КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторный опросник признан клиническим
Айзенк: Личность –то, что можно предсказать в поведении человека. Элементы личности можно расположить иерархически: суперчерты (типы)→черты→привычные реакции→специфические реакции. Каждый тип имеет нормальное распределение значений параметров на континууме. Айзенк выделил 3 базовые черты (суперчерты или типы): ·Интроверсия /экстраверсия ·Нейротизм / стабильность ·Психотизм / сила суперэго (гипотетический вектор) Все базовые черты проявляются в многочисленных привычных, специфических реакциях. Теория Айзенка отличается сильной приверженностью значимости нейрофизиологических и генетических факторов в формировании личности. Методы диагностики черт личности: MMPI (позволяет увидеть изменения в соматической сфере, психологических характеристиках, психопатологические нарушения); личностный опросник Шмишека (акцентуированные типы личности); опросники Айзенка (EPI – интро/экстроверсия, нейротизм; EPQ, MPI); 16-факторный опросник Кеттела (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные свойства).
27. Гуманистическое направление в изучении личности. Основные положения концепции личности А.Маслоу. Гуманистическое направление в психоррекции. Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 60-х гг объединились под началом Маслоу в группу под названием «Третья сила». Методологическая основа – экзистенциальная философия, основанная Ясперсом, Кьеокегором. Это самое молодое направление в персонологии. Человек воспринимается как самоценность, часть мира. Человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Сама сущность человека в том, чтобы он двигался в направлении личностного роста. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления (концепция становления, заимствованная из экзистенциализма). Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человечества. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека в сущности хороша. Наиболее универсальная характеристика людей – творчество. Все потребности человека врожденные, или инстинктоидные. Маслоу: Иерархия потребностей: · Физиологические потребности; · Потребности безопасности и защиты; · Потребности принадлежности и любви; · Потребности самоуважения (самоуважение и уважение другими); · Потребности самоактуализации (личного совершенствования). Самоактуализация –достижение вершины своих возможностей, желание человека стать тем, кем он может стать. Принципы мотивации человека: 1. Мотивы имеют иерархическую структуру; 2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности; 3. Пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно не интересными. С момента удовлетворения низшие потребности теряют мотивирующую силу; 4. С повышением уровня потребности повышается готовность к большей активности, поэтому удовлетворение высших потребностей является более сильным стимулом активности. Причины, препятствующие достижению высокого уровня самоактуализации: 1. Многие не видят своего потенциала; 2. Культурное окружение часто подавляет тенденцию к самоактуализации; 3. Доминирование потребности безопасности; 4. Сильная тенденция сохранить привычный образ жизни. Черты самоактуализирующейся личности: 1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2. Принятие других и себя; 3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, дело; 4. Автономность, независимость от соц. среды, самостоятельность суждений; 5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелатальность; 6. Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 7. Различение целей и средств. Зла и добра; 8. Спонтанность и естественность поведения; 9. Юмор; 10. Саморазвитие, реализация способностей, потенциальных возможностей в любви, работе, жизни, творчестве; 11. Готовность к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности (соответствие переживания опыта его настоящему содержанию). Развитие личности – это повышение конгруэнтности, понимания своего «Я». Достигнуть уровня самоактуализации возможно только при наличии метапотребностей (постижение смысла доброты, красоты, справедливости). Фрустрированность метапотребностей вызывает метапатлогии (накопительство, неспособность глубоко любить, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни, неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования, неэтичное поведение). Симптомы: апатия, отчуждение, депрессия и цинизм. Концепция Маслоу отличается приверженностью к холизму, свободе, изменяемости, гетеростазу и непознаваемости в изучении личности. Гуманистическое направление в психоррекции: Цель гуманистической психокоррекции – помощь в личностном росте, осознании личностной свободы, своих потенций, благодаря которому клиент сам решает свои проблемы. Роджерс - американский психолог, представитель гуманистического направления, автор клиент-центрированной психотерапии, один из родоначальников движения “групп встреч”. У каждого человека, по мнению К.Роджерса, возможно появление конструктивных изменений личности. Для того, чтобы способствовать этим изменениям, психотерапевт должен обладать определенным подходом, включающим эмпатию, безусловное положительное принятие пациента и аутентичность. Эти черты отношений играют решающую роль в групповой психотерапии, – психотерапевт является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия. К.Роджерс придавал особое значение группам встреч, в которых отношения между участниками могут создавать оптимальные условия для терапевтических изменений. В психокорекционных группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению. Они в основном ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и лечение. Базовые условия гуманистической психокоррекции: принятие, эмпатия, конгруэнтность. Общими чертами концепций, относящихся к гуманистическим, являются: подчеркивание гуманистической сущности человека, проявляющейся в его потребностях и стремлениях к развитию, самоактуализации и самореализации, к близким и теплым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни. В этих концепциях исходным пунктом для конструктивного индивидуального развития является бытие в настоящем, а нарушения трактуются как результат торможения или блокирования внешними факторами потенциальных возможностей человека. Лечение понимается как преодоление этих барьеров путем освобождения личности от давлений и пут, расширение диапазона сознания для совершения выборов, опирающихся на подлинные ценности и нормы, а также для обретения внутренней свободы. 28. Культурно-исторический и социо-культурный подходы в рассмотрении проблемы личности. Теория культурно-исторического развития Выготского: Психику изучить невозможно, но можно объяснить с помощью методологических позиций – отражения, системность, детерминация, развитие. Ракурсы анализа психического мира (уровни рассмотрения проблемы): 1-й уровень – человек и природа: человек, в отличии от животных не приспосабливается, а приспосабливает природу к себе с помощью орудий; 2-й уровень – человек и его психика: овладевая природой, человек начал овладевать функциями своей психики, появились высшие психические функции (произвольное внимание, память, мышление, образование понятий); человек овладел своим поведением с помощью психологических орудий – знаков и символов; 3-й уровень – генетика: человек научился превращать внешние знаки во внутренние психологические (интериоризация). У человека наблюдается 2 уровня психического: натуральные природные функции и высшие психические функции (возникают в процессе социального общения). Знак становится орудием, когда обретает значение. Значение знака формируется в предметной деятельности. Только деятельность дает возможность развиваться личности, в ней человек проявляется. Знак превращается в символ (жест, цифра, слово). Знаки и символы имеют культурное происхождение. Функции знака: · Обозначение · Значение · Личностный смысл (значение не может быть без смысла). Центральный момент развития личности – возникновение символической деятельности и овладение словесным знаком. Процесс формирования высших психических функций растянут во времени. Овладевая знаком, человек приобщается к культуре. Основными составляющими внутреннего мира становятся значения (познавательный компонент) и смыслы (эмоционально-мотивационный компонент). Способ существования психического- отношения. Личность – понятие социальное и охватывает надприродное, историческое в человеке. Личность социальна, не врожденна, возникает в результате культурного развития (развивается как целое, через овладение определенной формой поведения). Стадии развития личности: 1. Магическая (0-1 год) Недифференцированное отношение к окружающему и к себе. Опыт жизни не сохраняется в памяти, т. к. нет отношения, нет представления о «Я», ребенок не выделяет себя из окружающего мира. 2. Появление самосознания (1-4 года) Овладение вертикальной походкой, органические изменения, что позволяет познавать мир (освобождение руки), возникновение речи – орудия воздействия на окружающий мир; самосознание (складывается из мнения родителей о ребенке, способности влиять на окружающий мир). 3. Игры (дошкольный период) Ребенок начинает разумно разделять вещи и людей, игру и серьезную деятельность. 4. Дифференциация социального опыта (до 12 лет) Овладение внутренней речью, возможность управления ходом своих мыслей, мышление становится произвольным. Умение применять свой опыт в разных ситуациях. 5. Формирование индивидуального мировоззрения, возникновение «жизненного плана» Осознание своей целостности в прошлом, настоящем и будущем, появляется иерархизированная система жизненных целей, принципов, «жизненный план» - обозримое хронологически пространство. При благоприятном развитии ребенок полностью овладевает мыслительными процессами и внутренним миром. Концепция социально-исторического развития Асмолова: Исследует только личность и ставит акцент на социально-исторических условиях формирования личности. Термин «личность» мы употребляем, когда говорим о человеке в его социальном качестве, с его внутренним миром и внешним поведением, а главное, с его осознанием собственного «Я». Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от других биологических видов. 1. Социально-исторический подход позволяет конкретизировать детерминации развития личности; 2. Образ жизни народов диктует условия развития личности. Личность – модус, который характеризует взаимоотношения с окружающим и формируется в процессе развития, т. е. характеризуя личность, нельзя не учитывать социально-исторический образ жизни человека, который представляет собой пространство выбора. 3. Социально-исторический образ жизни имеет мотивообразующий характер, который отражен в программе развития общества. Нельзя пренебрегать в характеристике личности характеристикой условий развития личности.
29. Деятельностный подход к проблеме личности в отечественной психологии. Сущность деятельностного подхода отражена в принципах: 1. Развития и историзма. Психика исторически, эволюционно обусловлена, каждая личность имеет свою историю личностного развития. 2. Предметности. Психика проявляется в активности, которая всегда предметна, т. е. нацелена на что-то. Если следовать главному принципу детерминизма, то в любом поведенческом акте есть причина. 3. Активности. Психика всегда активна. Даже при сенсорной депривации психика совершенно замереть не может, т. е. есть мысли, эмоции, чувства и т. д. 4. Интериоризации. 5. Единства строения внешней и внутренней деятельности. Любая деятельность имеет внутренний план (мысли) и внешний план (действия, нацеленные на объект, т. е. предметная деятельность). 6. Системного анализа психики. Главной характеристикой системы является то, что она проявляется в чем-то, в чем не проявляется каждый из ее элементов. Т. е. в системе проявляются все элементы, но опосредовано. Т. о. психика человека целостна и по отдельным элементам нельзя понять и охарактеризовать всю психическую деятельность. 7. Зависимости психического отражения от места (значения) отражаемого объекта или явления в структуре деятельности. Представители деятельностного подхода: Леонтьев, Рубинштейн, Божович, Ананьев, Мясищев, Узнадзе, Ядов. Леонтьев: Нас окружает объективная реальность, но она не всегда отражается в психике из-за интересов и индивидуальности человека (играет роль значение отражаемого – к чему-то мы безразличны, на чем-то - сконцентрированы). Т. е. у нас не может быть объективной картины мира из-за сложности обобщения. Деятельность (в психологич. смысле) – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта к предметной деятельности (т. е. деятельность связана с нашим образом и отношением к этому образу). Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Деятельность – функция психики, единица психологического анализа (характеризуется предметностью и субъектностью). Личность выражает целостность субъекта жизни и не обусловлена генотипически. Личность рождается и проявляется в деятельности. Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и генотипического развития человека. Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Нельзя механически разделить в личности индивидные и сугубо личностные свойства. Личность-продукт интеграции процессов, в которых отражены главным образом общественные отношения, которые имеют огромное значение в формировании и развитии личности. В процессе развития складывается иерархия деятельности, которая впоследствии становится ядром личности. Структурный анализ деятельности: · Потребность (источник активности)-состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающая источником его активности. –Витальные –Социальные –Экзистенциальные (в самоидентичности, самоактуализации, творческие потребности) Т.е. у Леонтьева мы видим эволюцию потребностей. · В основе деятельности лежат мотивы. Мотивы (опредмеченная потребность, отражают личностный смысл действий). · Процесс удовлетворения потребностей предполагает наличие целей. Цели (предвосхищение результата деятельности, которая организуется на основании цели). В цели отражается содержательная характеристика деятельности, а в мотиве - динамическая. Цели субъективны по форме, но объективны по содержанию, т. к. находят выражение в продуктах деятельности. –Конечные –Промежуточные (в них отражаются условия достижения конечных целей) Факторы, формирующие личность: 1. Индивидные свойства, 2. Общественное отношение в процессе предметной деятельности 3. Сознание и самосознание, находящиеся в непрерывном развитии Процесс развития личности: Главная особенность развития личности – опосредованный характер взаимодействия человека с окружающим миром. Развитие личности происходит в результате деятельной связи человека с окружающим миром. Деятельность всегда опосредована (предметом или человеком). Вещи раскрываются ребенку в своем функциональном значении. Речь является опосредующим звеном, связывающим человека с окружающим миром. Развитие личности характеризуется расширяющейся для человека действительностью. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования. В процессе развития формируется иерархизированная система мотивов. Это формирует связную систему личностных смыслов, а следовательно, становление личности. Предметно-вещественные потребности человека насыщаемы и их удовлетворение ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, поэтому личность не может развиваться в рамках потребления. Ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не имеет границ. Важнейшим, ключевым моментом в развитии личности является развитие когнитивных процессов, позволяющих знанию действительности опережать превращение его в действительность (т. е. знание должно опережать опыт взаимодействия).
30. Структурный подход к проблеме личности в отечественной психологии. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды Бехтерева, Лазурского, Ковалева, Платонова, Ананьева, Петровского на структуру личности. В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности. Концепция личности Лазурского: Лазурский -ученик и коллега Бехтерева. Бехтерев – сторонник целостного подхода, утверждал, что личность организует активное отношение к миру через деятельность, характеризуется самодеятельностью. Развитость личности зависит от ее самостоятельности, самодеятельности, а не от интеллектуального развития. Преодолевая что-то, человек развивается. Личность – центр нервно-психической деятельности, т. е. даже физиологические процессы подчинены личности. Лазурский отталкивался от понимания личности Бехтеревым, расширил характеристику личности через категорию «отношения»: 1. Отношение к окружающему является ядром личности. 2. Активность человека характеризуется через процесс адаптации (адаптационная активность). Нарушение равновесия между индивидом и средой выливается в процесс приспособления (адаптации). Основная задача личности–приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле. Личность представлена двумя составляющими: эндопсихика (ядро личности, врожденный внутренний механизм психики, включающий темперамент, умственную одаренность, характер) и экзопсихика (ее содержание определяется отношением личности к внешним объектам, среде). Существуют 3 психических уровня адаптации: · Низший (максимальная зависимость от воздействий внешней среды, среда подчиняет все процессы эндопсихики). Типы личности: рассудочные (доминирует мышление); аффективные (доминируют эмоции); активные (доминирует воля). · Средний (приспособившийся человек, присутствует экзопсихика, человек адаптирован, имеет свое дело, обеспечен. Его уровень психического развития позволяет приспосабливаться и нормально жить.) Типы личности: Непрактичные (теоретики-реалисты – художники, ученые, религиозные деятели) Практики-реалисты (общественные деятели, политики, хозяйственники) · Высший (характеризуется усложненностью процесса адаптации в силу того, что у человека а высшем уровне постоянно существует желание переделать, изменить окружающую действительность, приспособить ее под себя. Тут проявляется творческая активность, человек не удовлетворен тем, что имеет. Он хочет большего. Так происходит развитие личности). Сквозные интегральные характеристики человека – альтруизм, знание, красота. Уровни развития личности: 1. Общее количество психической продукции, т. е. количество внешних психических проявлений (мысли, эмоции и др.) 2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений 3. Сознательность и идейность психических проявлений 4. Координация психических элементов, процессов, функций и т. д.
31.Сущность и основные направления психологического консультирования социально-уязвимых групп населения. Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Cпециалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. Направления: психодинамическое гештальттерапевтическое когнитивное Бихевиорально-ориентированное Экзистенциальное Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития. В целом, в психологическом консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта. Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят. Психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента. Этические принципы психологического консультирования: 1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту 2.Ориентация на нормы и ценности клиента 3.Запрет давать советы 4.Анонимность 5.Разграничение личных и профессиональных отношений 6.Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним 7.Включенность клиента в процесс консультирования Для повышения эффективности существенное значение имеют особенности пространственной и временной организации этого процесса. Этапы консультирования: 1. Выявление причин, побудивших клиента обратиться за консультацией; 2. Диагностика проблемы, анализ; 3. Формулировка проблемы и оценка целей консультации; 4. План и программа действий; 5. Осуществление соответствующих действий; 6. Оценка результатов, выводы. Терапевтический климат строится на: доверии, принятии специалистом клиента, не предоставление готовых ответов, не морализировать, не критиковать, не хвалить.
32.Гендерные особенности в практике психологического консультирования. Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом или некой общностью людей. Необходимо организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи. Основным способом взаимодействия социального работника с клиентом становится консультирование. Специалист по социальной работе - психолог должен знать гендерные особенности для того, чтобы консультирование было более удачным и принесло соответствующие результаты. Обозов Н.Н. проводил исследования, в которых выявил влияние пола на процесс консультирования: мужчины и женщины имеют разные ожидания относительно психологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в этой роли. Женщины в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю общения, обращая внимание в первую очередь на отзывчивость, чуткость. Можно сказать, что женщины в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины. Мужчины в консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения; они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации, на психологическую информацию. Было установлено, что мужчины-клиенты больше предпочитают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию. Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно рекомендовать более ориентироваться на рабочий стиль отношений, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуации. Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стремиться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии. Н.Н. Обозов приводит сведения, согласно которым большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их деятельности, у женщин - в семейно-брачных отношениях. Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования: Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах. Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления. Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку. В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно. Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми. Позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента. В работе с перечисленными выше типами клиентов психолог может использовать различные ролевые позиции. Н.В. Самоукина выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов: 1. Психолог - «нейтральный советчик» подойдет для случаев, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек. 2.Психолог-«программист» разрабатывает программу для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать», например режим жизни школьника. 3.Психолог-«слушатель» подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо 4.Психолог-«зеркало» объясняет, что объективно происходит, рисует для 5.Психолог-«катализатор» для людей, которые все понимают, но ничего не
33.Профориентация как эффективный механизм социальной интеграции личности. Понятие о профессиональной пригодности человека. Критерии определения профпригодности. Виды профессиональной пригодности и ее ограничения. Профориентация – это научно обоснованная система знаний и целенаправленных мероприятий (мед., психофизиол., психолого-пед., соц.-эк.), обеспечивающая профессиональное самоопределение человека в рамках профессий, необходимых народному хозяйству, с учетом состояния здоровья, психофизиологических возможностей, психол. особенностей личности, требований, предъявляемых к организму человека профессией. Цель: адекватный возможностям человека проф. выбор, позволяющий ему продуктивно выполнять работу в течение длительного времени без ущерба для здоровья. Задачи: научно обоснованный проф. подбор, проф. подготовка; научно обоснованная расстановка кадров; повышение производительности труда уже занятых работников путем осуществления профилактических мероприятий по восстановлению их проф. активности; снижение текучести кадров; профилактика произв. травм; повышение удовлетворенности трудом. Функции: экономическая, медико-биологическая, социальная. Принципы: комплексность мероприятий, поэтапность, индивид. подход, системность. Проф. пригодность – это соответствие психологических особенностей человека требованиям профессии, которое формируется в процессе деятельности (ввел Гуревич). 2 критерия: 1) по успешности овладения профессией; 2) по степени удовлетворенности профессией. Предложил деление профессий на 2 типа и определил 2 типа проф. пригодности соответственно: 1 – профессии, связанные с абсолютной проф. пригодностью (требующие наличия определенных задатков и проф. способностей); 2 – профессии с относительной проф. пригодностью, где нет определенных показаний, а проф. пригодность может быть сформирована у любого человека при наличии высокой мотивации. Проф. пригодность – совокупность психофизиологических функций, качеств и особенностей личности и организма человека, предопределяющая возможность его успешной проф. деятельности (современная трактовка). Важно определение ПЗФ и ПВК. Градация по Климову: 1. Годность к деятельности при отсутствии противопоказаний; 2. Непригодность (временная или постоянная, практически непреодолимая); 3. Соответствие определенной области деятельности (нет противопоказаний по здоровью и имеются личностные качества, определяющие возможности овладения определенной профессией); 4. Призвание к конкретным видам деятельности. При консультировании лиц с ограничениями здоровья: 1. Пригодность – при отсутствии мед. противопоказаний имеется высокий или средний уровень развития ПЗФ (не более 50%-со среднем уровнем). 2. Относительная – отсутствие мед. противопоказаний, но могут быть противопоказания по условиям проф. среды и труд. процесса; при недостаточном уровне развития большинства ПЗФ, но на должном уровне развиты ключевые функции; 3. Непригодность – наличие мед. противопоказаний по характеру и условиям труда, низкий уровень развития ПЗФ и ПВК.
34 Психогигиена в деятельности социальных работников. Синдром «эмоционального выгорания» у социальных работников и его профилактика. Психогигиена - прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической психологией, социологией, социальной психологией, педагогикой и другими дисциплинами. Исторически возникновение психогигиены связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (Корсаков, Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. В послевоенные годы при Всемирной организации здравоохранения был уже создан отдел психического здоровья. К концу ХХ века психогигиена во все большей степени стала ориентироваться на решение социальных и экологических проблем, которые стали оказывать существенное влияние на психическое здоровье. Синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.). Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Маслач - социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Основные симптомы СЭВ: Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;Нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам); Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; Повышенная раздражительность - и на работе, и дома; Упорное желание переменить род занятий; То и дело возникающая рассеянность;Нарушение сна; Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, диспепсия (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Предпосылки - наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Типы людей, которым грозит СЭВ: Первый тип - "педантичный". Основные характеристики: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка. Второй тип - "демонстративный ". Стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Третий тип - "эмотивный ". Чувствительны и впечатлительны. Отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Профилактика и устранение "выгорания": 1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. 2. Общение. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы. 3. Использование "тайм-аутов". 4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". 5. Сохранение положительной точки зрения. 6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. 7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания: старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки; учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относитесь к конфликтам на работе; не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
35. Психологическое консультирование при зависимостях и психосоматических заболеваниях. Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Зависимость от ПАВ. Согласно МКБ-10, под зависимостью понимается болезненный процесс, закономерно проходящий через последовательные стадии и имеющий свое начало и исход. Принятие психоактивных веществ изменяет химизм головного мозга, влияет на чувства и поведение человека в целом. Может привести к полной деградации личности. Признаки зависимости от ПАВ: • Сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к приему вещества. • Сниженная способность контролировать прием вещества: употребление в больших количествах и дольше, чемнамеревалось • Безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества. • Состояние отмены или абстинентный синдром, возникающее, когда прием вещества уменьшается илипрекращается • Повышение толерантности к эффектам вещества (необходимость повышения дозы) • Поглощенность употреблением вещества, ради которого происходит полный или частичный отказ от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов. • Продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий. Попавший в зависимость как от психоактивных веществ, так и нехимических форм зависимости, отличается от здоровых людей по психологическим, физиологическим характеристикам и особенностям поведения. Происходит пересмотр ценностей, жизненных ориентиров без учета вредных последствий. Наибольший риск поддаться сектантской агитации возникает при повышенной внушаемости, склонности быть ведомым, пассивным. Особенно легко вовлекаются в секту те, кто жаждет получить в своей проблемной ситуации эмоциональную поддержку. Эти люди чувствуют себя незащищенными при психологическом стрессе. Поэтому применяемые в секте методики «бомбардировки любовью», игры, подобные детским, пение, объятия, лесть используются по назначению, достигают своей цели. Созависимость — искажение отношений близких людей, вызванное зависимостью одного из них от алкоголя или наркотиков. Выражается в том, что созависимый человек теряет свою собственную жизнь и начинает жить жизнью зависимого близкого, пытаясь защитить его от зависимости. Для этого созависимый человек безуспешно пытается контролировать близкого, становится жертвой его поведения, испытывает много горя и разрушает свою жизнь, тем самым помогая зависимости близкого беспрепятственно развиваться. Основные характеристики созависимости: · Низкая самооценка · Компульсивное желание контролировать жизнь других · Желание заботиться о других, спасать других. · Чувства страха, стыда, отчаяния · Отрицание
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |