Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие времени в эмоционально-насыщенных ситуациях




Основные свойства восприятия

Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность - выделение восприятием в окружающем мире предметов, а не пространств и промежутков между ними - выражается в, так называемом, акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность. Восприятие всегда есть целостный образ предмета. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета (а не фрагментарный), т. е. существующий в виде целостною гештальта (образа), в котором восприятие деталей зависит от целого контекста.

С целостностью восприятия связана его структурность. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Пример: восприятие музыкальной фразы или восприятие ритма, определяемое продолжительным звучанием всей системы ударов, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (т. е. совокупности анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать искажение объекта, связанные с изменением условий его восприятия, таких как расстояние до объекта, угол, под которым он наблюдается, освещенность и т. п., мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и цвету.

Осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с памятью и мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его. Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно очень важна лишь как признак для опознавания предмета в его значении, т.е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного образа через особенное к общему. Воспринимая единичный предмет или явление, человек осознает его как частный случай общего.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.

По отношению к прошлому времени, нам (в настоящем) кажутся более длительными те интервалы времени, которые были "пустыми" и наоборот, периоды времени 'заполненные" кажутся более короткими. Решающую роль играет личная заинтересованность, эмоциональное участие. Поэтому детство и молодость кажутся относительно более длительными периодами жизни.

 

Литература:

1. Лакосина Н. Д., Ушакова Г. К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984, С. 93-99.

2. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.:Просвещение, 1986., С. 247 -290.

3. П. Фресс, Ж. Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. М.: Прогресс, 1966.

4. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1975.

5. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975.
6. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

7. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977, С.247-263.

 

Teма занятия: Рациональное познание: Мышление

Цель занятия: Изучение психологических аспектов мыслительной деятельности человека, основных нарушений мышления при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также психологических методов исследования мышления. Изучение основных операций мышления, его видов и форм. Усвоение роли и значения эффективного мышления в профессиональной деятельности врача.

Актуальность темы определяется тем, что мышление является одной из основных психических функций, обеспечивающих человеческую деятельность. С одной стороны, чтобы определять расстройства мышления, необходимо знать его основные характеристики в норме. С другой стороны, умение мыслить логически составляет основу врачебной профессиональной деятельности.

Учебно-целевые вопросы занятия:

  1. Понятие мышления.
  2. Логические формы мышления.
  3. Мышление как процесс: анализ и синтез.
  4. Виды мышления, их формирование в онтогенезе.
  5. Основные нарушения мышления.
  6. Психодиагностические методики: простые и сложные аналогии, исключение понятий, пиктограммы, силлогизмы.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, данные которых служат исходным материалом для работы мышления.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. В процессе мышления человек выходит за рамки чувственного познания.

В восприятии вещей и явления даны во внешнем соединении свойств, которые соединены, но не связаны. Простые совпадения и реальные зависимости выступают в восприятии в нерасчлененном единстве. Задача мышления в том, чтобы выявить существенные необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности.

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение связей и отношений, обобщенное и опосредованное познание объективной реальности. Мышление позволяет раскрывать аспекты действительности, не данные непосредственно в ощущениях. Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация (представление). Это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных операций суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения, решения мыслительных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.