КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение как социально-психологический феномен. Структура, уровни, аспекты, функции и средства общения
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке. За последние 20-25 лет изучение проблемы обшения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологи прежде всего. Межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко- как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. В. В. Знаков дает следующее определение общения: общением- это такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях К структуре общения можно подойти по-разному: как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа общения Первый уровень — макроуровень- общение индивида с другими людьми рассматривается как. важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. Второй уровень — мезауровень (средний уровень)- общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями Третий уровень — микроуровень - главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие.
Выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции: Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека.
Андреева Г. М. выделяет 3 аспекта общения— информационной, интерактивной и перцептивной: - коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; информация от коммуникатора может быть двух типов- побудительная (приказ, совет, просьба) и констатирующая (сообщение). - интерактивная сторона - в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; - перцептивная сторона общения - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Процесс взаимопонимания, осознания себя через другого включает три механизма: идентификацию, эмпатию и рефлексию. В проблематике общения идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения. Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Устный язык имеет главное преимущество пред письменным- экономность. Экономия достигается за счет иного порядка слов, которые допускает устная речь- пропуска концов и частей предложения. Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные (кинесика- движения рук, ног, головы, туловища; направление взглядв и визуальный контакт; выражение глаз, мимика, поза, кожные реакции, дистанция между собеседниками, угол поворота относительно друг друга, персональное пространство; вспомогательные средства общения (половые, возрастные) и средства их преобразования –одежда, косметика, украшения) 2. Акустические (связанные с речью- интонация, тембр, громкость, тон, ритм, речевые паузы) 3. Тактильные (такевика- пожатие руки, хлопание по плечу).
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |