Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование средств краеведения в формировании экологической культуры школьников 2 страница




Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

 

«ПРИЛОЖЕНИЕ Б»

Сценарий классного часа: «День воды».

Цели и учебно-воспитательные задачи:

1. Донести до сознания учащихся понимание бережного отношения к воде как к важному жизненному ресурсу;

2. Побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и будущем;

3.Донести информацию о водных ресурсах всего мира, России и Башкортостана, влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались на урок чистой воды. Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды. В России День воды – 22 марта – отмечается с 1995 года.

Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относится к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях.

Выступления учащихся, сопровождающиеся слайдовой презентацией.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОДА?

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

Вода – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей существующих на Земле.

«Все есть вода» - утверждал греческий философ и математик Фалес, подчеркивая значение этой жидкости.

«Вода – самый ценный минерал на Земле» - так писал о ней академик Александр Ферсман.

«Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи.

«Классический растворитель», - так называли воду французские химики.

Так что же такое вода? – вроде бы простой и в то же время очень сложный вопрос.

Удивительное вещество вода! Она не только дает жизнь.Это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе, радуга.Все это благодаря воде.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана –

И все это только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А, в сущности – только вода.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. СКОЛЬКО ВСЕГО ВОДЫ.

Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Жизнь зародилась в воде. Для многих видов животных и растений вода продолжает оставаться средой обитания.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

Значение воды в процессах жизнедеятельности очень велико, ведь в ней протекают различные химические реакции нашего организма. Около 2/3 массы человека составляет вода, в организме медузы до 90% воды, даже в сухих семенах вода составляет 10- 12 %.

Одновременно с формированием первичной атмосферы и гидросферы зародился и геологический круговорот воды.

О круговороте воды в природе говорилось ещё в Библии: «Все реки текут в море, но море не переполняется, к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».

«Вся масса воды – писал В. И. Вернадский, - и в жидкой, и в газообразной, и в твердой форме находится в непрерывном движении, переполнена действенной энергией, сама вечно меняется и меняет все окружающее… Картина видимой природы определяется водой…. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов».

Водные ресурсы – это весь объём вод гидросферы, заключенный в реках озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71 % всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96, 4 %. Запасы пресной воды составляют всего лишь 2, 64% от всех вод гидросферы.

Круговорот воды.

Вода – единственное вещество природы, которое в земных условиях существует в трёх агрегатных состояниях – твердом, жидком, газообразном.

Универсальная структура воды обеспечивает ей возможность переходить из одного агрегатного состояния в другое.

Круговорот воды один из главных процессов биосферы.

Казалось бы, невзрачная жидкость, а какие грандиозные превращения осуществляет.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

«Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана

- Откуда ты? Вода в ответ:

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь - и я из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, и я, дружок из океана!»

ВОДА - АНОМАЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО.

Вода – прозрачная жидкость, не имеющая ни запаха, ни вкуса. Масса 1 мл чистой воды принята за единицу массы и называется граммом.

Вода создает «внешность» нашей планеты. Это главная движущая сила, которая способна поддерживать и развивать жизнь на Земле.

В последнее время мы часто говорим об аномальных явлениях и некоторые ученые говорят, что самым аномальным веществом является вода.

Да, благодаря необычным свойствам, вода отличается уникальностью в мире веществ:

вода – чрезвычайно теплоёмка: чтобы повысить температуру воды на один градус, тепла требуется в 1000раз больше, чем для нагревания 1 литра воздуха.

при замерзании вода расширяется на 9 % по отношению к прежнему объёму, поэтому лёд всегда легче воды и всплывает вверх

вода - растворяя много веществ, остается инертной, не вступает с ними в химические реакции.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

как известно при охлаждении плотность веществ увеличивается, а вот вода имеет наибольшую плотность при температуре - +4С.

температура кипения воды + 100С, а плавления = 0 С.

Недаром воде приписывают волшебные свойства, обожествляют её, поклоняются ей, совершают обряд гадания.

Вода – огромная сила и пока человек не в силах покорить её.

Вода обладает невероятной энергией, которая должна помогать человеку, а не совершать какие то катастрофы.

Загрязнение воды.

Пожалуй, ни одна проблема не вызывает сейчас у человечества таких оживленных дискуссий, как проблема загрязнения Мирового океана. Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенных воздействий на морские экосистемы в результате загрязнения морей и океанов. Распространение многих загрязняющих веществ приобрело локальный, региональный и даже глобальный масштабы. Поэтому загрязнение морей, океанов стало важнейшей международной проблемой, а необходимость охраны морской среды от загрязнений диктуется требованиями рационального использования природных ресурсов.

Некоторые изменения в окружающей среде океана, вызванные человеческой деятельностью, уже необратимы. Например, реки, перегороженные плотинами, выносят значительно меньше пресной воды и осадочного материала. Порты в устьях рек изменяют характер движения потока воды в естественную среду. Насколько чист должен быть океан и насколько человек должен пытаться сохранить окружающую среду? Проблема состоит в том, чтобы определить, что является оптимальным для общества, и достигнуть этого с наименьшими затратами. Удаление отходов автоматически предполагает загрязнение. Всё живое или неживое, что своим избытком снижает качество жизни, является загрязнением.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

Задавали ли вы себе вопрос, попадают ли отходы в океан?

Оказывается 75 г. сухого веса в твердом виде на одного человека в день попадают в океан, а в мире живёт более 6 миллиардов человек. Кроме того, в океан направляется поток отходов со множества промышленных предприятий. Обычно эти отходы подвергаются предварительной обработке, в процессе которой удаляются компоненты, которые скорее всего могут оказаться опасными, тогда как остальные сточные воды по трубам сбрасываются в океан. В результате лесных пожаров из атмосферы в океан попадает огромное количество золы, окислов металлов. Нефть, выливающаяся из танкеров в результате морских катастроф и фонтанирующая при подводном бурении, образует особый вид загрязнителя. Также в результате многих природных процессов в океан попадают вещества, которые назывались бы загрязнителями, если бы были продуктами человеческой деятельности - это преднамеренные выбросы.

Однако загрязнители попадают в океан и другими путями. Из воздуха поступают мелкие частички пестицидов, распыляемых над посевами, частицы сажи из дымовых труб, выхлопные газы двигателей автомобилей и самолетов. От покрытых краской корпусов кораблей отделяются небольшие количества токсикантов, назначение которых предотвратить обрастание кораблей водорослями и ракообразными. К тому же большое количество тяжелых металлов, веществ магмы, а также тепла попадает в океан в результате извержения вулканов. Нефть просачивалась со дна океана задолго до появления человека на Земле и продолжает просачиваться и в наши дни. Пресные воды речного стока оказывают разрушительное воздействие на такие морские организмы, как кораллы; кроме того, они несут с собой загрязнители, смытые дождем с деревьев и земли.

Загрязнение воды.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

Нам всем стоит задуматься, что если сегодня мы не примем меры по охране вод, то «жизненный сок» Земли закончиться и нам нечем будет утолить жажду. Действительно загрязнение водоёмов с каждым годом увеличивается.

В 1969 году путешественник Тур Хейердал отправился в плавание на папирусной лодке «Ра». И он пишет: «То, что было в океане поразило меня. Мы обгоняли пластиковые бутылки, консервные банки, изделия из нейлона, но особо бросался в глаза мазут».

От загрязнения страдают живые существа, например морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз и погибали. Многие животные погибали из-за нефтяной плёнки. Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами с шахт, выбросами железнодорожного транспорта.

Открывая водопроводный кран, мы не очень задумываемся откуда поступает вода. В то же время по данным Всемирной организации здравоохранения, миллионы детей ежегодно умирают от кишечных заболеваний от использования загрязненной воды.

Опасными загрязнителями являются соли тяжелых металлов – свинца, железа и ртути. Использование питьевой воды с повышенным содержанием свинца вызывает тяжелое заболевание нервной системы. Особенно тяжело человек переносит обезвоживание. При потере воды в количестве 25 % у некоторых людей происходит остановка сердца. Ни один жизненный процесс в организме человека не может обойтись без воды.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ.

Давайте узнаем о том, сколько и где потребляется воды.

Житель Древнего Рима тратил в сутки 5 литров воды, а житель современного города тратит в сутки – 600 – 800 литров.

Огромное количество пресной воды требуется на производстве.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

Например, чтобы сделать 1 сковородку – надо затратить 25 литров воды, чтобы вырастить пшеницу и испечь всего лишь одну булку надо 200 литров воды, на производство 1 тонны бумаги надо 1000 тонн пресной воды.

Необходимо применять меры по охране водных ресурсов:

бережное и экономное использование пресной воды

строительство современных очистных сооружений на предприятиях

использовать современные методы очистки воды – обеззараживание реагентами (хлорамин), дегазация воды, фильтрование

более полное использование подземных вод

разрабатывать альтернативные источники пресной воды

обеспечить сбор и удаление твердых бытовых отходов экологически безопасным путем

внедрять в жизнь девиз – Лучше понемногу для всех, чем помногу для некоторых

должна быть охрана всего комплекса водных экосистем

ввести экологическую экспертизу по использованию водных объектов

Ода Воде

Во всей Вселенной есть искрящийся поток,

Движение частиц, несёт кристальный сток.

Тебе - подвластно зарождение всего.

И нет прекрасней чуда твоего!

Ты - прародительница жизни на Земле,

Священное могущество извне.

Ты - дар, великая посланница Богов.

Ты - Мать и Жизнь бесчисленных веков.

Спускаясь с дальней высоты небес

Ты - лучшее из мировых чудес! Ты одаряешь безграничный мир,

Тебе подвластны звуки сладких лир.

И, наполняя всё живущее вокруг,

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б»

Стремишься в Океан ты, в свой заветный круг.

Твоя обитель там, твоя услада.

Ты - миру величайшая награда!

Ты - многолика и имеешь много тел.

Преображенье - твой физический удел.

Ты совершенна, ты - природы кровь

И всюду ты несёшь свою любовь!

Чистейшая, незаменима никогда

И имя Вам - Владычица Вода!

Просмотр видеофильма " Чистая вода".

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы поговорили о воде, такой доступной, но такой уязвимой от вмешательства человека в природные процессы. Мне кажется, что все мы должны сделать для себя выводы о необходимости бережного отношения к воде и водоёмам. Необходимо беречь и экономить питьевую воду за счет установки в квартирах счетчиков и использования водосберегающих домашних технологий мытья посуды и стирки. А закончить наш урок мы бы хотели словами известного французского писателя Антуана де сент Экзюпери: "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь... Ты самое большое богатство на свете... Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились".

 

 

«ПРИЛОЖЕНИЕ В»

Классный час: «Природа и человек».

Цели и учебно-воспитательные задачи:

1. Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьников.

2. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.

3. Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности.

4. Формирование у школьников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды.

5. Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений, умение исследовательской деятельности, коллективной работы.

Оборудование: выставка поделок из природного материала «Природа глазами детей», рисунки о природе, рефераты, сочинения учащихся на тему «Человек и природа», плакаты по охране природы, видеофильм «Жить или не жить».

Эпиграф к уроку: «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция).

Вопросы к уроку: (групповые задания)

1. Что такое загрязнения? Виды загрязнений.

2. Примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

3. Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей стране и республике?

4. Какое участие принимаете вы в деле охраны природы?

5. Экологический мониторинг.

6. Человек – природа – общество – производство

7. Перспективы решения природоохранных проблем.

8. Принятие манифеста.

Ход классного часа

УЧЕНИК: Человек всегда был частью природы. Окружающая человека природа – это среда его жизни и деятельности. И человеку не безразлично, какой будет окружающая его среда. Существует единая система – «природа –

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

человек – общество – производство». Все составные части этой системы взаимосвязаны, взаимозависимы.

Поэтому охрана природы – очевидная и очень важная задача каждого государства. От решения этой проблемы - охраны природы зависит будущее всего человечества.

Сейчас из нашей природы навсегда исчезают в среднем один вид животных и растений в год. Происходит это незаметно и большинство людей не знают о той бесценной утрате, которую понесло человечество. А ведь каждый вид – судьба живого на Земле.

«Самый страшный зверь на Земле» - так гласит надпись на клетке при входе в один из западно-германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, т.к. за решеткой установлено зеркало.

Вопрос? Как вы думаете, ребята, безосновательна ли эта запись? (Ответы учащихся.)

Да, к сожалению, это так, надпись не безосновательна.

УЧЕНИК: (отрывок из сочинения) По мере развития цивилизации и роста городов, человек все больше «отчуждается» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам. Но даже с вещами человек порой обращается бережнее, чем с живой природой. Человек поставил себя над миром живого и стал бездумно и расточительно «покорять природу», т.е. потреблять ее, не считаясь с её законами.

Вопрос? Какие вы можете привести примеры бездумного, расточительного отношения человека к природе?

УЧЕНИК: В результате такого отношения человека к природе происходит сокращение площадей под лугами, лесами, загрязняется почва, воздух, вода отходами промышленности, транспорта, сокращается число некоторых видов растений из-за чрезмерной заготовки растительного сырья, массовых посещений людьми одних и тех же участков природы и неумения себя там вести.

Выдержки из газет (учащийся):

Я приведу несколько цифр, выписанных из газет о влиянии человека на

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

природу. Леса на планете исчезают со скоростью 10 га/в минуту. 630 тысяч га леса выгорает от пожаров, больше 200 тысяч га гибнет от воздействия промышленных выбросов в атмосферу. Сокращается число животных и растений, а некоторые исчезают совсем.

Особенно сильные изменения происходят вокруг городов, растут свалки мусора и отходов. В водоемах вода стала непригодной для питья. Ежегодно в воздух выбрасывается миллионы тонн вредных веществ.

УЧИТЕЛЬ: если не остановить разрушительного наступления на природу, то уже в 2003 году в окружающую среду ежегодно будет выбрасываться не миллионы, а больше 150 миллиардов загрязняющих отходов производства.

Вопрос? Какие виды загрязнения вы знаете? (Любые изменения воздуха, вод, почв, опознающих отрицательное воздействие на здоровье человека?)

ВОЗДУХ: За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате появляются озоновые дыры – под Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной металлургии и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

ВОДА: Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках нельзя купаться.

ПОЧВА: Почва образуется медленно за сотни и тысячи лет. А разрушать ее можно быстро, за последние 100 лет на земле уничтожена ¼ часть всех плодородных почв. Ветры- суховеи поднимают млрд. тонн плодородного слоя и уносят его.

ЛЕСА: Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель.

ЗЕМЛЯ: Самое большое богатство нашей планеты – земля. Она наша кормилица. Мы должны заботиться о ней. А как она себя чувствует?

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня
нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это люди,
как собственный приказ
Не то земли не будет у каждого из нас.

 

Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений, об ответственности за сохранение гармонии в природе даже во время прогулок обязаны соблюдать определенные правила.

«Памятка туристу» (разрабатывают ученики)

УЧЕНИК: (отрывки из сочинения) Что я могу сделать? Один слабый человек из 6 млрд?Конечно, если только задавать такие вопросы и ждать, что кто-то сделал за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, каждый и все вместе могут сделать многое.

Если бы раньше сделали все необходимое, то было бы чище.

Ладожское озеро, не высохло бы Аральское море, не возникла бы проблема Байкала? Нельзя жить одним днем. За днем сегодняшним придет день завтрашний. О нем необходимо думать.

Вопрос? Кто еще хочет привести примеры влияния человека на природу?

(Ответы учащихся, выдержки из газет.)

УЧИТЕЛЬ: Достаточно примеров об отрицательном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу. Настала пора задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей. Живая природа

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

ждет от нас помощи.

Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края наши предки брали с собой горсть земли и хранили ее как святыню. Они считали землю святым существом, сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, твердые скалы и камни - его кости, в водах – кровь, в древесных корнях жилы, в травах и растениях – волосы.

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети?

Стих:

 

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого. Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды
Все меньше – окружающей природы.
Все больше - окружающей среды.

 

Стихотворение С.Михалкова «Стон Земли»

УЧИТЕЛЬ: Развивая народное хозяйство, прослеживается система – «Человек – природа – общество (производство)»

В 9 классе мы стали с вами изучать промышленность, знакомились со всеми МОК, имеющимися в России. Группа ребят провела исследование, что служит сырьем для каждого комплекса и какое влияние оказывает на окружающую среду.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

Опережающее задание:

ТЭК:

Сырье: уголь, нефть, газ, вода, ядерное топливо. Добыча топлива и производственной энергии становиться дорогим, потому что новые месторождения расположены в малообеспеченных регионах с суровыми природными условиями и затраты на транспортировку. Рост энергетики оказывает отрицательное влияние на окружающую среду. В регионах добычи нефти, каменного угля экологическая обстановка не благоприятна.

В перспективе – широкое применение нетрадиционных источников энергии – солнечной, геотермальной, приливной, ветряной, ветровой. Внедряются новые технологии во все отрасли ТЭК, в том числе энергосберегающие. В районах АЭС – глобальные проблемы – обеспечение радиационной безопасности, переработка и хранение радиационных отходов.

Металлургический комплекс: Сырье- уголь, железная руда, цветные металлы – крупнейший загрязнитель окружающей среды. На долю ЧМ приходится 15% и ЦМ- 22% промышленных выбросов в атмосферу. Сброс загрязнений в сточные воды составляет 10 и 7%. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн. т. вредных веществ. Все металлургические предприятия в России имеют большую мощность и расположены непосредственно в городах, поэтому они определяют экологическую ситуацию и уровень заболеваемости населения в них. Решить экологические проблемы можно только внедрением новых технологий.

Химико-лесной комплекс: сырьё - лес, нефть, газ, апатиты, калийные и поваренные соли и др. для него характерна высокая энерго- и водоёмность. Большая часть химического производства- сильные загрязнители окружаемой среды. При размещении химического производства важным фактором является экологический. При заготовке древесины вырубается огромная площадь лесов.

АПК: объект использования - земля. В результате хозяйственной деятельности значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (17%), водяной и ветровой эрозии (23%). В защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. Почвенные ресурсы также нуждаются в защите и охране.

Вывод: человек не только приспосабливается к своему природному

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

окружению, но и активно его изменяет в результате хозяйственной деятельности. Но часто человек не знает или не думает об отдельных отрицательных последствиях своего вмешательства в природу. И тогда его воздействие снижает качество окружающей природной среды и ухудшает условия жизни и здоровья людей.

ВЕДУЩИЙ: чего только люди не выдумали, чтобы обеспечить себе жизнь: удобрения для сбора урожая и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых- вредителей, автомобили, заполнившие наши города и сёла. Научились в определённых количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получить тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, там, где были леса появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы. Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц и зверей. Рыба погибла, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязевыми стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили животных и птиц. Леса безжалостно вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежища. Они погибали оттого, что им негде было жить. Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дымов, заводов и котельных, где сжигались уголь и нефть. Повсеместно появлялись кучи мусора. Многие люди забыли о том, что они частица природы, которую во имя жизни обязаны беречь. И как- то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже.

УЧИТЕЛЬ: мы живём в век научно- технической революции, человечество не только засоряет своё «гнездо», оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению:

1 путь- создание разного рода очистных сооружений, уничтожающих и перерабатывающих мусор, строительство дымовых труб высотой 200- 500 м.
2 путь- разработка и применение природоохранных технологий, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам.
3 путь - рациональное размещение «грязных производств», оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

В больших городах складываются специфические потоки вещества и энергии, людей и информации. Они отражают социально-экономические связи города с его окружением отдельных регионов города между собой. Повседневная жизнь горожан мало связана с природными факторами. Прямое воздействие природных особенностей на человека ослаблено установками кондиционеров, системного отопления и освещения. Большую часть времени жители проводят в квартире, транспорте или рабочих

«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В»

помещениях. Наши рабочие помещения - это школа и пришкольный участок. Сейчас мы заслушаем итоги экологического мониторинга, проведённого группой учащихся. Школу можно рассмотреть как экосистему, поэтому необходимо регулярно наблюдать за санитарным состоянием кабинетов, рекреаций, пришкольного участка. Такие наблюдения называются «экологическим мониторингом» (напоминающий, надзирающий).

ГРУППА РЕБЯТ-ЭКСПЕРТОВ: экологический мониторинг школы и пришкольного участка.

В дальнейшем у каждого из вас будет своя профессия, в какой бы отрасли или области вы не работали, вы обязаны в первую очередь задумываться над тем, чтобы не навредить природе и как улучшить её состояние. Есть специализированная профессия- эколог.

Никогда не забывайте, что «Природа- это не то, что мы получили в наследство от предков». Если человечество не опомнится, не предпримет необходимых мер, что же нас ожидает?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.