Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели, дающие основание для предоставления




Социальная помощь: ее виды. Адресная социальная помощь.

Вопрос. Адресная социальная помощь. Виды и показатели, дающие право на её получение.

С 1 января 2001 года в Республике Беларусь функционирует система адресной социальной помощи, которая определяется как система мер по оказанию помощи отдельно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Ее действие основано на следующих правовых документах:

- Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь и мероприятия по ее выполнению (2000 г.);

- Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноким лицам (2001 г.).

адресной социальной помощи:

- отсутствие средств к существованию, когда совокупный семейный или среднедушевой доход равен или ниже бюджета прожиточного минимума;

- материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов и т.д.;

- одиночество и неспособность к самообслуживанию.

Виды адресной социальной помощи:

- денежная помощь;

- натуральное обеспечение (предоставление предметов первой необходимости, осуществление ремонта квартир);

- гуманитарная помощь;

- законодательное закрепление услуг и льгот.

Право на получение адресной социальной помощи в республике имеют следующие категории граждан:

1. многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей;

2. семьи, имеющие в своем составе детей‑инвалидов в возрасте до 18 лет;

3. семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, когда один из родителей является инвалидом I или II группы;

4. семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, в которых оба родителя зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве безработных не менее трех месяцев на момент обращения и выполняют обязанности безработных, предусмотренные законодательством о занятости, либо являются студентами, обучающимися бесплатно с отрывом от производства;

5. семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом I группы либо престарелым старше 80 лет, ребенком‑инвалидом в возрасте до 18 лет;

6. одинокие инвалиды I и II групп;

7. одинокие инвалиды III группы и одинокие инвалиды с детства старше 18 лет, получающие социальную пенсию;

8. одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары пенсионного возраста.

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. «О государственной адресной социальной помощи» (последние изменения и дополнения внесены 26 апреля 2010 г.) государственная адресная социальная помощь населению предоставляется в виде:

1. ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг;

2. социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

Ежемесячное социальное пособие назначается семьям и гражданам при условии, что их среднедушевой доход по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала (283 тысячи 50 рублей).

Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи (гражданина) составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина). Период его назначения увеличен названным выше указом с 3 месяцев до 6 месяцев, а совокупный доход семьи (гражданина) исчисляется теперь не за 3 месяца, а за 12 месяцев, предшествующих обращению за государственной адресной социальной помощью.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150% критерия нуждаемости (424 тысячи 575 рублей).

Размер единовременного социального пособия устанавливается в сумме до 500 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату обращения, в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин).

Объединено в единую систему предоставление адресной помощи в виде ежемесячного социального пособия и безналичных жилищных субсидий. Такая помощь предоставляется нуждающимся малообеспеченным гражданам и семьям на частичную оплату жилищно‑коммунальных услуг.

По решению комиссии адресная социальная помощь в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий может предоставляться в денежной или натуральной формах, которые в случае необходимости могут быть совмещены.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) в размере стоимости технических средств социальной реабилитации.

!!! Как видим, человек имеет право на получение адресной социальной помощи в случае малообеспеченности, основным критерием которой является бюджет прожиточного минимума.

 

Бюджет прожиточного минимума – минимальный набор благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Другими словами, это минимально допустимый уровень жизни человека. Таким образом, бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания людей малообеспеченными.

Доходы, равные этому бюджету, принято считать чертой бедности.

Тех, кто имеет доходы ниже бюджета прожиточного минимума, считают малоимущими или бедными, живущими за чертой бедности.

В 1993 году в Беларуси был разработан и определен уровень малообеспеченности или «черта бедности», который составил 50% от среднедушевого бюджета прожиточного минимума семьи из четырех человек. В 1994 году размер черты бедности был увеличен до 60%, а в декабре 2007 года – до 100%.

Министерство труда и социальной защиты ежеквартально публикует данные о размерах бюджета прожиточного минимума для различных демографических групп населения.Бюджет прожиточного минимума с 1 ноября 2010 года составляет 283 тысячи 50 рублей.

В настоящее время бюджет прожиточного минимума служит исходной величиной для установления большинства других социальных гарантий (пенсий по возрасту, пособий, стипендий).

Адресная социальная помощь предоставляется по заявительному принципу, согласно которому любой совершеннолетний член семьи может выступать в роли Заявителя, т.е. обратиться с соответствующим заявлением в управление по труду, занятости и социальной защите местных органов государственного управления.

Решение о назначении, размере социальной помощи на каждого получателя, а также о форме ее предоставления принимается Комиссией по выявлению и учету малоимущих граждан в пятидневный срок с момента принятия заявления и оказанию им помощи с учетом:

- нуждаемости семьи, одиноко проживающего гражданина;

- социально‑бытовых условий жизни;

- возможной помощи со стороны детей и близких родственников.

Орган по труду, занятости и социальной защите не позднее трех рабочих дней после принятия комиссией соответствующего решения письменно уведомляет заявителя о назначении государственной адресной социальной помощи или об отказе в ее назначении с указанием причин отказа и порядка обжалования.

Единовременное социальное пособие выплачивается не позднее 10 дней после принятия комиссией соответствующего решения. Расходы, связанные с выплатой государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий, осуществляются за счет средств местных бюджетов.

 

14 вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.

 

Стандарт – это образец, эталон в виде нормативно-правового акта, устанавливающего основные требования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельность социальных служб в масштабах государства.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНДАРТОВ:

1. международные

2. национальные (или государственные)

3. региональные (частные или локальные)

4. стандарты отраслей

5. стандарты учреждений

ПО ОБЯЗАННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:

1. рекомендательные, 2. Законодательные (обязательны для исполнения)

В системе социальной работы сейчас идет активная разработка стандартов, но уже есть действующие:

1. образовательный стандарт (мы работаем по нему принят в 2008году по инициативе ГИУСТ)

2. стандарт этического поведения (у нас нет, мы пользуемся российским, который был разработан в 1994 году на основе кодекса Международной ассоциации социальных работников).

3. Стандарт минимальных социальных услуг

4. Стандарт ресурсов (штатное расписание, максимальное количество клиентов на 1 специалиста)

5. Стандарт качества оказываемых услуг (не разработан у нас)

6. Стандарт внешнего вида социального работника (не разработан)

 

 

15 вопрос. Особенности супервизорства в социальной работе. Технологии его реализации.

 

В зарубежных системах совершенствования профессио­нальных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в про­цессе практической работы. В Беларуси пока супервизорст­во не получило широкого развития. Однако оно заслужи­вает серьезного внимания, т.к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может ока­заться очень результативным.

Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством. На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система фор­мирования профессионально грамотного специалиста.

Таким образом супервизорство рассматривается как ме­тод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы, имеющий место, прежде всего, там, где специа­листы вступают в профессиональный контакт с различ­ными группами и категориями людей, и используется с целью координации работы с клиентами.

Исходя из этого, следует отметить, что супервизор объе­диняет в себе три основные роли: помощника (консультан­та), оказывающего поддержку; учителя, помогающего свое­му подопечному учиться и развиваться; менеджера, несу­щего ответственность, с одной стороны, за то, что делает супервизируемый для клиента, а с другой — перед орга­низацией, которая платит за супервизию.

Следовательно, разумно говорить о триаде функций су­первизора, определяющих содержательную сторону его дея­тельности:

Во-первых, об образовательной функции, заключающей­ся в развитии навыков, умений и способностей социаль­ного работника. Во-вторых, — о поддерживающей функции как способе противостояния стрессу, боли и потерянности, испыты­ваемых социальным работником в результате глубокой те­рапевтической работы с клиентом. Такого рода эмоции по­являются из-за эмпатирования клиенту или стимулируют­ся при взаимодействии с клиентом, или могут быть реак­цией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приводит к стрессу и «выгоранию», к снижению эффективности ра­ботника, который начинает либо слишком идентифици­роваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния с его стороны. В такой ситуации главной задачей супервизора является оказание помощи социальному ра­ботнику в осознании этого процесса и работе над подоб­ными реакциями.

В-третьих, о контрольной функции. Не только недоста­ток подготовки или опыта, но также и неизбежные слож­ности взаимоотношений с клиентом, пробелы, уязвимые места заставляют социальных работников искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В процессе работы с подо­печными супервизор может частично взять на себя ответст­венность за благо клиента и работу с ним супервизируемого (социального работника): он гарантирует поддержание стан­дартов учреждения, в котором проводится работа.

Благодаря супервизорству социальный работник про­должает обучаться и развиваться, более эффективно ис­пользовать собственные ресурсы, управлять своей работой и менять ее формы. Однако нельзя не обратить внимания на значение такой формы супервизорской поддержки, как самрсупервизия, которая уместна всегда, даже тогда, когда социальный работник и так получает хорошую суперви­зию. Практикующему специалисту крайне важно развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консуль­тироваться прямо во время работы. Важным аспектом са-мосупервизии является способность анализировать свою работу прежде всего через самонаблюдение и самооценку своей деятельности.

Зарубежный опыт подсказывает, что у социального ра­ботника порой могут возникать преграды, не способст­вующие обращению за помощью к супервизору. Это мо­жет быть предыдущий, как положительный, так и отрица­тельный, опыт супервизорства. Плохой опыт может способ­ствовать осмотрительности и осторожности, а хороший — сравнению нынешнего супервизора с предыдущим. Кроме того, социальный работник может иметь ощущение, что он не нуждается ни в чьей помощи, что он сам может контролировать свою работу и анализировать ее. Это защи­та от критики со стороны, где указывают на очевидные ошибки. Плюс к этому порой супервизор работает слиш­ком авторитарно, что приводит к возникновению сопер­ничества по поводу того, кто лучше управляет клиентом. Вследствие этого у социального работника появляется не­обходимость доказать супервизору, что он сам может де­лать свою работу. Также супервизор может касаться вопро­сов, важных для него, а не для социального работника, и тем самым не удовлетворять ожидания последнего.

Зачастую социальные работники испытывают страх по поводу их осуждения и оценки супервизором, но они за­бывают, что, в свою очередь, супервизоры также беспо­коятся о произведенном впечатлении на клиентов.

Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которой должен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которыми пришел со­циальный работник, и самого социального работника, не теряя из фокуса-внимания собственный внутренний про­цесс и взаимодействие с клиентом здесь и сейчас. (Конеч­но, это умение приходит не сразу, требуются долгие годы практики.)

Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизор и социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудни­чать. Супервизорство позволяет оглянуться назад и оце­нить происходившее, дает шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые зна­ния, которые возникают в наиболее сложных ситуациях; в конце концов, получить поддержку со стороны.

 

 

16 вопрос. Задачи, функции и особенности деятельности Фонда социальной защиты Республики Беларусь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для организации финансирования социальной защиты населения в нашей республике в 1993 году на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования создан внебюджетный фондФонд социальной защиты населения Республики Беларусь, который является самостоятельной финансово‑кредитной организацией, непосредственно подчиняющейся Совету Министров Республики Беларусь и входящей в состав Министерства труда и социальной защиты (с правом юридического лица).

 

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 года Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 года Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

Основные задачи и функции Фонда:

– сбор и аккумуляция страховых взносов;

– осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда;

– определение порядка использования средств Фонда;

– осуществление контроля за правильным расходованием средств;

– осуществление контроля за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов;

– финансирование расходов на пенсии, пособия на детей и другие социальные выплаты;

– координация работы местных органов Фонда;

– разработка предложений по совершенствованию государственного социального страхования;

– создание государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Фонд.

– международное сотрудничество по проблемам, связанным с социальным страхованием.

Средства Фонда образуются за счет:

– страховых взносов нанимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

– обязательных страховых взносов граждан;

– взносов на профессиональное пенсионное страхование;

– ассигнований из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и т.д.);

– добровольных взносов (в том числе валютных средств) от физических и юридических лиц;

– доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

– средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;

– поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Средства Фонда направляются на:

– выплату пенсий (по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за особые заслуги перед республикой, за выслугу лет, военнослужащим срочной службы и их семьям, убывшим за границу и прибывшим из‑за границы; социальных);

– выплату пособий (при рождении ребенка, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных на детей до 3‑х лет, на детей от 3‑х до 16 (18) лет, по уходу за ребенком‑инвалидом, по уходу за престарелым, по уходу за инвалидом I группы, на погребение);

– оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

– выплату профессиональных пенсий;

– выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

– оказание материальной помощи остро нуждающимся престарелым и нетрудоспособным гражданам;

– финансирование расходов на санаторно‑курортное лечение и оздоровление населения;

– внедрение персонифицированного учета застрахованных лиц;

– международную деятельность;

– содержание органов Фонда;

– доставку пенсий;

– прочие расходы.

Фонд входит в состав Министерства труда и социальной защиты. В областях и в г. Минске функционируют структурные подразделения Фонда.

В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы. В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.

Все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования, лица, нанимающие на работу граждан по договору или занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также работающие граждане обязаны уплачивать страховые взносы в фонды. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда. Наниматели уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы.

Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, согласовывается с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

При подготовке бюджета в основу закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, Национального банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели. Отчетность по исполнению бюджета Фонда формируется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года.

Таким образом, главными источниками финансирования социальной работы в республике остаются государственный бюджет, средства Фонда социальной защиты населения, средства местных бюджетов, предприятия, организации и т.д.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Фонда социальной защиты является внедрение персонифицированного учета (с 1 января 2001 года).

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного социального страхования.

Цель введения персонифицированного учета – создать условия для назначения пенсии каждому гражданину в соответствии с результатами всей его трудовой деятельности.

Что собой представляет персонифицированный учет? Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии в будущем.

Каждый работающий гражданин регистрируется в Фонде социальной защиты населения, ему выдается свидетельство социального страхования с указанием страхового номера, который соответствует личному номеру гражданина, указанному в паспорте нового образца. Под этим же номером на него открывается в информационной базе Фонда индивидуальный лицевой счет, на котором накапливаются сведения о стаже, заработке и другие данные, необходимые ему в будущем для назначения трудовой пенсии. Система учета такова, что страховой номер сохраняется за человеком всю жизнь. Куда бы он ни переехал, на какую бы работу не устроился, ‑ данные о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет. К моменту назначения пенсии гражданину не надо будет собирать многочисленные справки, искать исчезнувшие фирмы, где он когда‑то работал, копаться в архивах. Все сведения будут храниться в компьютерном банке данных Фонда. Данными персонифицированного учета располагает только Фонд социальной защиты населения ‑ государственный орган, следовательно, государство обеспечивает сохранность, достоверность и конфиденциальность сведений о каждом гражданине.

Что дает персонифицированный учет? Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий. Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.

Кроме этого, суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий:

- социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов;

- дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.

 

17 вопрос. Технологии социальной работы. Структура и содержание технологического процесса социальной работы.

Технологизация (как процесс) – это устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом.

Технологизация включает:

1. изучение проблемы, определение целей и задач

2. расчленение социального процесса на взаимосвязанные этапы

3. координация всех поэтапных действий

4. унификация (стандартизация) выполнения всех поэтапных процедур и операций

Tekhne – (греч) искусство, мастерство.

Социальная технология – это инструмент решения социальной проблемы, целесообразный в определенном историческом контексте, промежутке времени, алгоритме действий.

Социальная технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации социального процесса, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

1. по масштабности: глобальные, региональные, локальные

2. по сложности: простые, сложные, комплексные

3. по характеру новизны: традиционные и инновационные

4. по характеру решаемых задач: универсальные и частные.

ТИПЫ (ВИДЫ) ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: 4 основных группы:

1. группа общих технологий: социальная диагностика, экспертиза, прогнозирование, профилактика, консультирование, посредничество и др.

2. группа междисциплинарных технологий: организационно-управленческие, социально-психологические, социально-педагогические и др.

3. группа технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовании, здравоохранении, пенитенциарной системе, военной системе и др.

4. группа многообразных технологий с различными группами населения: дезадаптированные дети, многодетные семьи, сироты, пожилые, лица БОМЖ и др.

ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ социальной работы:

1. аналитико-прогнозная

2. диагностическая

3. системно-моделирующая

4. проектно-организаторская

5. активационная

6. инструментально-практическая

7. распорядительно-управленческая

8. эвристическая

 

18 вопрос. Принципы, этапы и методы социальной диагностики. Социальный диагноз.

Diagnostikos (греч) – способность распознавать.

СУТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ – получение достоверных (валидных) знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии.

ПРИНЦИПЫ диагностики: ПО АЛФАВИТУ

1. верификации (установление достоверности социальной информации при помощи иных источников)

2. клиентцентризма

3. конфиденциальности

4. научной обоснованности

5. ненанесения вреда

6. объективности

7. системности

8. эффективности

УРОВНИ ДИАГНОСТИКИ:

1. республиканский (Президент, власти), 2. Региональный (территориальный – это области и районы), 3. Локальный (индивидный)

3 ГРУППЫ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ:

1. Методы диагностики социальных процессов (включает 1. Зондажно-информационное исследование конкретного социума, 2. Социально-историческое обследование, 3. Анализ документов, прессы, 4. Определение ИРЧП)

2. Методы диагностирования личности (включает наблюдение, интервью, анкетирование, опросник, метод экспертных оценок, мониторинг, социометрию и др)

3. Методы обработки и анализа информации

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ:

1. Предварительное ознакомление с объектом (материальные, социальные, духовные потребности)

2. Проведение социальной диагностики (постановка задач, выбор методов)

3. Проведение специальной диагностики

4. Построение выводов, на основании которых дается заключение

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ устанавливается на заключительном этапе социальной диагностики. Он должен быть тесно связан и отражать состояние социального, профессионально-трудового и анатомо-физиологического статуса клиента.

Социальный диагноз включает в себя разделы:

1. Социальный статус: (1. Пол, возраст, профессия, 2. Социально-бытовые факторы: семейное положение, иждивенец/кормилец, жилищные условия, социально-бытовая комфортность, 3. Социально-экономические факторы: работающий/безработный, пенсионер, 4. Социально-средовые факторы: социально активен/инертен, позитивист/негативист)

2. Профессионально-трудовой статус (образование, стаж работы, квалификацию, установку на труд и др.)

3. Анатомо-физиологический статус (здесь идет характеристика функциональных, психических нарушений, общего состояния здоровья)

19 вопрос. Методы и технологии социальной профилактики, повышение эффективности их использования.

Социальная профилактика – это система предупредительных мер для поддержания объекта социальной сферы в состоянии позитивно стабильной и устойчивой социальной нормы.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ социальной профилактики – сохранение, упрочнение и формирование всех имеющихся в обществе социальных ценностей, предотвращение возможных негативных явлений.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, на которые направлена социальная профилактика: бедность, сиротство, вредные привычки, последствия войн, катастроф, бескультурность, голод и др.

Профилактика проводится на 3-х основных уровнях:

- первичная - предотвращение возникновения какого-либо социального неблагополучия

- вторичная – предотвращение возникновения неблагоприятных последствий имеющегося неблагополучия

- третичная – предотвращение рецидивов

Рассматривая понятие профилактики необходимо раскрыть такие понятия, как:

1. Социальная среда (её учет)

2. Группа социального риска – это группа людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям и, в результате, представляют опасность для общества.

3. Факторы риска – это условия, обстоятельства и конкретные причины, которые первично обуславливают возникновение социальной проблемы.

ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГООБРАЗА ЖИЗНИ:

- установка на ЗОЖ

- гигиенические и биологические факторы

-экологические факторы

-уровень здравоохранения и др.

4. Социальные последствия – результаты социальной деятельности общества

5. Качество жизни – совокупность и качество материальных, культурных, духовных, социальных ценностей, предоставляемых обществом человеку для удовлетворения его потребностей и реализации интересов.

6. Уровень жизни – это понятие, характеризующее степень удовлетворения потребностей человека, всей страны, семьи, социальных групп и т.д. Количественные и качественные показатели уровня жизни: - уровень дохода, - размеры потребления товаров и услуг, - условия и характер труда, - социальное положение и др.

7. Социальные нормы и нормативы

8. Социализация

9. Социальная политика – это деятельность государства и его институтов, нацеленная на создание условий для удовлетворения социальных потребностей и интересов людей

ПРИМЕР – профилактика наркомании.

Первичная профилактика – комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления ПАВ (создание школ и институтов, свободных от ПАВ, выявление групп риска, работа с родителями, педагогическим коллективом)

Вторичная профилактика – своевременное лечение и оказание психологической помощи лицам, употребляющим ПАВ, минимизация вероятности наступления негативных социальных последствий

Третичная профилактика – предотвращение наступления рецидива путем психологических техник, формирования установок на ЗОЖ, создания групп анонимных наркоманов и т.д.

 

20 вопрос. Технологические особенности социальной адаптации и социальной терапии в работе с различными категориями населения.

Tekhne – (греч) искусство, мастерство.

Социальная технология – это инструмент решения социальной проблемы, целесообразный в определенном историческом контексте, промежутке времени, алгоритме действий.

Социальная технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации социального процесса, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

1. по масштабности: глобальные, региональные, локальные

2. по сложности: простые, сложные, комплексные

3. по характеру новизны: традиционные и инновационные

4. по характеру решаемых задач: универсальные и частные.

ТИПЫ (ВИДЫ) ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: 4 основных группы:

1. группа общих технологий: социальная диагностика, экспертиза, прогнозирование, профилактика, консультирование, посредничество и др.

2. группа междисциплинарных технологий: организационно-управленческие, социально-психологические, социально-педагогические и др.

3. группа технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовании, здравоохранении, пенитенциарной системе, военной системе и др.

4. группа многообразных технологий с различными группами населения: дезадаптированные дети, многодетные семьи, сироты, пожилые, лица БОМЖ и др.

ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ социальной работы:

1. аналитико-прогнозная

2. диагностическая

3. системно-моделирующая

4. проектно-организаторская

5. активационная

6. инструментально-практическая

7. распорядительно-управленческая

8. эвристическая

Поподробнее рассмотрим вопрос общих технологий.

С различными категориями населения применяются универсальные общие технологии:

1. Социальная диагностика – способ получения достоверных (валидных) сведений об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии.

2. Социальная экспертиза – это квалифицированное (профессиональное) освидетельствование проблемы или ее аспектов специалистами (экспертами) и вынесение соответствующего заключения, содержащего достоверную информацию об объекте и конкретные предложения по принятию решения.

3. Социальное прогнозирование – опережающее отражение действительности, суть которого состоит в том, чтобы не просто предвидеть развитие того или иного явления в будущем, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

4. Социальная профилактика – это система предупредительных мер для поддержания объекта социальной сферы в состоянии позитивно стабильной и устойчивой социальной нормы.

5. Социальное консультирование – это вид, технология в социальной работе, в ходе которой специалист помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить несколько вариантов решения.

6. Супервизорство

7. Посредничество

 

21 вопрос. Цели, виды и содержание социальной реабилитации как одного из факторов оптимизации жизнедеятельности человека.

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести:

1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные
на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
3.Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное воз-
никновение проблемных ситуаций в будущем.
4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направлен-
ности социально-реабилитационных мер.
5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ:

1. Медико-социальный

2. Профессионально-трудовой

3. Социально-психологический

4. Социально-ролевой

5. Социально-бытовой

6. Социально-правовой

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести:

1. социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями;

2. пожилых людей;

3. военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах;

4. реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:
1.Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:
- возрастные изменения;
- природные, техногенные или экологические катастрофы;
- тяжёлые заболевания или травмы;
- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,
рост национальной напряжённости и т.п.).
2.Субъективные или личностно обусловленные:
- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
- девиантные формы поведения и др.
Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:
- разрушение привычной системы социальных связей и отношений;
- утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;
- разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;
- снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации.
1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меря по его практической реализации.

Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».

 

22 вопрос. Сущность и классификация технологий социального прогнозирования. Социальные инновации.

ЦЕЛЬ прогнозирования – не просто предвидеть (предположить) развитие того или иного явления в будущем, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Т.е. социальное прогнозирование является опережающим отражением действительности.

3 ГРУППЫ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

1. Общенаучные (анализ, экстраполяция, аналогия, гипотеза, эксперимент и др.)

2. Интернаучные (мозговой штурм, метод Дельфи, утопическое предположение и др.)

3. Частнонаучные (описание по народным приметам погоды, процессов и др.)

Технология социального прогнозирования эффективнее, если затрагивает более узкую проблему.

Главное место в прогнозировании занимает информационная диагностическая база.

ВИДЫ социальной информации для социального прогнозирования: политическая, правовая, экономическая, экологическая и др.

ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА социального прогнозирования:

1. Выбор объекта социального обследования и прогнозирования

2. Выбор направления исследования (чаще комплексное)

3. Подготовка и обработка информации по прогнозной проблеме

4. Выбор способа прогноза

5. Само прогнозное исследование

6. Обработка результатов

7. Перепроверка результатов прогноза

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, такие инициативы, которые вызывают качественные изменения в различных сферах социальной жизни.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования и использования новых идей, разработка и опробация их, распространение и использование.

ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

1. Направленность не на решение отдельных частей социальной проблемы, а ориентация на обновление и трансформацию всего социального процесса.

2. Принцип предельно возможного (достичь максимального результата)

3. Принцип пульсирующего инновирования (разная интенсивность на разных этапах процесса)

4. Принцип кумулятивной мотивации (проведение промежуточного анализа)

5. Принцип интегративного программирования.

 

23 вопрос. Основные задачи, методы и технологии деятельности социально-педагогических и психологических служб (СППС) в учреждениях образования.

27.04.2006 года Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №42 было утверждено Положение о социально-педагогической и психологической службе в учреждениях образования (СППС).

ЦЕЛЬ СППС – содействие в создании условий для полноценного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в учреждении образования, семье и социальном окружении.

ПРИНЦИПЫ СППС:

1. Гуманистический характер деятельности

2. Доступность

3. Конфиденциальность

4. Личностно ориентированный подход

5. Приоритет прав и интересов учащихся

ЗАДАЧИ СППС:

1. Организация своевременной, комплексной, личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи

2. Содействие в формировании благоприятной атмосферы в педагогических коллективах, семьях и социальном окружении

3. Предупреждение семейного неблагополучия

4. Повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников педагогического процесса.

ТЕХНОЛОГИИ, используемые в СППС:

- социальная диагностика - социальная экспертиза - социальное прогнозирование - социальная профилактика

- внедрение инновационных технологий - социальное консультирование - технология посредничества и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.248 сек.