Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я-концепция личности и ее характеристика. Принципы формирования Я-концепции и специфика ее функционирования




Естественный эксперимент

Лабораторный

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

 

констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

 

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого обьекта. Американский психо­лог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Дальнейшее развитие теории Я-концепции шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания Я-концепции и поиска надежных эмпирических рефе­рентов для измерения, результатом чего стало представление ее как совокупности или структуры установок индивида к самому себе (Р. Берне). Эти установки группируются в три категории: ре­альное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).

 

Из многочисленных источников формирования Я-концепции че­ловека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1. Представление о своем теле (телесное Я).

2. Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе.

4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвое­ние связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женшина).

5. Практика воспитания детей в семье.

 

Понятие «я-концепция» в западной традиции определяется как моногоаспектный феномен- как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей и задач (Маркус, Первин, Эпстеин, Карвер). В отечественной же традиции под Я-конц понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая сиситема представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе (Психология. Словарь. 1990).

 

Компоненты самоконцепции включают элементы социальной идентичности (является характеристикой человече­ского мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий: соц статус, группы, процесс наименования, скрываемый статус, соц тип, личностная идентичность), диспозиции и физические характеристики.

Современные описания структуры и содержания самоконцепции:

1) Концепция возможных самостей Маркуса. В концепции возможных самостей Маркуса самость представлена как совокупность воображаемых и вызывающих опасения самостей, представленных в саморефлексии и выступающих в качестве мотиваторов и регуляторов поведения. Возможные самости используются как основания для самоизменений.

2) Концепция самоидентификации Шленкера. Шленкер фокусируется на проблематике социальной идентичности. Он утверждает наличие в структуре самости многочисленных, часто противоречащих друг другу самоидентификаций, связанных с оптимальным приспособлением к различносго рода ситуативным контекстам.

3) Концепция саморуководства Хиггинса. Он рассматривает человека, как репрезентирующего для себя актуальное, возможное и будущее я, адаптируя различные точки зрения в собственный адрес и других людей и на этой основе формулирующего своеобразные саморуководства в отношении проблемных полей. Эти саморуководства формируются в детстве через различные типы социализации и к периоду взрослости начинают обретать относительно устойчивый, ситуационно привязанный характер, поддерживаемый за счет ресурсов саморегуляции.

4) Концепция самоннаративов Адамса. Адамс утверждает, что люди формируют целостные самоописания или самонарративы в отношении определения того, кем они являются, кем были и кем собираются быть в будущем. Измерения отражают качества, характеризующие особые компоненты Я-концепции или самости как всеобщности. Примерами измерений являются самооценка, стабильность Я-концепции, самоуверенность и самокристаллизованность.

Принципы формирования Я-концепции:

Формирование я-конц является весьма сложным процессом, рассматриваемым с позиции различных теоретических подходов, выдвигающих в качестве базовых те или иные принципы.

Принцип зеркального отражения предполагает появление представлений человека о самом себе из реакций на себя со стороны значимого социального окружении (Янчук, Розенберг).

С течением времени, по мере формирования собственной системы критериев самооценивания, человек начинает все больше внимания уделять сравнению себя с другими. Этот процесс, получивший название социального сравнения впервые стал объектом серьезного психологического анализа еще в работах Джеймса, а в последующем Фестингера, разработавшего теорию социального сравнения.

Формирование я-конц необходимым элементом включает процессы самопрзентации и самоверификации. В соответствии с принципом самопрезентации и самоверификации, формируя представление о том или ином аспекте собственного я, человек, первое- моделирует его в воображении, строит модель презентации и предвосхищает (антиципирует) возможные реакции на данное предъявление со стороны других людей. Второе- сравнивает антиципируемую реакцию с реальной и, в случае субъективной констатации совпадения, - представление укрепляется в сознании как адекватное, в случае же несовпадения- предпринимаются шаги по корректироваке до момента совпадения. Третье- осуществляется текущий мониторинг адекватности, вносятся коррекции при необходимости.

Самоатрибуция (анализ собственного поведения, автор теории атрибуции Хайдер-люди пытаются приписать поведение внутренним или внешним причинам).По мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и об окружающем мирея-конц стабилизируется и человек в большей степени начинает полагаться либо на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в его опыте.

В соответствии с предложенным Розенбергом принципом иерархизации представления человека о самом себе организуются в структуру, в которой вышестоящие элементы, определяют нижестоящие и, в конечном итоге,- самоотношение и мироотношение.

Все перечисленные принципы не функционирую по отдельности. Они связаны между собой и доминирование одного из них соответствующим образом сказывается на на других.

 

Общепризананной считается точка зрения, что образ собственного Я первоначально неотделим от образа первичного воспитателя. Большинство исследователей считают, что о самости (самость- это уникальная человеческая сущность, представленная в пространстве и во времени; своеобразное Я, Эго личности, ощущение собственной идентичности) можно говорить лишь при появлении способности осознавать роль других, то есть внутренняя рабочая самость личности ребенка начинает оформляться после одного года.

Процесс дифференциации самости начинается с обретением языка. Некоторые аспекты самости обозначаются и объективизируются. Появление языка создает предпосылки для обретения нового качества самости- личных жизненных переживаний, недоступных другим. Формируется осознание того, что наблюдаемое другими может отличаться от того, что есть на самом деле. С этого момента у ребенка начинает формироваться ряд схем самости. К 7-8 годам можно говорить о наличии у ребенка стабильной, хорошо дифференциркемой Я-концепции.

Деймон и Харт рассматривают процесс становления самости как стадиальный, выделяя ряд последовательных стадий самопонимания: в раннем детстве самопонимание обычно сосредотачивается на характеристиках собственного состояния, предпочтениях и антипатиях; в среднем детстве дети предпочтительнее используют социальное сравнение относительно значимых других, описывая себя в определнной системе координат; в ранней взрослости акценты смещаются на межличностные характеристики; в старости - на мировоззрение, философия и мораль.

 

Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функционирования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Так как человек находится в постоянном потоке информации, меняющей его представления о мире и о самом себе, он вынужден избирательно относится к этой информации во имя сохранения некоторой устойчивости этих представлений. Если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем.

Процесс избирательного, субъективного интерпретирования, получивший название социально-психологической самозащиты рассматривается современными авторами как один из наиболее мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции, в частности. Особый интерес вызывает психодинамический подход, предлагающий в качестве возможного решения ряд механизмов психологической самозащиты личности, как способов поддержания системы представлений в относительно устойчивом и стабильном состоянии.

 

Механизмы защиты: Вытеснение подавление, исключение из сознания информации, вносящей напряжение и тревогу в сознание. Подавление блокирование неприятной, нежелательной инфор­мации, осуществляемое при переводе ее из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти. Отрицание стремление избежать новой информации, несовмес­тимой со сложившимися представлениями. Избегание тенденция избегания фрустрирующей ситуации или объектов, ассоциирующихся с неприятными воспоминаниями. Обособление изоляция, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами, часто ведущие к расщеп­лению, диссоциации личности. Рационализация самообман, попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею. Проекция бессознательный перенос собственных чувств, влече­ний, качеств на другое лицо. Идентификация разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на себя желатель­ных свойств и качеств. Конверсия изменение значения, содержания явления на более приемлемое. Человек обозначает то или иное негативное деяние более мягким термином, тем самым уменьшая остроту переживаний. Регрессия замена значимой, но труднодостижимой цели на ме­нее значимую, но легче достижимую. Компенсация неудачи в одной сфере деятельности компенси­руются сверхдостижениями в другой. Фантазия использование в качестве заместителей достижений их образов. Формирование реакций включает подчеркивание представле­ний и характеристик, противоположных наличным недостаткам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.