. Не надо искать замену философии, она прославила себя в веках, намного целесообразнее направить усилия на усвоение ее дости- жений и дальнейшее развитие. Вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной.
Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше фило- софия необходима человеку. Это в полной мере относится к мо- лодым. Кто более других дерзает? Молодые. Где их дерзость на- ходит максимальную поддержку? В философии. В философии не легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жиз- ненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту, назвал философию «несчастья сладким молоком». В беззаботной легкой жизни чудный голос философии заглушается выкрика- ми необузданных страстей и грубых поступков. Но как только человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают звучать и весомо, и привлекательно.
Философия не повинна в том, что некоторые воспринимают ее золотые башни, выложенные из истины, красоты и добра, за ка- менные стены. Высоты философии манят не всех, это так. Но кто к ним стремится, тот подобно смелому альпинисту, совершаю- щему восхождение, открывает ранее неведомое. Дерзайте, кто смел!
Приложение 1
Таблица 1.Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии
Главный
философский ин- терес
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
Космос
Средние века IV— XIV вв.
Бог
Новое время XV— XIX вв.
Человек и общество
Новейшее время XX в.
Язык
Таблица 2.Античная философия
Этап
Главный философский интерес
Натурфилософия
Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демок- рит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм
Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия
Самодостаточность человека (кини- ки)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм
Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя
Таблица 5. Философия XX века
Таблица 3.Средневековая философия
Этап
Основной интерес
Основные идеи
Фило-
Люби Бога и тогда делай что хо-
Монотеизм
софство-
чешь
Теоцентризм
вание в
Воля как сущность личности
Креационизм
вере (Ав-
Свобода как черта воли (а не ра-
Вера в Бога
густин)
зума)
Любовь к Богу
Гармони-
Вера ведет разум, разум подкреп-
Надежда на спасение
зация ве-
ляет веру
Добрая воля
ры и ра-
Философия — это введение к ре-
Совесть
зума
лигии
Духовность человека
(Фома
Свобода человека как разумная
Символизм
Аквин-
воля движения к совершенству
ский)
Бога
Таблица 4.Философия Нового времени
Этап
Авторы основных философских концепций
Основной интерес
XV-XVI вв.
Гуманизм Эстетическое отношение к действи- тельности
XVII в.
Декарт
Ясные идеи и дедуктивные построе- ния теории
Локк
Теория познания: сенсуализм
XVIII в.
Кант
Априорные принципы и их вопло- щение в науке и морали
XIX в.
Гегель
Универсальная системная филосо- фия идей
Маркс
Концепция общественного труда,
Ницше
критика капитализма Критика «разумных» ценностей
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз- рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку- занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо- хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб- ности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Главное философское направление
Главный философский интерес
Феноменология
«Работа» сознания с феноменами
Герменевтика
Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия
Логический анализ языка, употребление языка
Постмодернизм
Деконструкция принятых в обществе пра- вил поведения и ценностей; плюрализм
Таблица 6.Философия о человеке
Историческая эпоха фило- софии
Что такое человек?
Античность
Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние века
Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надеж- ды, совести
Новое время
Существо разумное и действующее по законам ра- зума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
XX в.
Существо, осваивающее мир в соответствии с фено- менологической работой сознания (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевты) Существо, границей которого, его подлинной при- родой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии
Что такое общество?
Античность
Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века
«Град земной», стремящийся к «граду небес- ному»
Новое время
Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо)
Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
XX в.
Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)
Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.)
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует- ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе- номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8.Три главные ценности
Сфера жизнедеятельности человека
Главная ценность
Практическая жизнь
Добро
Чувственно-эстетическая жизнь
Красота
Научная деятельность
Истина
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии
Что такое красота?
Античность
Космически гармоничное и соразмерное
Средние века
Символ божественного
Новое время
Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно- сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм)
XX в.
Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)
Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия)
Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм)
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен- ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или груп- па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает- ся посредством использования определенных философских методов.
аза
Таблица 10. Философия о добре
Таблица 12.Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха филосо- фии
Идеалы добра
Основные добродетели человека
Античность
Благо
Мудрость, справедли-
вость, мужество
Средние века
Бог
Вера, любовь, надежда,
совесть
Новое время
Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)
Рассудочность, свобода (Локк, Руссо)
Абсолютный нравствен- ный закон (Кант)
Разумность, свобода (Кант)
Общество без эксплуата- ции (Маркс)
Преданность делу проле- тариата (Маркс)
Сверхчеловек (Ницше)
Воля к власти (Ницше)
XX в.
Положительные ценности (феноменологи)
Умение пользоваться фе- номенологическим мето-
дом
Достижение единства с
Адекватно отвечать на зов
сущим, с сущностью ве- щей (герменевты)
вещи, соответствовать ему
Умение посредством ана-
Быть последовательным в
лиза языка учитывать
своих действиях
последствия поступков (аналитики)
Деконструкция лого- и
Умение «рассеивать» ус-
других центризмов (постмодернисты)
тоявшиеся ценности
Таблица 11.Три концепции чувственного познания
Философская концепция
Основное содержание концепции
Локка
Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи
Канта
Чувства упорядочиваются в соответствии с априор- ными принципами
Гуссерля
Чувства вовлекаются в потоке воображения, так об- разуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства
Историческая эпоха философии
Природа рационального познания
Античность
Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон)
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в прави- лах логики (Аристотель)
Средние века
Рациональное познание оперирует универса- лиями, которые выражают общее; общее суще- ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве- щах (средневековые реалисты)
Общее не существует, слова обозначают еди- ничные вещи (номиналисты)
Общее представляет собой мысли — обобще- ния, концепции (концептуалисты)
Новое время
Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона- лизм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант)
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка)
Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель)
Мышление и логика есть отображение, прак- тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
XX в.
Рациональное познание — это обобщение, дос- тигаемое в процессе феноменологической рабо- ты (феноменологи)
Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)
Таблица 13.Три современные концепции истины
Таблица 16.Три теоретических метода
Концепция исти- ны
Определение истины
Соответствия
Соответствие высказываний фактам
Когерентности
Согласованность высказываний, их непротиворе- чивость
Прагматическая
Убеждения, способствующие успеху практики
Таблица 14.Что такое истина?
Историческая эпоха философии
Природа истины
Античность
Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
Средние века
Бог, вот что является истиной
Новое время
Истина — это соответствие чувств и идей фак- там
XX в.
Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевты)
Истина — это свойство высказывания, которо- му соответствуют факты (аналитики)
Таблица 15.Уровни научного исследования
Уровень научного исследования
Цели исследования
Эмпирический
Добыть новые экспериментальные факты
Сопоставить с фактами теорию, проверить сте- пень ее эффективности
Теоретический
Провести теоретическую интерпретацию экс- периментальных фактов
Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой
Теоретический метод
Характеристика
Аксиоматический
Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле- ние знания с экспериментальными фак- тами не проводится
Гипотетико- дедуктивный
Выдвигаются гипотезы, из них дедуциру- ются новые сведения. Эффективность ги- потез выявляется в процессе сопоставле- ния теории с экспериментальными фак- тами
Описательный
Проводится накопление и описание фак- тов, их сопоставление, ведется поиск ре- гулярностей
Таблица 17.Философия языка
Философская концепция языка
Главное содержание философских концепций языка
Философия имени
Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных при- знаков (номиналисты)
Философия пред- ложения
Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложе- ние, если оно построено правильно, обла- дает значением и смыслом, функцией ис- тинности/ложности
Философия ценно- стных установок
Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные ус- тановки автора, те цели, достижения ко- торых он добивается
Таблица 18. Философия техники
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии
Интерпретации природы техники
Античность
Техника — это воплощение умений ре- месленника. Знание общего выше тех- нического знания
Средние века
Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творче- ства
Новое время
Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы.
Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда опре- деляет развитие общества (Маркс)
XX в.
Техника при недостатке феноменологи- ческой работы выступает как продолже- ние науки и вместе с тем умаление жиз- ненного мира человека (Гуссерль и дру- гие феноменологи)
Техника — это преграда, опасность, ко- торую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника со- ответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевты)
Техника — это воплощение рациональ- ности человека (аналитики)
Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи тех- нического подхода, точнее, философии технического подхода (Г. П. Щедровиц- кий)
Историческая эпоха философии
Интерпретация специфики природы
Античность
Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
Средние века
Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — приро- да именно последним звеном является природа
Новое время
Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчи- нить ее себе
XX в.
Природа — это стихия, которая благодаря соз- нательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В. И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Че- ловек может понять природу благодаря герме- невтическому методу (герменевты) Природа — это наш дом, который должен бла- гоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельно- сти человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме- стную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)
Жизненная непосред- ственность, стремле- ние к неформальной общности, непрак- тичность, склонность к новациям, свободо- любие
Таблица 21.Две интерпретации образования
Образование — это подго- товка
Образование — это усвоение достижений культуры
Образование — это путь к приобретению тех навы- ков, которые нужны непо- средственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нуж- на
Образование — это максимально дейст- венное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подго- товка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место
СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ
Приложение 2
1. Относитесь к изучению философии максимально серьезно. Поставь- те перед собой цель понять основные идеи великих философов. При долж- ной целеустремленности эти идеи доступны каждому студенту.
2. Составьте себе представление о структуре учебника, вниматель- но ознакомьтесь с его оглавлением. Обратите особое внимание на назва- ния глав. В кратком виде они дают представление о содержании кур- са философии. Научитесь пользоваться приложениями.
3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной про- работке материала.
4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, вы- делите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему (согласны ли вы с ним, нравится ли оно вам).
5. Стремитесь выразить главное положение кратко, одним предло- жением. Затем конкретизируйте его. Чем больше вы обнаружите про- явлений главной идеи, тем лучше. Значит, эта идея приобретает в ва- ших представлениях должный вес.
6. Старайтесь разглядеть философское содержание везде — в изла- гаемых дисциплинах, в газетных статьях, романах и детективах, пози- циях политиков и ваших друзей, в своих собственных воззрениях.
7. Изучая философию, стремитесь к основательности, открытости, справедливости. Путь постижения философии требует и монолога (раз- мышлений про себя) и диалога (общения с другими). С самим собой каж- дый может поговорить в любое удобное ему время. Намного сложнее об- стоит дело с налаживанием диалога. Здесь нет другого пути, кроме как искать себе интересных собеседников. В первую очередь это великие фи- лософы, в философском отношении их никто не может заменить. Же- лательно поэтому не упускать всякую возможность ознакомления с воз- зрениями выдающихся философов. Чтение книг самих великих фило- софов или же книг и статей о них — для читателя это также участие в диалоге. Разумеется, заочный диалог с профессиональными филосо- фами желательно дополнить живым разговором с друзьями, родителя- ми, преподавателями.
8. Следуйте древнему призыву: «познай себя». Это предполагает вни- мательнейшее и критическое отношение к своему собственному уров- ню философствования. «Каковы мои главные ценности?» — вот глав- ный вопрос к себе философски настроенного человека.
9. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, не до- вольствуйтесь соблазнами технической цивилизации. Благородное фи- лософствование не умаляет, а украшает человека.
Приложение 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО- НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
обязательный минимум содержания
Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответ- ственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.
требования к знаниям и Умениям
i-шеть-представление о философских, научных и религиозных кар- тинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности че- ловека, общества, цивилизации.
Иметь представление о роли науки и научного познания, его струк- туре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связан- ных с развитием и использованием достижений науки, техники и тех- нологии.
Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и ду- ховном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бес- сознательного в его поведении.
Иметь представление об условиях формирования личности, ее сво- боды и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.
Знать нравственные нормы регулирования отношений между людь- ми в обществе.
ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ
Приложение 4
Тема 1. Что такое философия?
Тема 2. Античная философия
Тема 3. Средневековая философия
Тема 4. Нововременная философия
Тема 5. Философия наших дней
Тема 6. Философия человека, общества и истории
Тема 7. Философия как аксиология
Тема 8. Философия познания и науки
Тема 9. Философия языка
Тема 10. Философия техники
Тема 11. Философия природы
Тема 12. Второй пол и философия
Тема 13. Философия образования
Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав учебника.
тема 1. Что такое Философия?
Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение че- ловеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философ- ствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гума- нистическая и практическая функции философии. Назначение филосо- фии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.
тема 2. античная Философия
Античная натурфилософия. Возникновение философии как ре- зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди- ное как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), моно- литное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).
Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Со- крат о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Со- крата: его следование принципу ненасилия.
Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становле- ния вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.
Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, эти- ка и учение об обществе Аристотеля.
Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смыс- ле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого-Блага. Характерные чер- ты античной философии.
тема 3. средневековая Философия
Философия и религия. Основные библейские идеи философского зна- чения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, эти- ка морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?
тема 4. нововременная Философия
Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону ан- тропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстети- ческое отношение к действительности, гуманизм.
Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.). Философия Де- карта: ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; срав- нение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Гали лей и Ньютон — создатели теоретической механики. Природа идеали- зации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные способности, ап- риорные принципы, этика.
Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: обществен- ный труд как базис общества, критика капитализма, практика как кри- терий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск и закат философии Нового времени.
Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.
тема 5. Философия наших дней
Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «ра- боте», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет во- ображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оцен- ка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обед-
нения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понима- нии техники.
Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание. Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. По- нимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в тради- цию, его образования, вкуса, таланта.
Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мыш- ления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического, этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм: отрицание философии, аналитические и синтетические предложения, принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико- дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его употребление, «семейное сходство» слов.
Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, ав- торитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды. Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.
Философия в России. Основные положения диалектического и ис- торического материализма (первичность материи, познаваемость мира, практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основ- ные черты русской философии: идеал цельности, положительного един- ства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближе- ние истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева.
Восточная философия. Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской филосо- фии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.
тема 6. Философия человека, общества и истории
Выбор начала систематического философствования.
Философия человека. Человек как микрокосмос и единство души и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духов- ность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со- средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ниц- ше). Бессознательное — базис человека (Фрейд). Человек с позиций гер- меневтики, феноменологии, аналитической философии и постмодер- низма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и твор- чество.
ПРИМЕРНОЕ ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КНРСА ФИЛОСОФИИ (ДЛЯ ВАРИАН- ТОВ I/II/III)
Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, про- тест против стандартов, игривость и пр. Молодежная философия как ре- акция на вызов современности.
Приложение 5
тема 13. Философия образования
Цель образования — человечность. Соотношение подготовки и об- разования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее — за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место фи- лософии в образовании. Образование — это ответственность.
№ темы
Наименование темы
Лекции или семинары, ч
Самостоятельная рабо- та студентов, ч
Что такое философия?
1/2/1
1/2/1
Античная философия
5/8/5
5/10/5
Средневековая филосо- фия
2/4/2
2/4/1
Нововременная филосо- фия
4/8/4
4/8/4
Философия наших дней
6/12/8
6/12/4
Философия человека, общества и истории
4/8/4
4/8/3
Философия как аксио- логия
4/8/4
4/8/3
Философия познания и науки
4/10/4
4/8/3
Философия языка
1/2/-
1/2/1
Философия техники
1/2/-
1/2/1
И
Философия природы
2/2/-
2/4/2
Второй пол и философия
1/2/-
1/2/1
Философия образования
1/2/-
1/2/1
Итого
36/70/32
36/72/32
Философия общества. Соотношение личности и общества. Социаль- ные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея спра- ведливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).
Философия истории. Различные концепции историчности общест- ва: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими исто- риями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), не- линейность (современность). Единство и многообразие истории. За- пад — Россия — Восток.
тема 7. Философия как аксиология
Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при- роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра- жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности.
Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эс- тетическая ценность. Характеристика красоты в различных философ- ских направлениях и системах (от античности до современности).
Философия практики. Практика как деятельность человека по до- стижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, ре- зультат практики. Выяснение ценности практики в процессе философ- ской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Измене- ние представлений о добре (от античности до наших дней). Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практи- ки. Этика ответственности: классическая и неклассическая концеп- ции.
тема 8. Философия познания и науки
Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по- знание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Проня- тие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чув- ственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсоз- нательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соот- ветствия, когеренции, прагматизма). Шкала истинности. Вчувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины.
Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного по-
знания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теорети- ческий уровень научного познания. Эмпирические и теоретические за- коны. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедук- тивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика ученого. Фи- лософия, религия и наука.
тема 9. Философия языка
Философия имени. Имя как выражение сущности вещи. Имя как знак. Имя как символ мира.
Философия предложения. Предложение и его функция истинности/лож- ности. Значение и смысл предложения. Семантика и синтаксис.
Философия ценностных установок. Выражение ценностных уста- новок в языке. Прагматика. Язык как символ нашей жизни. Метаязык и объектный язык. Единство и многообразие языков. Формализованное и коммуникативное назначение языка.
тема 10. Философия техники
Становление философии техники. Техника как символ деятельно- сти человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П. Ще- дровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные ко- дексы.
тема 11. Философия природы
Характеристика термина «природа». Исторические формы отно- шения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Синергетика — наука о сложном. Гипоте- за Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и вре- мя. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологичес- кая, медицинская этики.
тема 12. второй пол и Философия
Вторая, социальная природа мужчин и женщин. Господство муж- чин над женщинами. Феминизм — борьба женщин за свои права. Ха- рактеристика ценностей, на основе которых формируются представле- ния о мужественности и женственности. Философия любви.
Приложение 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)
Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и по- желаний.
• На наш взгляд, часто возобновляемый спор о необязательности и да- же противопоказанности изучения философии в средних специальных учебных заведениях лишен серьезных оснований. Американец М. Лип- ман разработал курс «Философия для детей». Согласно его рекоменда- ции, уроки философии вводятся с первых классов школы. Накоплен уже солидный положительный опыт, о котором хорошо написала Н.С. Юди- на (см.: Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 151-158). В свете этого никак нельзя приветствовать от- лучение от философии юношей и девушек, получающих среднее специ- альное образование. Надо полагать, они способны превзойти детишек в понимании всего того, что можно назвать миром философии.
Противники преподавания философии в средних специальных, или, как их теперь принято называть, профессиональных учебных заведе- ниях, возможно, излишне благодушно относятся к тому мировоззрен- ческому хаосу, в который ввергается каждый, кто получает современ- ное образование, высшее или среднеспециальное, с его разветвленной дисциплинарной структурой. На студента чуть ли не ежедневно обру- шивают поток разнообразных сведений, плохо согласующихся ценно- стных установок, противоположных по смыслу призывов и лозунгов. Преподавание философии вряд ли способно навести в этом потоке иде- альный порядок, но по крайней мере снабдит студента инструмента- рием для его более или менее сознательного отношения к миру мно- жащихся частностей, неопределенностей, разветвлений. С этой точки зрения преподаванию философии нет альтернативы. Соответственно нет альтернативы и работе преподавателя философии. Эту работу может вы- полнить только он, никто другой из числа преподавателей нефилософ- ских дисциплин.
• Преподавать философию следует серьезно и основательно. Друго- го не дано. К сожалению, постоянно множатся попытки предложить студентам какие-то до смешного упрощенные курсы философии. Это приводит к тому, что от подлинной философии ничего не остается. Сле- дует иметь в виду, что за последние два-три десятилетия произошла су- щественная интенсификация преподавания учебных дисциплин в сред- них специальных учебных заведениях. Это относится и к естественным, и к техническим дисциплинам. Студенты изучают интегральное и диф-
ференциальное исчисление, теорию информации. Им, как показывает практика, вполне посильна нормальная философия. Философия, адап- тированная к условиям среднего учебного заведения, но не перестаю- щая быть полноценным курсом философии.
• Авторам учебников и учебных пособий по философии, преподава- телям философии следует быть, на наш взгляд, крайне осторожными в адаптации курса философии. Особенно много негативных последствий несет с собой желание изобрести некоторую синтетическую филосо- фию, которая, якобы, содержит в себе разом достоинства всех философ- ских систем. При ближайшем рассмотрении выясняется в таких слу- чаях, что за мировую философию выдается недостаточно прорефлекси- рованная точка зрения. Современная философия имеет плюралистиче- ский характер. Это — фундаментальный для преподавания философии факт, причем независимо от типа учебного заведения, где это препода- вание осуществляется. Именно поэтому в нашем учебнике плюрализму современной философии уделяется первостепенное внимание.
• Преподавание философии в различных странах мира сейчас ведет- ся по двум вариантам, которым дали название «немецкого» и «амери- канского». «Немецкий» вариант преподавания философии заключает- ся в историко-философской проблематизации курса философии. «Аме- риканский» вариант состоит в изложении курса аналитической фило- софии, с позиций которой рассматриваются не столь уж частые вкрап- ления историко-философского материала.
В нашем учебнике вполне сознательно используется «немецкий» ва- риант, который характерен для абсолютного большинства европей- ско-континентальных стран. Вместе с тем в учебнике должное внима- ние уделяется аналитической философии. Ее достижения, безусловно, пора включать в российские учебники философии. В то же время вряд ли целесообразно в России, являющейся крупнейшей европейской державой, слепо следовать по пути американского философского изо- ляционизма.
• Рискуя вызвать на себя огонь безжалостной критики, йы тем не менее считаем необходимым высказать свое мнение об использовании в преподавании философии ориентации на диалектический материализм (ради краткости изложения не упоминаем исторический материализм) и русскую философию.
Диалектический материализм сейчас находится в кризисе. Препо- давателю философии истоки такого положения дел, очевидно, хорошо известны. Сложнее понять, что косметический ремонт использовав- шихся в советское время курсов диалектического материализма, изо- биловавших догматическими отсылками к произведениям классиков марк- сизма-ленинизма, мало что дает. Российским философам-профессина- лам предстоит весьма объемная работа по осмыслению достижений и недостатков диалектического материализма советского периода. На- сколько нам известно, пока такая работа далека от своего завершения,
в создавшихся условиях преподавателю философии ничего не остается как на свой страх и риск вырабатывать собственное отношение к диа- лектическому материализму. На наш взгляд, диалектический матери- ализм в современном его виде не является достойной альтернативой до- стигшей высокого уровня развития западной философии.
Немало методических затруднений связано с осмыслением педаго- гической ценности русской философии. Особенно неуместны две край- ности. Во-первых, противопоставление России с философской точки зре- ния остальному, особенно западному, интеллектуальному миру. Во- вторых, отрицание за русской философией ее смыслообразующей функ- ции в российском менталитете. Неуместны как слепое преклонение перед философией Запада, так и российский философский ура-патрио- тизм. В этой связи нам представляется разумным рассматривать рус- скую философию в контексте мировой философской мысли.
• О дефиците учебного времени. Абсолютное большинство препода- вателей философии жалуются, причем вполне справедливо, на дефицит учебного времени. Часто слышится риторический вопрос: разве можно за 32 часа обучить философии. Действительно, отводимые на изучение философии 32—40 учебных часов лекционно-семинарских занятий ста- вят преподавателя философии в положение своеобразного цугцванга: не хо- чется как обеднять курс философии (с тем чтобы «уложиться» в отве- денное на занятия учебное время), так и преподавать полноценный курс философии, который окажется изученным лишь частично. Положение трудное, но не катастрофическое.
Во-первых, успешное преподавание философии, рост авторитета преподавателя философии, безусловно, открывает путь к увеличению объ- ема учебного времени, отводимого на изучение философии. Во-вторых, всякий дефицит учебного времени не закрывает пути педагогического творчества, поиска наилучших путей преподавания.
На наш взгляд, даже в условиях бесспорного дефицита учебного времени не следует отказываться от ориентации на изучение не иско- верканного, а полноценного учебного материала. В этой связи часть материала должна быть предоставлена студенту для простого чтения. Студент должен ознакомиться с каждой главой учебника, но отнюдь не обязательно включать в вопросники к зачетам и экзаменам все со- держание учебника. Многое может быть использовано в качестве ма- териала для сообщений, докладов, рефератов, конференций. В связи с различным почасовым планированием курса философии мы приве- ли три варианта указанного планирования. Разумеется, каждый пре- подаватель, руководствуясь федеральным компонентом Государствен- ного образовательного стандарта среднего профессионального образо- вания, волен по-своему проводить почасовое планирование курса ос- нов философии.
• Об относительно самостоятельных структурных компонентах учеб- ника. Главы и темы учебника скомпонованы таким образом, что они об-
разуют относительно самостоятельные структурные компоненты Это в частности, две части учебника: «Основные этапы философии» (темы 2-5) и «Систематический курс философии» (темы 6-13). Так как вто- рая часть является во многих отношениях продолжением первой, то ее неразумно изучать в качестве самостоятельного курса философии. В случае острейшего дефицита учебного времени мы рекомендуем счи- тать основой учебника именно первую часть.
При трехчастном делении материала учебника выделяются три большие структурные единицы: темы 1-5, темы 1-8, темы 1-13 (весь учебник). Темы 1-8 дают достаточно исчерпывающие сведения о состо- янии современной философии, ее основных «болевых» точках.
• Против безымянной философии. Преподавание многих учебных дис- циплин является в значительной степени безымянным. Имя того или иного ученого упоминается разве что в случае, когда оно присвоено за- кону (например, законы Ньютона, Менделя и т.п.). Практика препо- давания философии показывает, что безымянная философия скучна и ли- шена значимых ориентиров. Имена философов должны быть на слуху. Это справедливо по отношению к выдающимся философам, к тому же приводимые имена философов запоминаются, иногда бессознательно, сту- дентами и позволяют им даже спустя годы иметь представление о струк- туре философии.
Мы доводим до сведения читателя достаточно много имен выдаю- щихся философов. Имеется в виду, что для студента учебник являет- ся маленькой энциклопедией. Думается, преподаватель должен опреде- литься: вклад каких именно философов в современную культуру дол- жен знать студент. Наш минимальный список имен философов видит- ся таким: Сократ, Платон, Аристотель (античность), Христос (нача- ло новой эпохи), Декарт, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Ницше (Новое вре- мя), Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Деррида (XX в.), Соловьев, Бердяев, Лосев (русская философия).
• О языке философии. Язык философии достаточно специфичен, он содержит много слов греческого и латинского происхождения и уже по этой причине многим кажется трудным. Практика препода- вания философии показывает, что совершенно неразумно стремиться во всех случаях греческие и латинские термины переиначивать на рус- скоязычный манер. Поступив таким образом, мы бы отлучили студен- тов от оригинальной философской литературы. И это вместо того что- бы, наоборот, предоставить им необходимый инструментарий для чте- ния философских книг и статей. Языку философии следует учить со всей тщательностью филологов, не оставляя без разъяснения ни один термин.
• Преподавание философии должно быть интересным. Это аксиома. Но когда именно преподавание философии является интересным? Хай- деггер как-то разъяснял, что философский интерес имеет место там, где человек встречается с сущим. Речь идет не об эмоциях, которые тут же
ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ
(в хронологическом порядке)
сменяются равнодушием и безразличием, а об устойчивом интересе. Ког- да философский энтузиазм преподавателя находит не случайный, а впол- не оправданный отклик в душе студента. Когда для обоих, преподава- теля и студента, философия становится откровением, поднимающим на новые научные, эстетические и нравственные высоты.
Глубокоуважаемые коллеги! Из тех многочисленных инстанций, пе- ред которыми мы ответственны, наиглавнейшей является студент. Де- ло наше относится к числу благороднейших.
Приложение 7
Античность
до н.э.
Фалес (624-546) Парменид (540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ(469-399) Демокрит (460-371) Платон (427-347) Аристотель (384-322) Эпикур (341-270) Цицерон (106-43) Сенека (4 до н.э.-65 н.э.) Плотин (204-270)
Средневековье Августин А. (354-430) Боэций А.(480-524) Авиценна(980-1037) Ансельм (1033-1109) Абеляр П.(1079-1141) Аверроэс (1126-1198) Фома Аквинский (1221-1274) Оккам У. (1280-1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н.(1401-1464) Фичино М. (1433-1499) Бруно Дж. (1548-1600) Бэкон Ф.(1561-1626) Гоббс Т. (1588-1679) Декарт Р. (1596-1650) Спиноза Б. (1632-1677) Локк Дж. (1632-1704) Лейбниц Г. (1646-1716)
Юм Д. (1711-1776) Гольбах П. (1723-1789) Кант И. (1724-1804) Фихте И. (1762-1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775-1854) Шопенгауэр А. (1788-1860) Фейербах Л. (1804-1872) Маркс К. (1818-1883) Пирс Ч. (1839-1914) Джемс У. (1842-1910) Ницше Ф. (1844-1900) Соловьев B.C. (1853-1900)
Новейшее время Фрейд 3. (1856-1939) Гуссерль Э. (1859-1938) Бергсон А. (1859-1941) Лосский Н.О. (1870-1965) Рассел Б. (1872-1970) Бердяев H.A. (1874-1948) Флоренский П.А. (1882-1937) Витгенштейн Л. (1889-1951) Хайдеггер М. (1889-1976) Карнап Р. (1891-1970) Лосев А.Ф. (1893-1988) Гадамер Г. (1900) Поппер К. (1902-1994) Сартр Ж.-П. (190^-1980) Куайн У.(р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М.(1926-1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935)
Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элементы произ- вола, ибо выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь ука- зано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хро- нику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление