КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Рекомендовано для использования в учебном процессе ученым советом СПбГМА 4 октября 2004 года
Рекомендовано для использования в учебном процессе ученым советом СПбГМА 4 октября 2004 года Общая психология С.Л.Соловьева, Е.Б.Одерышева Учебно-методическое пособие для студентов Санкт-Петербург
Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б. Общая психология. Уч.мет.пособие. СПб.: СПбГМА, 2004, 47с.
Методические указания раскрывают содержание и структуру основных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики познавательных психических процессов. Рассматриваются эмоциональная и волевая сферы личности. Излагаются представления о биологическом фундаменте индивидуальности человека: психологии половых и возрастных различий, конституции и темпераменте. Даются основы психологии личности; рассматриваются основные типы акцентуаций личности. Издание предназначено для студентов факультета высшего сестринского образования.
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им.И.И.Мечникова, 2004г. Изучение общей, социальной и медицинской психологии представляет собой неотъемлемую часть структуры высшего медицинского образования. Врачу любой специальности важно знать особенности личности больного, характерные черты его психической деятельности, эмоциональных, познавательных, волевых процессов, а также особенности психики ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека. В структуре медицинского образования непременной составляющей частью является курс клинической психологии, изучающий психологические аспекты клинических дисциплин; он продолжается курсом психиатрии, который изучает расстройства психики. Изменения психики встречаются не только при тяжелых душевных заболеваниях, психопатиях и неврозах, но и в неврологической клинике, в клинике внутренних болезней. Курс психиатрии должен предваряться курсом общей и медицинской психологии, описывающим особенности психики в норме. В свою очередь, знание основ человеческого общения является необходимой частью профессиональной врачебной деятельности. Ошибки врача обходятся весьма дорого как пациенту, так и самому врачу. Большая часть жалоб пациентов, поступающих в руководящие инстанции, вызвана не профессиональной непригодностью врача, а его неумением разрешать сложную психологическую ситуацию, незнанием основ психологии, которая в данном случае неотделима от деонтологии и профессиональной этики. Современному врачу знание психологии необходимо для оценки психологических аспектов заболеваний и травм. В зависимости от индивидуально-психологического склада пациенты по-разному болеют, по-разному переносят лечебно-диагностические процедуры, воздействие медикаментозных и немедикаментозных средств.Такие свойства личности как оптимизм, самообладание, идейная целенаправленность могут способствовать предотвращению, облегчению и преодолению болезни. Психические травмы, психическое напряжение, эмоциональные проблемы могут ухудшить состояние больного, отрицательно повлиять на течение болезни. В контексте современной парадигмы био-психо-социальной концепции болезни, сменившей традиционную биомедицинскую модель, акцентируется роль и значение психологических и социально-психологических факторов, по-своему трансформирующих ход течения болезненного процесса. Психологические аспекты в той или иной степени включены практически в каждый случай соматического или нервно-психического страдания. Раскрытие психогенеза болезненного состояния оказывается весьма сложной задачей, особенно в случаях длительно и исподволь развивающихся заболеваний. Врачу приходится изучать историю развития личности, выяснять связи между свойствами личности в обстоятельствами жизни, зависимость патогенного действия каких-либо обстоятельств жизни от особенностей характера больного. Каждый врач в повседневной практике влияет на психику больного и многое в лечении зависит от того, насколько врач понимает психические особенности больного, как владеет приемами психического взаимодействия. Врач "ведет" больного, а это значит, что он не только регистрирует течение болезни, делает назначения, но и взаимодействует с больным, психотерапевтически воздействует на него, успокаивает, одобряет, переубеждает. Врач может не быть психотерапевтом, но, общаясь с пациентами, вступая с ними в психологическое взаимодействие, строит межличностные взаимоотношения оптимальным образом, необходимым для решения главной задачи – выздоровления, сохранения и укрепления здоровья. Современный врач необходимым образом применяет техники и приемы взаимодействия, которые могут быть отнесены к техникам и приемам работы психотерапевта. Психологический аспект взаимоотношений «врач-больной» в современных условиях приобретает все большее и большее значение. Все это требует от врача определенных психологических знаний, умений и навыков.
Психология - это наука о закономерностях развития в функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством психических процессов, актов, состояний качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 векe "психологией". Сведения о названных явлениях накапливались и в других направлениях исследований, а также в различных сферах практической деятельности (в особенности медицинской и педагогической). В психологической науке со временем выделилось несколько отраслей: общая, социальная, медицинская, юридическая психология и другие облаcти психологических знаний. Тема занятия: Психические процессы чувственного уровня познания
Цель занятия: Изучение психологических характеристик процессов ощущения и восприятия на чувственном уровне познания и их изменений в процессе заболевания
Учебно-целевые вопросы занятия: 1. Понятие ощущения. 2. Классификация ощущений. З. Свойства ощущений. 4. Понятие о чувствительности анализаторных систем. 5. Нарушение ощущений при соматических и нервно-психических заболеваниях. 6. Понятие восприятия. 7. Основные свойства восприятия. 8. Изменения восприятия времени в эмоционально-насыщенных ситуациях 9. Использование сенсорных стимулов в психодиагностике (на примере теста Люшера). В эволюции живого мира ощущения возникли на основе свойства живой материи реагировать на воздействия внешней среды изменением своего внутреннего состояния. Ощущения всегда связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Восприятие дает возможность интегрировать отдельные ощущения в целостные образы. Студентам как будущим врачам важно знать особенности собственных визуальных, аудиальных, кинестетических и других видов ощущений. Для будущей профессиональной деятельности необходимо также обратить внимание на то, что соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристика процессов ощущения и восприятия. Эти изменения обусловливаются непосредственно патологией органов чувств или центральной нервной системы, а также возникают под влиянием характеристик личности, функционального состояния и т.д. Знание закономерностей этих изменений может оказать помощь при постановке диагноза. С другой стороны, большое значение в адекватном восприятии существующих у больного симптомов имеют индивидуально-психологические особенности врача и условия проведения обследования. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Все многообразие окружающего мира – звуки, запахи, цвета – мы воспринимаем благодаря органам чувств; с их помощью организм человека обеспечивает себя информацией о состоянии внешней и внутренней среды. Эта информация поступает в виде различных ощущений.
Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении органами чувств отдельного чувственного качества. Отдельные свойства предметов и явлений материального мира, а также внутренние состояния организма отражаются в ощущениях при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ее в мозг, в результате чего возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического отдела, или рецептора. В нем происходит преобразование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс. 2. Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эфферентных, или центробежных нервов, по которым передается ответная реакция. 3. Центрального отдела анализатора – специализированного участка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция передается по эфферентному нерву. Классификация ощущений
Вследствие того, что ощущения возникают как результат воздействия определенного раздражителя на рецептор, классификация ощущений исходит из характера отражения и места расположения рецептора. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1. Экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; они формируют образ внешнего мира. 2. Интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; они формируют самочувствие. 3. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и Экстероцептивные ощущения, в свою очередь, подразделяются на две группы: контактные и дистантные. Контактные ощущения передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: например, это осязательные и вкусовые ощущения. Дистантные ощущения отражают воздействия, исходящие от удаленного объекта: зрительные, слуховые, обонятельные. Наряду со зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными и вкусовыми ощущениями, выделяют также температурные и вибрационные (они занимают промежуточное положение между тактильными н слуховыми), а также ощущения равновесия и ускорения, болевые ощущения. Всего в литературе описывается 11 видов ощущений.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |