КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обзор кризисов
1. Кризис новорожденности – переход от внутриутробного к внеутробному, от одного типа питания к другому, от темноты к свету, к другим температурным воздействиям. Эти изменения могут нанести удар по органам чувств и нервной системе. Решающие обстоятельства нормального развития создаются взрослыми, иначе ребенок погибнет через несколько часов. Приспособиться к новым условиям помогают наследственно закрепленные безусловные рефлексы: 1) пищевые рефлексы (при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся); 2) защитные и ориентировочные (схватывание палочек или пальцев, вложенных в его ладони). Важное психическое новообразование возникает в конце 1 месяца – «комплекс оживления» (улыбается, увидев маму). 2. Кризис одного года – своеобразное отделение ребенка от взрослого. Связан с всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций при непонимании желаний, слов, жестов ребенка, или понимании, но не выполнении того, что он хочет (некоторые при очередном «нельзя» или «нет» пронзительно кричат, падают на пол – что связано со стилем воспитания – мало самостоятельности, непостоянство требований – большая самостоятельность, терпение и выдержка помогут избавиться). Наблюдается непослушание – любознательность наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. Новообразование – появление автономной речи (би-би, ав-ав, другие собственно придуманные слова), связанное с потребностью общения со взрослым. 3. Кризис 3 лет (Я сам) – выражен в потребности ребенка к повышенной самостоятельности. Выражается это в форме упрямства, несговорчивости. Этот кризис связан со становлением самосознания ребенка (узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, активно начинает пользоваться местоимением «Я»). Т.о. новообразованием является – «Я» - происходит первый шаг на пути формирования как личности, осознающему себя как личность (начинает сравнивать себя с окружающими, постепенно складывается самооценка, уровень притязаний, чувство стыда, потребность в самостоятельности и достижении успехов). 4. Кризис 7 лет – ребенок начинает испытывать потребность в серьезной деятельности. Игры перестают его удовлетворять (именно это, а не умение читать и выводить буквы – важный признак готовности к школе). Младшему школьнику приходится затрачивать много усилий, чтобы научиться учиться, освоить деятельность учения. Основное психическое новообразование – возрастание произвольной регуляции активности, осознание своих изменений как субъективных, так и приобретенных новых знаний, умений, новых положений. 5. Кризис подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Выражается в стремлении заявить о себе, показать свою индивидуальность. Формируется новое представление о себе. Часто проявляется в резких и неустойчивых формах поведения. Связан с активным половым развитием и снижением интеллектуальной деятельности. Проявляется в негативизме, эгоцентризме. 6. Кризис 17 лет – период приобретения социальной зрелости – достойное и оправданное место в обществе еще должно быть обретено. «Копирование» взрослых. Практическая работа № 1 Тема: Проблемы периодизации психического развития в теоретических концепциях. Цель практической работы: Научить студентов классифицировать периодизации психического развития по разным основаниям. Ожидаемый результат: Навык классификации периодизации психического развития. Задача 1 Известно, что в развитии ребёнка большую роль играет пример родителей, которым они подражают. Однако, иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые, пассивные дети. Назовите возможные причины? Аргументируйте ответ. Задача 2 При поступлении в школу, педагог-психолог написал в заключении: умственный возраст выше хронологического. Объясните результаты. Приведите пример. Аргументируйте ответ. Задача 3 В семье растут двое детей Нина и Таня, совершенно разные по характеру и по способностям. Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной и той же семье, вырастают такими разными по характеру и по способностям? Аргументируйте ответ. Задача 4 Студентка во время педагогической практики в детском саду подошла к Коле и сказала ему: «Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!» Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на неё. Студентка начала с ним беседовать… Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы? Аргументируйте ответ. Аргументируйте ответ. Задача 5 Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей очень ненавидела зато, что они чрезвычайно опекали меня. А сейчас я очень им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки – ноги целы». Какие факторы, влияющие на развитие ребёнка, не используются мамой? Каковы последствия такого воспитания? Аргументируйте ответ. Задача 6 В первое время (период младенчества) ребёнок нуждается в тёплом, дружеском общении с окружающими, чтобы утвердится в доверии к миру. Значит ли это, что необходимо удовлетворять любые потребности ребёнка и крутиться около него, только бы он не плакал? Аргументируйте ответ. Задача 7 Вставьте пропущенное слово: - Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не ….. и не с одинаковой степенью интенсивности. - Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно …..к определённого рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют…… - Сензитивность возрастных периодов – это … детей к обучению и …активности. - Обучение оказывает наибольшее внимание на те психические функции, которые … развиваются. -Личностные качества ребёнка при определённой наследственности формируются в процессе…,…, взаимодействия ребёнка со …, деятельности в ней. Задача 8 « Личность развивается в соответствии с этапами, продетерменированными в готовности человеческого организма побуждаться расширяться кругом значимых индивидов и социальных институтов, осознавать и взаимодействовать с ними». Как называется эта периодизации и кто автор? Задача 9 Определите, кто из психологов, рассматривал взаимосвязь обучения и развития следующим образом: 1. Процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми. 2. Обучение рассматривается как внешний процесс, который согласуется с ходом развития, но не участвует в нём. 3. Обучение и есть развитие, они совпадают друг с другом. a) Л.С.Выготский; c) У.Джемс; e)Е. Торндайк; b) Ж.Пиаже; d)В.В.Давыдов g) Д.Б.Эльконин. Задача 10 Заполните пропуски в следующем высказывании. В рамках периодизации Д.Б.Эльконина переход от эпохи к эпохе связан с …, переход от периода к периоду связан с … 1. несоответствием между операционально-техническими возможностями ребёнка, задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формируются; 2. со сменой ведущего типа деятельности.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |