КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование средств краеведения в формировании экологической культуры школьников 1 страница
Сегодняшний день общепризнанно, что изучение школьниками свой малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, а также способствует формированию экологической культуры личности.В связи с введением в практику работы образовательных учреждений новых образовательных стандартов общего образования осуществляется и совершенствование преподавания школьной географии. Регионализация образования предусматривает использование в географическом образовании регионального компонента: природных и социально-экономических условий, национальных и культурных традиций, информации, отражающей специфику нашей республики. Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего региона и выполняет две основные дидактические функции. Первая - получение знаний о своем регионе. Вторая - развитие географической культуры как основы рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Реализуются эти функции через отбор и генерализацию учебного материала, имеющего общеобразовательное значение. Фактологический материал краеведческого содержания географии логично дополняет, конкретизирует основные теоретические положения, выводы, обобщения, понятия школьных курсов.[ 29 с.7] Стержневое место в системе экологических знаний занимают представления о региональных проблемах. Региональные экологические проблемы — это ситуации во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи с изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существования людей, развития хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Наиболее эффективный метод изучения региональных экологических проблем - метод дебатов, представляющий собой особую форму дискуссии. Это эффективное средство для развития учащихся. Такая форма изучения предопределена неоднозначностью самого изучаемого материала и вытекающими отсюда различиями мнений. Выбор региональных экологических проблем, имеющих дискуссионный характер, очень велик. Например, при изучении географии России: "Экологические проблемы Башкортостана ", "Экологические проблемы города Ишимбая", и т. п. Дебаты целесообразно проводить в 9-10 классе, когда учащиеся располагают достаточно обширными географическими знаниями. [ 10 с.29] Система целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит учащихся к продуманным, обоснованным, самостоятельно сделанным, а не навязанным выводам. Вопросы для дискуссии предлагаются заранее в порядке выполнения домашнего задания. Изучение региональных экологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление регионального географического прогноза. В этом случае учащиеся делятся на группы "проектировщиков " и группы" экспертов". Изучив природные и экономические карты, литературу и учебники, "проектировщики" вносят предложения по повышению эффективности использования природных ресурсов конкретного региона. Группа "экспертов" дает заключение, как скажется осуществление предложенных проектов на отдельных компонентах природной среды, на природных комплексах и в целом на отдельных условиях жизни людей. Краеведческий компонент географического содержания помогает развитию личности, знакомит школьников со способами добывания новых знаний, с познавательными возможностями различных источников научной информации, определяет направления изучения от факторов к особенностям объектов и явлений, к способу изложения географического знания. Человек реализует себя как личность прежде всего в той местности, где он живет. Здесь он может получить образование и работу, общественное признание, воспользоваться правами гражданина, участвовать в жизни общества. Соответственно возрастает роль географии своей местности. [ 29 с.8] Таким образом, оценивая вклад краеведческого компонента в географическое образование школьников, следует отметить его направленность на достижение метапредметного и личностного результатов. Знаниевая составляющая регионального компонента является единой системой предметных результатов, поскольку конкретизирует и дополняет географическое содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых подчас предваряют свое время. Сейчас уже становится ясным, что адаптация личности в той среде, в которой она осуществляет свою жизнедеятельность, - весьма непростой процесс. Но не стоит забывать и о влиянии окружающей среды на адаптацию человека. Степень развития современного общества зависит и от экологической обстановки природы. Из этого следует, что интеллектуальное развитие личности должно осуществляется параллельно с экологическим воспитанием. Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа – общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя. Общеэкологическое образование направлено (цель – результат – деятельность по его достижению) на освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития). ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, также как и личностные, достигаются в процессе изучения многих учебных дисциплин. В ФГОС они представлены главным образом в форме метаумений (освоенных универсальный учебных действий — УУД): умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и др. Каждое из названных умений формируется и в процессе изучения географии. Особое внимание следует обратить на требование к личностным результатам освоения программы, имеющее непосредственное отношение к географии и экологическому образованию — «формирование целостного мировоззрения». Ни одна из учебных дисциплин не работает столь целенаправленно на формирование этого качества личности, как география. Целью экологизации предмета географии является формирование человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями. География является интегрированной дисциплиной, охватывающей естествоведческую и обществоведческую составляющие. Практически все курсы географии имеют экологическую направленность. География способна вобрать в себя знания из всех других учебных дисциплин, и позволяет формировать представление о многообразии мира, о взаимосвязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспектов единства природы и человека автоматически приводит нас к экологии. В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом. Экологическое воспитание школьников, в большинстве случаев, в силу традиционных систем обучения развивает у обучающихся аналитическое мышление. Но сами обучающиеся используют в своей практической деятельности интуицию и рефлексию. Использование традиционных форм и методов обучения сдерживают развитие креативного мышления, и не формируют экологических ценностей. Одним из педагогических средств формирования у учащихся экологического подхода в мышлении выступает так называемая «экосистемная познавательная модель». Модель позволяет рассматривать любые объекты – предметы, явления, ситуации – с точки зрения их связей с окружающей средой; выявлять возникающие при этом экологические противоречия; формировать свое отношение к ним; предлагать обоснованные пути их решения. Экосистемная познавательная модель, как вариант системного анализа, представляет определенную последовательность учебных задач, решение которых позволяет изучать системы разного происхождения во взаимосвязи с окружающей их социоприродной средой. Модель выступает деятельностным средством формирования экологического стиля мышления, востребуемого во всех учебных предметах и в жизни. Рациональный отбор методов и средств обучения, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые будут способствовать развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию, а так же формированию экологической культуры. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. По итогам нашей исследовательской работы мы предлагаем следующее: 1. В процессе обучения необходимо наиболее полно использовать экологические возможности географии как науки в свете требований ФГОС нового поколения. 2. Экологическую культуру необходимо рассматривать как часть педагогической культуры и потому считать возможным применять общепедагогические методы воспитания. 3. Целесообразно как можно полнее учитывать и использовать особенности региона, его географическое положение, экологический фон, демографические характеристики, традиции и обычаи народов, его населяющих. Воспитательная работа должна быть направлена на развитие у школьников уважительного отношения к природе, людям труда, стремления беречь землю, воду. 4. В целях формирования эколого-нравственной культуры учащихся необходимо продолжить работу по совершенствованию методов и средств формирования экологической культуры на уроках географии на основе реализации системно-деятельностного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолова,А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011. 2. Белавина,И.Н. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009. 3. Васильев,С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 4. Васильев, С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии /С.В.Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. 5. Волжина,И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009. 6. Вербицкий. А.А. Концепция непрерывного экологического образования. Отчет НИР по ГНТМ "Экология России". / А.А. Вербицкий - М, 1992. 7. Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова- Москва–Ставрополь,2009. 8.Дагбаева,Н.В.Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета./ Н.В. Дагбаева //Воспитание школьников. - 2005.- № 10. 9. Душина, И.В. Методика преподавания географии/ И.В. Душина -М., 2007. 10. Дзятковская,Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М.: Образование и экология, 2011. 11. Исаченко, А.Г. География в современном мире: Книга для учителя/ А.Г. Исаченко - М., 1998. 12.Казимирова,И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии./ И.Р. Казимирова - Гомель, 2000. 13.Кривошапкина, О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт) / О.М. Кривошапкина - М.: Просвещение, 2001. 14.Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителей./ Т.В. Кучер - М.: Просвещение, 2000. 15. Козлова, В.В.Фундаментальное ядро содержания общего образования. / В.В Козлова, А.М. Кондакова – М.: Просвещение, 2011. 16.Лиханова, Т.Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования / Т.Н. Лиханова - Пенза, 2001. 17. Лихачева, Б.Т.Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник научных статей / Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. – М., 1997. 18. Мамедов, Н.М.Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. Экологическое образование: концепции и технологии /Н.М Мамедова, С.Н. Глазачева. – Волгоград: Перемена, 1996. 19.Мамедова, Н.М Экологическое образование: концепции и методические подходы / Н.М. Мамедова. – М., 1996. 20. Марлинская, С.В.Продуктивное экологическое образование / Марлинская С.В., Шишмакова Е. А. //Народное образование. – 2008. - № 10. 21. Методика обучения и экологии в XXI веке. /Тезисы докладов научно-практической конференции - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 22.Миронов, А.В.Экологическая составляющая географического образования(в свете требований ФГОС). /А.В.Миронов //География и экология. -2012. -№10. 23. Мукушев, Б. А. Синергетический подход к экологизации образования / Б. А. Мукушев // Almamater. - 2008. - № 10. 24. Николина, В. В. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе обучения географии / В. В. Николина // География и экология в школе XXI века. – 2009. - № 1. 25. Писарева, Л.И. ФРГ: Экологическое образование и воспитание./ Л.И. Писарева //География и экология. - 2008.- №4. 26. Пономаренко, Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания /Е. В. Пономаренко // Образование. -2007. -№ 5. 27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 28. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. 29. Салимова, М.Т. Примерная программа по предмету «География» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан / М.Т.Салимова, З.Ш.Тимербаева.- Уфа,2013. 30. Реймерс,Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: слов.-справ./ Н.Ф. Реймерс - М.: Просвещение, 1992. 31. Реймерс, Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 32. Родзевич, Н.Н. География и экологическая культура/ Н.Н. Родзевич // География в школе,-2009.- №4. 33. Родзевич, Н. Н. Преобразование природы России / Н. Н. Родзевич // География и экология в школе XXI века. – 2009. - № 1. 34. Румянцев, А. Проблемы экологической политики ЕС / А. Румянцев // Безопасность Евразии. – 2008. - № 4. 35.Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения / В.В. Фирсов - М., 1994. 36.Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения/ Хуторской А.В. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 37.Шахмарев, Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. Дидактика средней школы./ Н.М. Шахмарев -М., 2002. 37. Швец, И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. / И.М. Швец. - Н. Новгород, 2001. 39.Шишмаренко,В.К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема/ В.К. Шишмаренко – Челябинск, 2006. 40.Щенев, В. А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии/ В. А. Щенев — М.,2009. 41.Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. М. Якиманская, 2006г. 42. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.\ Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011.
«ПРИЛОЖЕНИЕ А» Сценарий классного часа: «Законы природы». Цели и учебно-воспитательные задачи: 1. Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьников. 2. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей. 3. Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности. 4. Формирование у школьников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды. 5. Расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе. 6. Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Оформление: Четыре закона экологии «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» 2. Всё должно куда-то деваться. План классного часа: 1. Вступительное слово. 2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». 3. Интерактивная беседа. 4. Информационный блок «Законы экологии». 5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?». 6. Работа в группах «Обращение от имени природы». 7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя». 8. Подведение итогов. Ход классного часа 1. Вступительное слово Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. 2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. 4. Интерактивная беседа. Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? - Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. - В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. - В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.
«ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» 5. Информационный блок «Законы экологии». Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. 5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. - Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город. «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет. Примерные ответы детей. - Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии. - А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы. Примерные ответы детей: - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! - Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» 6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы». Третья группа подготовит обращение к учёным. Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам. Пятая группа напишет морякам и рыбакам. Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы. Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения. Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп. К доске выходят представители групп и читают обращения. Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны. 6. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». О чём говорит здесь поэт? Примерные ответы детей: - Что нужно беречь природу. - Что нельзя убивать зверей. - Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А» Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? Примерные ответы детей:
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |