КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. слушатель курсов профессиональной переподготовки по направлению «География»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Выполнила: слушатель курсов профессиональной переподготовки по направлению «География» Гумерова Айгуль Рифартовна
Научный руководитель: старший преподаватель ИРО РБ Салимова Марьям Тажитдиновна,
Работа допущена к защите: зав. кафедрой ТиМП БХиГ, Дата защиты «___» _________2013 г. к.п.н., профессор Б.Х.Юнусбаев ____________ Оценка __________________________
Уфа 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1 Экологическая культура как результат экологического образования….….6 1.2 Понятие и содержание экологической культуры…………………………17 1.3 Требования к модели выпускника средней школы с высоким уровнем экологической культуры…………………………………………........27 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 2.1 Изменения в методическом сопровождении экологического образования………………………………………………………………………29 2.2 Этапы экологического воспитания и формирования экологической культуры в курсе географии…………………………...………33 2.3 Методы и средства осуществления формирования экологической культуры на уроках географии…………………………..…….40 2.4 «Экосистемная познавательная модель» как средство формирования экологической культуры на уроках географии........................55 2.5 Использование средств краеведения в формировании экологической культуры школьников…………………………………………………………...59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....67 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....71
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. Ряд проблем экологического образования требует тщательного рассмотрения. Одна из них – формирование экологической культуры. [7 с.49] В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры обучающихся. При этом экологическое образование (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно по сути выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности, как регулятора отношений в системе «человек-общество-природа». В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. География по своей сути экологична, поскольку в наиболее общем виде её центральной проблемой является взаимодействие природы и общества. Именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности. И в этом отношении усиление экологических подходов, показ негативных сторон природопользования и путей выхода из экологического неблагополучия на базе знаний географии не повредит, а сделает более понятной её практическое предназначение. Экологические знания нужны каждому человеку, в какой бы области человеческой деятельности он ни занимал место. Вот почему и возникла необходимость в исследовании оптимальных условий для формирования экологической культуры. [3 с.10] Современный человек должен видеть мир в целостности, т.е. рассматривать его с социальных, экономических, политических, общекультурных, правовых экологических позиций. Каждый человек неповторим. Но для того чтобы общество развивалось, необходимо придерживаться единых принципов, определяющих представления людей об окружающем мире, о своих обязанностях по отношению к природе и к людям. Цель выпускной квалификационной работы: изучение путей формирования экологической культуры на уроках географии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность, цель и задачи формирования экологической культуры в общеобразовательной школе в свете требований ФГОС нового поколения. 2.Рассмотреть формы и методы осуществления формирования экологической культуры в современной школе на уроках географии. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования основ экологической культуры согласно требованиям ФГОС и развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности обучающихся в различных жизненных ситуациях. Объект исследования – методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе. Предметом исследования является раскрытие процесса формирования экологической культуры учащихся на уроках географии. Методы исследования: -теоретический - анализ психолого-педагогической, научно-методической специальной литературы и исследований по проблеме; -эмпирический - изучение литературы, результатов учебной деятельности школьников. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |