Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичный сектор




Первичный сектор (primary sector) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относят аграрно-промысло­вые предприятия (предприятия сельского хозяйства, рыболовецкие, лесоводческие, охот­ничьи предприятия) и предприятия по добыче и первичной переработке природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т.д.).

Сегодня превалирование первичного сектора в экономике страны свидетельствует о низком уровне ее экономического развития (исключением являются страны Персидского залива).

 

Вторичный сектор

Вторичный сектор (secondary sector) объединяет предприятия отраслей, связанных с производством готовой продукции. К вторичному сектору относят предприятия обрабатывающей промышленности и строительные предприятия. Вторичный сектор также называют производственным сектором. Производственный сектор вносит значимый вклад в экономическое развитие стран: экспорт готовой продукции обеспечивает прирост ВВП, это вызывает рост дохо­дов и налоговых поступлений, а это, в свою очередь, позволяет осуществлять программы, направленные на повышение качества жизни (например, финансирование развития здравоохранения, инфраструктуры).

Третичный сектор

Третичный сектор (tertiary sector) объединяет предприятия сферы услуг. К третичному сектору относят предприятия таких отраслей, как транспорт, связь, торговля, туризм, здравоохра­нение и др. Третичный сектор также называют сектором услуг. За последние 30 лет в экономике произошел существенный сдвиг в сторону третичного сектора. В настоящее время сектор услуг является превалирующим и динамично прирастающим сектором экономики развитых стран. Кстати, приз в номинации «сервисная экономика — 2008» можно смело присуждать Гонконгу: по данным Всемирного банка, доля услуг в структуре ВВП региона в 2008 году составила 92%! Для сравнения: доля услуг в ВВП Франции за 2008 год — 78%, США — 77%, Соединенного королевства — 76%, Германии — 69%, России — 58%, Украины — 55%, Казахстана — 51%.

В литературе можно встретить упоминания о четвертичном и пятеричном секторах экономики. Четвертичный и пятеричный секторы экономики являются подсекторами третичного сектора и также представлены предприятиями сферы услуг.

 

Четвертичный сектор

К четвертичному сектору (quaternary sector) относят предприятия, специализирующиеся на информационных и коммуникационных технологиях, некоторых видах научных исследований, а также предприятия, оказывающие консультационные и образовательные услуги. Кстати, четвертичный сектор также называют информационным сектором. Четвертичный сектор объединяет предприятия, призванные своей деятельностью обеспечить будущий рост экономики.

 

Пятеричный сектор

К пятеричному сектору (quinary sector) относят предприятия, оказывающие услуги в области здравоохранения, культуры и научных исследований.

 

6.3 Территориальная структура хозяйства региона

Вполне очевидна связь экономики с территорией и территориальными ресурсами, прежде все природными. Неправильно ограничивать региональную экономику рамками административно-территориальным делением страны (АТД), так как при изменении АТД сама по себе экономика не меняется.

Выделяют три основных вида размещения предприятий:

1) дисперсное – размещение предприятий по территории отдельными объектами,

2) узловое – размещение предприятий по территории группами, причем взаимодействие между предприятиями из разных групп очень затруднено или невозможно,

3) линейное – предприятия располагаются вдоль естественных или искусственных преград (реки, горы, ж\д).

Характер сочетания отраслей хозяйства в регионе, степень их взаимосвязанности определяют различные формы размещения производства:

1) Под промышленной агломерацией понимают территориальное экономическое образование, отличающееся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются присущие ей преимущества: максимальная эффективность производства при высоком уровне концентрации и диверсификации, эффективное использование систем региональной инфраструктуры.

2) Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разделения труда, наличие производственных связей между предприятиями, общая инфраструктура и производственная база (энергетика, транспорт, трудовые ресурсы). При этом могут использоваться различные природные ресурсы.

3)Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности является комбинирование производства.

Комбинирование производства – это технологическое, экономическое и организационное соединение в одном предприятии различных производств, способствующих повышению эффективности производства в целом.

Промышленные комбинаты располагают широкими возможностями переработки сырья и утилизации промышленных отходов, что не только повышает эффективность их деятельности, но и создает предпосылки для организации безотходного производства. Экономический эффект комбинирования образуется в результате экономии сырья, материалов, электроэнергии, тепла, снижения себестоимости продукции.

4) С развитием рыночных отношений в России появились территориальной организации промышленности: холдинговая компания и финансово-промышленная группа.

Промышленная холдинговая компания представляет собой группу технологически связанных предприятий, расположенных на территории. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставный капитал холдинга (головного предприятия), которое осуществляет руководство всей структурой холдинга.

Слияние предприятий и совместное инвестирование производства позволяют увеличить выпуск продукции, её реализацию, снижают вероятность банкротства предприятий.

5) Финансово-промышленная группа – это объединение промышленного производства и банка для реализации инвестиционных проектов и иных программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширения рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства.

7 Инновационная деятельность в регионе

Научно-инновационная деятельность в регионе – совокупность всех видов научно-исследовательской и инновационной деятельности, осуществляемых на конкретной территории.

Инновация (нововведение) – это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений во всех областях деятельности общества.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТп инновационный процесс не заканчивается первым появлением на рынке нового продукта, услуги, так как по мере распространение новшество совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства. Инновационный процесс можно разделить на стадии: фундаментальное исследование – прикладные исследования – разработка – проектирование – строительство – освоение – промышленное производство – маркетинг – сбыт).

Инновационная политика – это политика в отношении инноваций, составляющих основу развития и конкурентоспособности экономики регионов и страны в целом.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

Одним из условий постиндустриального этапа развития общественной системы является преобладающее значение сферы инноваций и диффузии нововведений.

Современный уровень развития производительных сил и степень внедрения НТП в производственные процессы предопределяют формирование зон активной научно-технической деятельности. Рассмотрим основные из них.

Технополис – это соединение наука с наукоемкими предприятиями промышленности (в т.ч. с конверсируемым предприятиями оборонного комплекса). Технополисы формируются в регионах, которые обладают достаточно высоким инновационным потенциалом (высокотехнологические предприятия, научно-исследовательские учреждения, университеты и др. центры профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации, информационно-коммуникационные структуры). Преимуществом технополиса является возможность быстрого внедрения научных достижений в производство.

Технопарк – ассоциация крупных научных центров и промышленных предприятий, деятельность которых связана прежде всего с развитием новых технологий. Технопарки создаются в регионах с высоким уровнем экономического развития, в основном на базе конверсируемых оборонных предприятий, обеспечивая развитие высокотехнологического производства, выпуск наукоемкой продукции, сохранение научно-технического потенциала, в т.ч. высококвалифицированные трудовые ресурсы.

Инновационный центр – это небольшое образование, обеспечивающее начинающим и малым предприятиям благоприятные условия для реализации своих идей. Он представляет собой группу зданий (расположенный близко к какому-либо академическому университетскому центру), где предоставляются на строго ограниченный срок условия для развития стратегических исследований или разработки опытных образцов.

Научный парк – обеспечивает условиями научную деятельность ограниченного характера в рамках официальных и оперативных связей с университетом и научно-исследовательскими учреждениями; содействует формированию и росту коммерческих предприятий и других организаций, использующих достижения науки; выполняет функции управления, передачи технологии и предпринимательских навыков размещенным в нем организациям.

Исследовательский парк – отличается от научного тем, что в нем запрещено промышленное производство за исключением опытных образцов.

Деловой (предпринимательский) парк – обеспеченное благоустроенными помещениями и другими удобствами место или образование, в котором представлен широкий спектр видов деятельности: производственные и торговые предприятия, выставочные залы и т.д.

Специфика сегодняшней ситуации во многих регионах России состоит в наличии значительных фундаментальных и технологических разработок, высококвалифицированных кадров, уникальной научно-производственной базы и в то же время в крайне слабой ориентации экономики на реализацию конкретных инноваций. Это вызвано отсутствием региональной инвестиционной политики и механизмов её реализации, способных создать благоприятные правовые и финансовые условия для широкого внедрения новых технологий.

 


8 Потенциал территории

8.1 Потенциал территории и его структура

Под потенциалом территории следует понимать систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих факторов, обеспечивающих эффективное и прогрессивное развитие территории, как в современных условиях, так и на перспективу.

Совокупность факторов, характеризующих потенциал территории может быть разделена по ряду признаков:

- по пространственному признаку выделяют внутренний потенциал (факторы, присущие данному региону) и внешний потенциал (факторы, воздействующие на данный регион извне);

- по учету времени действия – существующий потенциал (факторы, имеющиеся в наличии) и возможный (факторы, которые могут быть использованы в будущем, или резервы);

- по генезису – природный (связанный с состоянием географической среды), экономический, социальный потенциал.

Потенциал территории имеет сложную структуру, основанную на иерархии. В наиболее общем виде потенциал территории можно разделить на природный, экономический и социальный. В свою очередь каждый из вышеперечисленных потенциалов делится на элементц.

1. Природный потенциал включает:

а) Природные ресурсы (минерально-сырьевые, водные, лесные, земельные и т.п.),

б) Природные условия (климат, рельеф местности и т.д.)

в) Географическое положение региона

2. Экономический потенциал состоит из:

а) производственного, который определяет результат хозяйственной деятельности в регионе

б) инновационного, характеризующего уровень развития науки и внедрения достижений НТП в регионе;

в) институционального, создающего условия для развития институтов рыночной экономики;

г) инфраструктурного, обеспечивающего уровень развития инфраструктуры региона;

д) финансового, показывающего объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона.

3. Социальный потенциал делится на

а) Трудовой, обусловливающий количество и качество трудовых ресурсов;

б) Потребительский, характеризующий покупательную способность населения региона;

в) Экологический.

8.2 Оценка потенциала территории

Оценка потенциала территории любого таксонометрического уровня дает возможность определить конкурентоспособность региона. Поэтому при оценке потенциала территории следует учитывать неизбежность конкуренции, которую испытывает этот потенциал как на отечественном, так и на зарубежном пространстве.

Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на качественных характеристиках потенциала территории, дающих ей преимущество перед конкурентами. Именно поэтому центральное место должно отводиться оценке тех факторов развития региона, которые могут обеспечить инвестору наиболее высокую норму прибыли в сравнении с другими регионами.

Важный момент при оценке потенциала территории – выявление не только тех факторов, которые обеспечивают очевидные конкурентные преимущества, т.е.е сильных сторон, но и факторов, снижающих инвестиционную привлекательность региона, т.е. его слабых сторон

В России пока отсутствует единая база сравнения территорий по их инвестиционной привлекательности. Поэтому популярны рейтинговые методы, которые относятся к бальным оценкам.

Под рейтингом инвестиционной привлекательности региона понимается количественно выраженная характеристика территории, которая отражает уровень её привлекательности для потребителей (пользователей) территории. При прогнозировании спроса на территорию следует учитывать, что на выбор инвестора будут оказывать влияние два факторов: текущее социально-экономическое состояние территории и перспективы ей развития в последующие годы. Следовательно, общий рейтинг территории складывается из рейтинга состояния и рейтинга перспективы.

Рейтинг перспективы отражает заинтересованность инвесторов не только в сиюминутной отдаче от вложений, но и в возможности получения дивидендов. Особую значимость рейтинг перспективы имеет для инвесторов, желающих разместить на территории объекты хозяйственной деятельности. При этом в общем виде перспектива развития конкретной территории определяется возможностями развития внешних факторов (отраслей, к которым принадлежат предприятия региона, перспектив развития региона в целом и т.д.) и внутренних факторов самой территории (ресурсная база, обновление старых и создание новых предприятий в регионе). Данные факторы в количественной оценке составляют основу для расчета рейтинга перспективы региона.

Рейтинг социально-экономического состояния территории рассчитывается с использованием индикаторов, отражающих прежде всего состояние факторов, которые влияют на затраты предполагаемых инвесторов. Оценочные индикаторы, которые отражают его инвестиционную привлекательность, можно разделить на следующие группы.

1. Показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности (темпы развития промышленного производства, рентабельность хозяйственного комплекса региона, прибыль на одного занятого в хозяйственном комплексе, коэффициент предпринимательской активности, производительность труда, фондовооружённость, уровень безработицы, объем экспорта продукции на душу населения, отдача хозяйственного комплекса на вложенные инвестиции за счет собственных средств и за счет всех источников финансирования)

2. Показатели, отражающие финансовое состояние региона (потенциальная кредитоспособность хозяйственного комплекса (отношение просроченной кредиторской и дебиторской задолженности), бюджетная обеспеченность региона (доходы на душу населения), расходы бюджета региона на душу населения, уровень дотационности региона, уровень региональных и местных налогов и налоговых льгот).

3. Показатели, характеризующие уровень развития региональной инфраструктуры (обеспеченность рыночной инфраструктурой, обеспеченность инженерно-технической инфраструктурой, обеспеченность социальной инфраструктурой, объем инвестиций, вложенных в развитие объектов региональной инфраструктуры.

4. Показатели, характеризующие состояние рабочей силы (численность экономически активного населения, структура экономически активного населения по возрасту и по уровню образования, квалификация экономически активного населения, доля занятых во всех сферах деятельности региона, уровень заработной платы занятых во всех сферах деятельности региона.

5. Показатели, формирующие инновационный климат в регионе (доля затрат на

НИОКР в валовом региональном продукте, доля государственных затрат в общем объеме в сфере НИОКР, затраты на одного занятого в науке, доля научных работников в общей численности занятых и численность занятых в научной сфере, темпы роста затрат на НИОКР, темпы роста численности научных кадров, число зарегистрированных изобретений, количество патентов на 1 000 жителей (интенсивность инновационной деятельности)).

6. Показатели, отражающие экологическую среду в регионе (уровень загрязнения среды, уровень утилизации вредных веществ, количество и темпы роста источников загрязнения, затраты на охрану окружающей среды на душу населения, эффективность очистных сооружений).

7. Показатели, отражающие уровень индивидуального потребления (розничный товарооборот на душу населения, объем реализации бытовых услуг населению, производство товаров народного потребления, обеспеченность населения жильем, его благоустроенность; индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги; доля населения, совокупный среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума.

Набор указанных показателей не может являться стабильным. По мере развития производительных сил и экономической ситуации многие из них могут меняться, изменяя конкурентоспособность территории как объекта инвестирования в будущем.

В современных условиях возможно применение и таких способов оценки потенциала территории, как прямой (стоимостные и натуральные оценки ресурсов), балльный (в т.ч. рейтинговый) (оценка в относительных величинах), косвенный (характеризует место, роль, удельный вес территории по различным показателям в общегосударственном и региональном масштабах), экспертная оценка (основана на мнении специалиста).

8.3 Региональная инфраструктура.

Жизнеспособность социально-экономической среды региона во многом зависит от уровня развития и надежности инфраструктуры. Процесс образования инфраструктуры довольно длительный. Он неразрывно связан с определенными ресурсами, жестко привязан к территории и во многом зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения в каждом конкретном регионе. Инфраструктура во многом обусловливает темпы роста производительных сил региона. Для нашей страны с её огромной территорией, на которой неравномерно размещены природные, трудовые, финансовые и материальные ресурсы, это имеет исключительно важное значение.

Региональная инфраструктура – это комплекс сооружений и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения всех видов товаров и ресурсов, а также нормальной жизнедеятельности населения на территории региона.

В совокупности элементы инфраструктуры выражают степень освоенности (обустройства) данной территории. Экономическое значение инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств в период строительства и во время функционирования. Особенно большое значение региональная инфраструктура имеет для поощрения малого и среднего бизнеса, который в этом случае, экономя на вспомогательных производствах, повышает конкурентоспособность своей продукции.

В экономическом смысле инфраструктура обладает несколькими очень важными характеристиками:

1) все составляющие её отрасли не создают ценностей и затраты на создание инфраструктуры могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей производственные отрасли;

2) Современное производство не может развиваться в конкретном регионе, если он не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно известным образом опережать хозяйственное освоение территории;

3) уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности всестороннего экономического развития региона;

4) состояние инфраструктуры – это основное стратегическое средство развития региона.

Роль инфраструктуры в региональном развитии в условиях рынка заключается в создании и поддержании устойчивых связей между отдельными субъектами регионального хозяйства, что обусловлено наличием достаточно большого количества обособленных производителей, работающих на региональном рынке. От степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность региона и его конкурентоспособность. Инфраструктура поглощает значительную часть капитальных вложений территории, поэтому большую роль играет размещение таких производств, которые наиболее эффективно используют созданную инфраструктуру и местные условия.

Региональная инфраструктура выполняет следующие функции:

1) под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территориям региона.

2) Под коммуникационной функцией понимается организация эквивалентного обмена продуктами труда (товарами, услугами, информацией и т.п.).

3) Регулирующая функция обеспечивает восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на разнообразных региональных рынках.

Неразвитость этих функций способна парализовать производство, привести к нарастанию негативных тенденций в экономике.

Принципами функционирования региональной инфраструктуры являются:

1) эквивалентность в рыночных условиях устанавливает сбалансированность спроса и предложения через гибкий механизм ценовой, налоговой, кредитной и иной политики.

2) Надежность инфраструктуры достигается совокупностью мер экономического, социального, правового, политического характера. При прочих равных условиях надежность функционирования региональной инфраструктуры тем выше, чем больше экономически самостоятельных субъектов, полностью отвечающим по своим обязательствам, как в экономике вообще, так и в инфраструктурной сфере в частности.

3) Сопряженность подразумевает четкое соответствие элементов инфраструктуры обслуживаемым ею рынкам, а также сбалансированность между основными элементами самой инфраструктуры. Например, несоответствие банковской системы развитию рынка капиталов является одной из причин падения интереса предпринимателей к инвестированию производства.

8.4 Виды классификации инфраструктуры и её отраслевой состав.

Для отнесения той или иной отрасли в состав инфраструктуры необходимо определить единый для всех отраслей критерий. В настоящее время таким критерием можно считать функциональную роль инфраструктуры в процессе воспроизводства. Сюда относятся отрасли, которые играют вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к основным отраслям экономики региона. Их функцией является создание общих условий для нормальной производственной деятельности хозяйствующих субъектов и осуществления процесса воспроизводства.

Основные свойства и особенности региональной инфраструктуры

1) обслуживающее значение (отрасли не создают новых материальных ценностей, затраты на создание инфраструктуры окупаются продукцией отраслей, которые она обслуживает)

2) неравномерность плотности размещения объектов. Региональная инфраструктура не может равномерно распределяться по всей территории. В то же время различия между развитыми и неразвитыми регионами по уровню оснащенности элементами инфраструктуры менее заметны, чем различия в общем уровне экономического развития.

3) Инфраструктурная емкость региона. Региональная инфраструктура в значительной степени определяет экономический потенциал региона и его хозяйственную емкость, т.е. способность принять новые предприятия и отрасли без существенных сопряженных затрат.

4) Возможность количественной оценки. Подавляющая часть элементов инфраструктуры поддается количественной оценке (мощность, стоимость, пропускная способность и т.д.)

5) Комплексность развития. Региональная инфраструктура обслуживает в основном региональные хозяйственные комплексы в целом, а не отдельные отрасли. Поэтому более эффективен комплексный подход к её развитию

6) Инерционность. Региональная инфраструктура имеет длительные сроки эксплуатации объектов, поэтому её развитие в основном связано с наращиванием новых элементов на уже сложившемся каркасе (строительство ЛЭП вдоль дорог). Такая инерционность нередко затрудняет проведение прогрессивных пространственных преобразований, так как коренная реконструкция инфраструктуры вызывает колоссальные затраты.

Инфраструктура обладает также специфическими признаками, на основе которых можно было бы выделить отрасли инфраструктуры. Основные признаки можно сгруппировать в несколько блоков.

1. функциональные признаки.

2. экономические признаки

3. технические признаки

4. социальные признаки

Таким образом, инфраструктура состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. В то же время каждый из них является носителем специфических свойств, а соотношение составляющих компонентов образует структуру.

Классификация инфраструктуры осуществляется по ряду признаков.

1) По функциональному признаку

2) По признаку обслуживания рынков

3) По пространственному признаку



9 Финансовые ресурсы региона.

9.1 Финансово-бюджетная система региона

Экономическая ситуация в регионах, региональный воспроизводственный процесс предопределяются как эффективностью функционирования хозяйственного комплекса территории, так и объёмом средств, оставляемых региону в результате перераспределения доходов на общефедеральном уровне в рамках межбюджетных отношений.

Согласно Конституции РФ полномочия государственных властей и финансовые источники на их выполнение распределяются между двумя уровнями – Правительством РФ и правительствами субъектов РФ. Правительства субъектов РФ распределяют управленческие функции в области экономики между собой и органами местного самоуправления муниципальных образований. Для выполнения своих функций каждый из названных уровней должен располагать достаточным объемом финансовых ресурсов, которые и являются предметом жесткой борьбы.. Под давлением регионов центр отказался от одноканального поступления налогов и платежей (сначала все они поступали в центр, а потом передавались в регионы) и перешел к многоканальному распределению, когда каждый уровень непосредственно от хозяйствующих субъектов, населения получает положенные ему по закону платежи и налоги.

В отношении собираемости налогов в настоящее время сложилась следующая ситуация: удельный вес собственных средств регионов в их суммарных бюджетных доходах постоянно увеличивается. Однако при этом объем налоговых поступлений в региональные бюджеты не становится больше. Дело в том, что центр собирает налоги достаточно устойчивые, легко собираемые: НДС, акцизы, платежи за природные ресурсы, а регионы – налоги на прибыль, подоходный налог, которые зависят от объемов производства. При падении уровня производства уменьшаются поступления названных налогов, в итоге доходная часть региональных бюджетов снижается, а самообеспеченность бюджетов в их суммарных бюджетных доходах постоянно увеличивается.

Каждый из субъектов РФ разрабатывает и принимает свой бюджет, исходя из общефедеральной методики разработки бюджетов и своей конституции. Бюджет региона объединяет бюджет непосредственно правительства субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, т.е. является консолидированным.

9.2 Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий.

На уровне субъекта РФ, в рамках его бюджета проводится государственная внутрирегиональная экономическая политика в отношении отдельных территорий.

Формы поддержки правительством субъекта РФ территорий своего региона:

1) осуществление региональных целевых программ в рамках защищенных статей бюджета,

2) помощь градообразующим предприятиям

3) отсрочка по платежам в областной бюджет и внебюджетные фонды,

4) предоставление товарного кредита,

5) предоставление средств на сохранение и создание рабочих мест

6) предоставление налогового кредита, налоговых каникул,

7) предоставление инвестиционного кредита под часть процентной ставки ЦБ РФ,

8) выступление правительства региона в качестве гаранта инвестиций для территории и т.д.

Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий заключатся в том, что:

1) государство проводит социальную политику через региональные финансы. Из региональных бюджетов финансируются образование, здравоохранение, ЖКХ, мероприятие по охране окружающей среды, охране общественного порядка и др.

2) С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Для преодоления диспропорций развития регионов разрабатываются региональные программы, средства на осуществление которых формируются за счет доходов бюджетов и налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам выделяются субвенции – финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели.

3) Региональные органы власти выполняют координационную функцию в социально-экономическом развитии регионов. Тем самым должно обеспечиваться их комплексное развитие, пропорциональное формирование производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

9.3 Инвестиционная привлекательность регионов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 3144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.