Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический рост и неравенство регионов РФ




Экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая благодаря сочетаниям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой к производственной деятельности представляла бы единое звено общей цепи народного хозяйства.

Этот принцип экономической законченности давал возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. При этом районы могли специализироваться в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивался строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров. Таким образом, проводилось целесообразное разделение труда между отдельными областями, а область организовывалась в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигался наилучший результат.

По этому проекту советское государство делилось на 21 экономический район. При разработке сетки экономических районов учитывался целый ряд взаимосвязанных факторов:

- экономический (принцип наивысшей производительности труда), - национальный, - исторический, - перспективный, - фактор территориальной специализации производства, его комплексности и концентрации, - транспортный фактор, - фактор технического прогресса,

Проект предусматривал выделение следующих районов: Центрально-Промышленного, Центрально-Черноземного, Северо-Западного, Вятско-Ветлужского, Средне-Волжского, Нижнее-Волжского, Западного, Юго-Западного, Южного Горнопромышленного, Кавказского, Уральского, Обского, Кузнецко-Алтайского, Енисейского, Ленско-Байкальского, Якутского, Дальневосточного, Западно-Казахского, Восточно-Казахского, Среднеазиатского.

С развитием хозяйства все большее значение начал приобретать комплексный метод планирования. Это давало возможность более правильно устанавливать важнейшие показатели плана, точнее учитывать в балансах местные ресурсы и т.д. Особое внимание было уделено вопросам комплексного развития основных экономических районов страны.

В связи с этим в 1938-1940 гг была разработана новая сетка экономических районов СССР, которая отражала успехи развития каждой из союзных республик, отдельных экономических районов и СССР в целом. По новой схеме территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов: Центр, Северо-Западный, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ и Нижний Дон, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Юг (Украинская ССР, Молдавская ССР), Запад (Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР, Закавказье (Грузинсткая ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР), Средняя Азия и Казахстан (Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР).

Дальнейшее развитие экономики, особенно в послевоенный период, углубление специализации и комплексного развития хозяйства страны привели к дальнейшему совершенствованию экономического районирования. Была поставлена задачи строительства крупных народнохозяйственных объектов (мощных тепловых электростанций и гидростанций, металлургических, химических и других комбинатов, железных дорог, оросительных систем и т.д.), которые требовали рассмотрения в масштабе нескольких административно-территориальных образований. Возникла необходимость усиления и улучшения экономических связей между республиками, областями и краями.

В 1963 г в основу нового экономического районирования были положены следующие закономерности развития: рациональное территориальное разделение общественного труда между республиками и экономическими районами, комплексное развитие их народного хозяйства, выравнивание уровней экономического развития и т.д. Изучение этих закономерностей дало возможность сформулировать принципы, используемые при выделении экономических районов: единство экономического районирования и административно территориального деления, единство экономического районирования и территориального устройства.

Вследствие проведенных изменений были достигнуты заметные успехи в рациональном территориальном разделении общественного труда и комплексном развитии крупных экономических районов. В результате в большинстве экономических районов сложились и стали развиваться отрасли народнохозяйственной специализации. В то же время в каждом районе создавались вспомогательные производства и отрасли сферы обслуживания.

В 1963 году территория страны была поделена на 18 экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей: Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Прибалтийский район (республики Прибалтики вместе с Калининградской областью), Закавказский район (республики Закавказья), Среднеазиатский крупный экономический район (республики Средней Азии), на Украине образовалось три крупных экономических района – Южный, Юго-Западный и Донецко-Приднестровский, Белоруссия, Казахстан, Молдавская республика. В 1982 г Северо-Западный крупный экономический район был разделен на два – Северный и Северо-Западный. Таким образом стало 19 крупных экономических районов.

В 1991г Советский Союз распался, союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами и в России осталось только 11 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

3.3 Современное административное территориальное деление страны

С развитием рыночных отношений стало ясно, что действующая сетка основных экономических районов нуждается в пересмотре. Ряд экономических районов уже не совсем точно отражает хозяйственный и природный потенциал, размещение производственных сил, задачи комплексного развития территорий, их главные проблемы.

Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и изменением прежних факторов:

1) интенсификация производства рассматривается в тесной связи с достижениями НТП.

2) важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств

3) очень важный фактор - условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условия для всех форм собственности.

4) степень развития инфраструктуры.

5) наличие регуляторов рынка (тарифы, налоги, цены, кредиты, инвестиции).

6) важнейшим требованием стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов.

7) исключительное значение приобретает учет социальных ф акторов, территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в 2000г на базе 7 ассоциаций экономического взаимодействия в 2000г было внесено радикальное изменение в экономическое районирование России.

Были учреждены 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Позднее появился Северо-Кавказский федеральный округ, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года.

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

Главной целью этих изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации. Образование федеральных округов предусматривает построение эффективной вертикали государственной власти и позволяет создать более действенную систему управления территориальным развитием.


4 Региональное развитие: основы управления экономикой.

4.1 Основные особенности современной региональной политики

Региональная политика – это совокупность целей задач, намерений и действий государственных и местных органов власти, направленных на создание условий для саморазвития территорий и достижения пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных интересов.

Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Основные направления региональной политики:

· определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

· определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

· подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

· решение национально-экономических вопросов;

· решение проблем урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково.

Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.

В развивающихся странах направления региональной политики следующие:

· интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;

· смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

· смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации;

· возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов;

· рациональное размещение новых промышленных проектов.

Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.

Цели региональной политики:

социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;

экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;

экологические цели — содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.

В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.

Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.

Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень».

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

· реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

· преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;

· стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);

· продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

· стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

· переспециализация новых приграничных регионов;

· развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;

· преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.

В качестве особо важных следует выделить следующие задачи региональной политики:

· нормализация экологической ситуации;

· адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;

· нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;

· решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.

 

Методы проведения региональной политики

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

· создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

· привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;

· компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

· предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

· установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

· применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

 

В современных условиях региональная политика в России осуществляется на трех основных взаимосвязанных уровнях:

- федеральном (государственная стратегия регионального развития),

- региональном (политика органов власти субъектов РФ),

- локальном (политика органов местного самоуправления).

Так как на каждом из этих взаимозависимых уровней формируются свои специфические цели и задачи региональной политика, складываются собственные методы и механизмы её реализации, то необходимо определить четкие цели, которые должны быть общими, базовыми для всех территориальных уровней.

На государственном уровне цели региональной политики можно свести к следующему:

1) экономические цели:

- сохранение единства экономического пространства,

- государственное регулирование финансовых ресурсов,

- инвестиции ради полного использования территориальных факторов производства,

- содействие развитию механизмов рыночной экономики,

- оказание централизованной финансовой помощи депрессивным территориям и т.д.

2) Социальные цели: исходным критерием принятия тех или иных решений в сфере государственного регулирования территориального развития должно стать обеспечение социальных гарантий всем гражданам РФ.

3) политические цели: обеспечение единого правового пространства страны и территориальной целостности, учет геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития.

Региональная политика субъектов РФ должна быть направлена, прежде всего, на улучшение условий и повышение уровня жизни населения, обеспечение сбалансированного развития территории, сохранение экологии.

Региональная политика на локальном уровне должна быть направлена на обеспечение устойчивого сбалансированного развития двух основных функций местных муниципальных образований:

А) как места жизнедеятельности населения, которое должно реализовать преобладающую часть своих жизненных потребностей в пределах МО,

Б) как среды для функционирования и развития имеющихся хозяйственных субъектов и размещения новых.

Важнейшей функцией признается функция социального развития территории, создание экономической, социальной и экологической среды, удовлетворяющей потребности современного человека. Среди задач региональной политики на местном уровне – становление местных рынков, обеспечение прав и безопасности граждан, формирование территориального общественного самоуправления, привлечение и удержание инвестиций, формирование и рациональное использование муниципальной собственности и т.п.

4.2 Современный механизм управления экономикой региона

Эффективное исполнение возложенных хозяйственных функций в регионах возможно лишь при их финансовой самостоятельности. В связи с этим наибольшего внимания заслуживают 2 проблемы: согласованное управление хозяйством территории как единым хозяйственным комплексом, состоящим из объектов разных форм собственности и самофинансирование развития региона.

Территория современной России поделена на 7 федеральных округов, непосредственно подчиняющихся Президенту, в состав которых входят субъекты РФ.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель Президента, который формирует свой аппарат управления округом и осуществляет следующие функции:

- координация деятельности федеральных органов власти с региональными органами власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и др.общественными организациями,

- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программы развития территории в пределах округа,

- организует контроль за реализацией федеральных программ в округе,

- принимает участие в решении кадровых назначений в субъектах РФ, входящих в округ,

- организует и проводит согласительные процедуры между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ в пределах округа.

Задачей полпреда Президента в федеральном округе является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ. В плане социально-экономического развития и размещения производственных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами РФ округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая бы обеспечивала по возможности потребности населения, укрепляла рыночную специализацию округа, обеспечивала комплексное развитие, создавала развитую инфраструктуру и укрепляла экономические связи с другими округами и странами.

Государственную власть в регионах (субъектах РФ) осуществляют органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Законодательную власть исполняет законодательное собрание. Это выборный, постоянно действующий орган, наделенный избирателями региона государственно-властными полномочиями принятия закона, иных правовых актов, контроля. Не допускается вмешательство законодательного собрания в решение вопросов и ограничение прав местного самоуправления.

Основа деятельности исполнительной власти – исполнение функций государства, определенных Конституцией РФ, другими нормативными актами, в соответствии с государственной политикой России и её регионов. Система исполнительной государственной власти в регионе подразделяется на федеральную и региональную.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать по согласованию с администрацией региона свои территориальные органы или могут передавать администрации региона с её согласия часть своих полномочий.

Среди региональных органов федерального подчинения важнейшими с точки зрения экономической политики считаются:

- главное управление ЦБ РФ, - управление федерального казначейства по региону,

- территориальное управление государственного антимонопольного комитета РФ,

- комитет государственной статистики,

- комитет по земельным ресурсам и трудоустройству - комитет по охране природы,

- центр занятости населения, - центр Госсанэпиднадзора

- государственная налоговая инспекция - таможня и некоторые др.

Органом региональной государственной исполнительной власти является администрация.

Администрация решает задачи комплексного социально-экономического развития региона, а также обеспечивает связь между органами государственной исполнительной власти РФ и органами местного самоуправления.

Высшим должностным лицом и главой исполнительной власти региона является глава администрации (губернатор). Губернатор осуществляет руководство деятельностью администрации на принципах единоначалия и персональной ответственности.

Состав администрации формируется губернатором в соответствии со схемой управления регионом, утвержденной Законодательным собранием.

В составе администрации создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения:

- главное управление экономики,

- главное управление финансов и налоговой политики,

- комитет по промышленной политике, -

управление международным и внешнеэкономическим связям,

- главное управление природопользования,

- департамент АПК и продовольствия,

- управление труда и т.д.

Постоянной функцией всех органов администрации является обеспечение сбалансированности экономического и социального развития региона, управление региональной государственной собственностью, использование природных ресурсов и научно-технического потенциала региона.

Естественно, что это структура, как любая в процессе развития, регулярно нуждается в модернизации. Например, можно отметить чрезмерную усложненность системы тех исполнительных органов, на которых возложены экономические функции, что приводит к дублированию функций и потерям времени. По-прежнему актуальным является вопрос разработки, обоснования и освоения на практике экономических методов управления с учетом интересов населения и предприятий.

Решая проблемы совершенствования управления экономикой региона, особое внимание следует обратить на следующие направления: укрепление финансово-бюджетной сферы и повышение эффективности управления государственной собственностью.


5 Региональная структура российской экономики: общая территориально-отраслевая характеристика.

5.1 Территориальное разделение труда

Общественное разделение труда служит основой производственной специализации региона и вызывает потребность во взаимодействиями с другими регионами. Территориальное разделение труда – это процесс производственной специализации региона, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами.

Территориальное разделение труда представляет собой пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными и национально-историческими особенностями регионов. В результате выделившиеся в процессе общественного разделения труда отрасли и производства размещаются в районах с наиболее благоприятными предпосылками для их развития. Территориальное разделение труда открывает дополнительные возможности повышения эффективности региональной экономики, как за счет преимуществ отраслевой специализации, так и благодаря природно-ресурсным и социально-экономическим возможностям регионов, а также служит основой экономической интеграции и взаимодействия регионов. От пространственного размещения производительных сил зависят эффективность развития экономики и уровень благосостояния людей в регионе.

Как известно, в ходе развития мировой экономики можно выделить несколько видов разделения труда: международное, межрайонное, внутрирайонное и локальное.

5.2 Типы экономических районов.

Значение территориального аспекта функционирования и развития хозяйства особенно актуально для России с её огромными пространствами, существенными природными, социально-экономическими, культурно-историческими различиями. Без учета конкретных региональный особенностей невозможно определить оптимальные темпы и пропорции развития хозяйства, размеры предприятий, эффективность инвестиций, и т.д.

Неоднородность территории по важнейшим экономическим, географическим, социальным и другим признакам вызывает потребность выделять схожие типы. Подобная классификация облегчает изучение различных экономических районов, способствует более полному анализу и систематизации информации, облегчает прогнозирование, планирование, управление и проведение государственной региональной политики.

В зависимости от выбранных критериев экономические районы могут быть подразделены на несколько типов.

1. По отраслевому признаку выделяют отраслевые регионы. Они возникают вследствие пространственной концентрации отдельной отрасли хозяйства. (районы размещения черной металлургии, районы размещения транспортного машиностроения и т.д.)

2. По совокупности признаков выделяют интегральные районы. К ним относят макрорегионы, макрорайоны, мезорайоны, микрорайоны.

3. По состоянию экономики районы можно разделить на процветающие (регионы, испытывающие экономический рост), стагнирующие (регионы, в которых экономическое развитие из года в год находится на одном уровне) и депрессивные (регионы, экономика которых находится в состоянии экономического спада).

4. По степени диверсификации хозяйства выделяют районы моноотраслевые (отраслевая структура представлена в основном одной или двумя отраслями) и полиотраслевая (более двух отраслей специализации).

5. По степени адаптации региона к научно-техническому прогрессу районы подразделяют на инновативные (в которых зарождаются и проверяются нововведения); адаптивные (районы, способные широко внедрять инновации на стадии их массового производства); консервативные (регионы, по разным причинам не приемлющие многие инновации).

6. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами районы делятся на трудоизбыточные (высокий уровень естественного прироста и недостаток рабочих мест), трудодефицитные (испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе), трудообеспеченные (сохраняется баланс между наличием рабочих мест и рабочей силой).

7. Среди проблемных регионов выделяют следующие:

- староосвоенные (старопромышленные, староземледельчесике) - в этих районах возникают противоречия между научно-техническим прогрессивностью отраслевой структуры и её рыночной эффективностью, вследствие чего велика угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности;

- слабо освоенные - районы, освоение которых осуществляется уже достаточно долго, но в силу разных причин они хронически отстают от среднероссийского уровня, прежде всего по уровню жизни населения;

- депрессивные районы характеризуются состоянием экономического упадка. Как правило, эти регионы имеют высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, высокий уровень квалификации рабочей силы, однако по разным причинам эти районы потеряли свое экономическое значение;

- районы «пионерского» освоения - территории, освоение которых началось относительно недавно. Они требуют больших инвестиций, высоких темпов промышленного и гражданского строительства, привлечения трудовых ресурсов, как правило, с других территорий;

- приграничные районы – это территории, которые испытывают существенное влияние государственной границы и выполняют барьерную, фильтрующую, контактную функции. В результате распада СССР ряд территорий приобрели ранее не свойственный им статус приграничного района и оказались не в состоянии самостоятельно решить возникшие проблемы;

- районы экологического бедствия – это территории, которые испытывают последствия различных техногенных катастроф. Экологическая обстановка в таких регионах оказывает негативное воздействие на развитие экономики, на качество и уровень жизни населения.

- промышленно-городские агломерации характеризуются высокой концентрацией промышленности и населения, а также сильной техногенной нагрузкой на окружающую среду.

 

5.3 Территориальная организация хозяйства в России

Социально-экономическое развитие страны основывается на делении всей территории на районы различного ранга.

Наиболее крупной формой территориальной организации хозяйства в нашей стране являются макрорегионы (Мегауровень анализа). Макрорегионы – это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, которые зависят от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного освоения и регионального распределения населения.

В настоящее время в России выделяют две крупные экономические зоны: Западная и Восточная.

На Западную зону приходится примерно 25% территории страны, при этом в нем сконцентрировано более 78% населения. Западная зона отличается относительно высокой степенью хозяйственной освоенности территории, мощным потенциалом обрабатывающей промышленности, развитой инфраструктурой, здесь производится более 70% товарной продукции промышленности, более 75 продукции сельского хозяйства. Вместе с тем экономика данной зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, особенно топливно-энергетических. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс.

Восточная зона занимает 75% территории и на ней проживает менее 22% населения страны. Восточная зона - основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, разработкой лесных ресурсов, энерго- и водоемкими отраслями промышленности. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется.

Выделяют также Северный макрорегион – это арктические районы европейской и восточной зоны, которые резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по степени освоенности и уровню социально-экономического развития. Это территория с экстремальными условиями для жизнедеятельности человека.

Следующий уровень территориальной организации хозяйства представляют макрорайоны (федеральные округа). Они являются основным элементом территориальной структуры хозяйственного комплекса страны.

Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

 

Экономический район выделяется ярко выраженной специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, построенной на основе сочетания природных и социально-экономических условий, относительно законченной системой воспроизводственного процесса, устойчивыми внешними и внутренними связями.

Сегодня территория России разделена на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальне-восточный.

В свою очередь, макрорайоны состоят из мезорайонов, которые представляют сбой субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ – это административно-территориальные образования, имеющие орган государственной власти, собственный бюджет и собственность. Согласно Конституции РФ на территории страны существуют 89 субъектов шести типов:

1) 21 республика,

2) 6 краев,

3) 49 областей,

4) 10 автономных округов,

5) 1 автономная область

6) 2 города федерального значения.

Разделение макрорайонов по федеральным округам представлено в следующей таблице.

Последний уровень территориальной структуры хозяйства представлен микрорайонами – первичными звеньями в таксономии экономического районирования. Они являются составными частями субъектов РФ, имеют свои органы власти и управления, бюджет, собственность являются основой местного самоуправления.

На их основе образуются специализированные территориально производственные комплексы. Микрорайоны играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

5.4 Современные проблемы развития регионов в России.

Российская Федерация является одним из лидеров в мире по дифферен­циации уровня социально-экономического развития регионов: в стране суще­ствуют как крупные финансово-административные центры, так и депрессив­ные территории. Основные причины этого связаны с раз­нообразием природ­но-климатиче­ских условий на территории России (которая занимает 1/8 часть суши), неравномерным распределением населения, более поздним освоением восточных частей нашей страны по сравнению с западными и др. Названные причины являются следствием неизбежно складывающегося в процессе экономического развития регионов географического (терри­ториального) раз­деления труда.

Географическое (территориальное) разделение труда (ГРТ) является од­ним из ключевых методологических понятий социально-экономической гео­графии и оказывает решающее воздействие на развитие региональной эко­номики и размещение производительных сил.

Географическое (территориальное) разделение труда – пространствен­ная форма общественного разделения труда, которая выражается в специали­зации отдельных регионов и стран на производстве определенных видов продукции. Чем более глубоким является уровень геогра­фического разделе­ния труда в стране, тем более увеличивается обмен производимой продукцией, что, в свою очередь, приводит к росту уровня экономического развития в стране. Поэтому естественной основой географического разделе­ния труда является произ­водственная специализация отдельных экономически взаимосвязанн­ых тер­риториальных образований и обмен производимой продук­цией.

Существует несколько основных иерархических уровней географическо­го разделения труда:

1. локальное – разделение труда в относительно небольшом про­странстве, напр. в городе или городском округе;

2. внутрирайонное и межрайонное – разделение труда между элемен­тами одного района или между районами;

3. международное (межгосударственное) – раз­деление труда между отдельными странами или группами стран.

. Технологическое разделение труда характерно в первую очередь для крупных предприятий, где структур­ные подразделения пространственно отделены друг от друга, но жестко взаи­мосвязаны в технологическом цикле. Географическое разделение труда вы­ражается в закреплении за отдельными регионами и странами определенных отраслей производства и (или) специализации в изготовлении какого-либо одного продукта или его частей. Это возможно только при развитой системе межрегионального обмена.

Внешним проявлением географического разделения труда является диф­ференциация в пространственном распределении производств товаров и ока­зания услуг. Основными причинами данного процесса являются различия в при­родно-климатических условиях, выраженные в смене природных зон и ти­пов климата, а также неодинаковый для стран-производителей доступ к при­родным ресурсам. Бесспорно, что в развитии географического разделе­ния труда большую роль играют национальные традиции в производстве то­варов, а также уровень развития научной инфраструктуры. Как правило, имен­но она играет определяющую роль в развитии крупных научно-произ­водственных кластеров.

Поэтому геогра­фическое разделение труда является отправной точ­кой формирования эконо­мической неоднородности российских регионов, которые значительно дифференцированы между собой по ряду внеш­них и внутренних факторов: экономическим, социально-де­мографическим, политическим, этническим, природно-географическим и экологиче­ским.

В силу различных природно-климатических условий российские регионы дифференцированы по структуре, масштабам, специализации региональной экономики и уровню развития производительных сил. Наибольшие раз­личия наблюдаются между двумя крупными макрорегионами – Запад­ной и Восточной экономической зонами. В состав Западной экономической зоны входит Европейская часть России, а в состав Вос­точной – Урал, Сибирь и Дальний Восток. Наиболее крупным инду­стриальным потенциалом обладают Урал, Центральный район, Западная Си­бирь и Поволжье. На территории европей­ской части страны сосредоточено наибольшее количество населения и про­мышленных предприятий, для нее также характерна самая высокая степень развития транспортных пу­тей. Поэтому европейская часть страны дает наибольшее количество произведенной промышлен­ной и сельскохозяйственной продукции.

Территория Восточной экономической зоны является районом нового ин­дустриального освоения, поэтому ее дальнейшее развитие связано как с реа­лизацией преимуществ экономико-географического положения, так и с созда­нием мощных сырьевых и топливно-энергетических промышленных класте­ров.

В развитии регионов России доминируют унаследованные особенности, или path dependency (зависимость от пройденного пути или, как говорят институциональные экономисты, «наезженная колея»). Это зависимость от сложившейся в регионе структуры экономики, степени освоенности территории, демографической ситуации, социокультурных особенностей населения и неформальных институтов (традиций и норм), воздействующих на формы занятости, доходы, мобильность населения, а в более широком плане - на человеческий и социальный капитал.

В рыночной экономике влияние унаследованных особенностей развития чрезвычайно велико и во многом определяет "коридор возможностей" для развития того или иного региона.

выделяет четыре оси (типа) региональных различий, "сочетание которых на большой территории порождает разнообразие регионализмов":

  • центр – периферия;
  • запад – восток (староосвоенные регионы и регионы нового освоения);
  • север – юг (ресурсно-индустриальные и аграрные);
  • русское ядро – этнорегионы (более модернизированные и более традиционалистские).

Современная пространственная картина социально-экономического развития стала крайне мозаичной: на унаследованные территориальные типы регионов (староосвоенные индустриальные регионы, ресурсодобывающие регионы нового освоения, южные аграрно-индустриальные регионы) наложились новые характеристики ("открытые" для глобальной экономики и "закрытые" регионы), усилились межрегиональные центро-периферийные различия, прежде всего между Москвой и остальной Россией.

Внутри регионов также происходит рост центро-периферийного неравенства. Региональные центры и города экспортных отраслей адаптируются к новым условиям намного быстрее, чем города с меньшей численностью населения и сельская местность, за исключением пригородов агломераций. Для регионалистов уже давно стало аксиомой, что не только средние данные по России, но и данные по субъекту РФ чаще всего показывают "среднюю температуру по больнице".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.