КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Силлогизмы
Исключение понятий Методики простых и сложных аналогий Для выполнения этого задания необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. В опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам. Наличие инертности психических процессов значительно затрудняет больным выполнение задания – в последующей задаче такие больные пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи. Различают образование простых и сложных аналогий. Работа с простыми аналогиями выполняется с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов-образцов, по аналогии с которыми следует выделять пары слов в правой половине бланка, причем справа вверху указано первое слово искомой пары, а нижнее нужно выделить из пяти предлагаемых слов. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления. Образование сложных аналогий предусматривает выделение сложных абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики, она применяется лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием. Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например: «овца – стадо» - отношение типа часть и целое, «малина – ягода» - это определение. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Анализ, совместно с больным, допущенных им ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.
Данные, получаемые при работе с этой методикой, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов и явлений. Методика проводится при помощи бланка, содержащего серии из пяти слов. Обследуемому говорят, что четыре из пяти слов в серии являются в какой-то степени однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Пример: дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Исключается слово «маленький».
Методика предназначена для оценки логического мышления. Обследуемому предлагается для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит две логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Пример: А несколько больше В В много меньше С А …………….. С Правильный ответ: А несколько меньше С.
Литература: 1. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986, С. 322-346. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М.: Педагогика, 1982, С. 6-361. 3. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. 4. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. 5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986, С. 170-229.
Тема занятия: «Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание
Цель занятия: Изучение психологических характеристик процессов памяти и внимания, методов их исследования, а также их изменений при соматических и нервно-психических заболеваниях
Учебно – целевые вопросы занятия: 1. Определение памяти. 2. Основные процессы памяти. 3. Виды памяти (классификация). 4. Нарушения памяти. 5. Психодиагностика процессов памяти: проведения и интерпретация теста Бентона. 6. Определение внимания. 7. Виды внимания. 8. Основные свойства внимания. 9. Нарушения внимания. 10. Психодиагностика функций внимания: корректурная проба, таблицы Крепелина. 11. Факторы, влияющие на процессы памяти и внимания.
Память и внимание относятся к познавательным психическим процессам. Они называются «сквозными» психическими процессами, так как как бы «пронизывают» всю психику человека, участвуя в выполнении всех видов психической деятельности. Определяя успешность протекания других познавательных психических процессов, память и внимание обеспечивают целостность и развитие личности. Память и внимание относятся также к предпосылкам интеллекта: при высоком интеллекте, как правило, хорошая память и хорошо организованное внимание и, наоборот, при снижении интеллектуальной деятельности отмечаются, в большинстве случаев, более или менее выраженное нарушение памяти и внимания.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |