Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 35 страница




 

1. В оценках достижений своих детей эти матери ориентй на их соответствие средним социальным нормам, а не досП) уже результатам или индивидуально установленным нормИ них важнее то, соответствуют ли успехи их детей достижен> гих детей того же самого возраста, а не зависимость успехи от прилагаемых ими усилий и их же прошлых достижений

 

2. Такие матери меньше считаются с желаниями самого устанавливают за ним жесткий контроль в процессе выполв машних заданий, реже побуждают детей к самостоятелы

 

принятию независимых решений. Проявляя готовность помочь свое- ребенку, они делают это не в форме советов, наводящих ребенка \ решение проблемы, а путем непосредственного-вмешательства в,"о деятельность и навязывания ребенку своего мнения. ' з. Эти матери часто жалуются на отсутствие у детей способнос- и очень редко апеллируют к способностям как способу объясне- успехов своих детей. Они нередко упрекают детей не только за утствие способностей, но и за дефицит старания, а достигаемые "и успехи относят в основном за счет легкости выполняемых задачи.

 

4. Такие матери очень редко хвалят своих детей за достижения. [еудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство.

 

Те(мы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

\(м а 1. Становление характера

 

1 Дошкольный и младший школьный возраст как сензитивные для развития характера ребенка.

 

[. Две области развития характера: индивидуальная предметная деятельность и межличностное общение.

 

[.Основные рекомендации по развитию характера ребенка в предметной деятельности.

[.Советы по укреплению характера в сфере межличностных отношений.

 

[е м а 2. Воспитание в домашнем труде

 

. Воспитательное значение труда для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

.Основные виды домашнего труда, в которых воспитывается ребенок.

. Воспитание детей в уходе за домом.

. Экономические аспекты воспитания в семье.

. Воспитание детей в процессе самообслуживания.

 

(на 3. Воспитание в игре

 

Возрастная преемственность и непрерывность детских игр. Роль конструкторских и сюжетно-ролевых игр детей в процессе их воспитания в.Дошкольном и в младшем школьном возрасте. Воспитательная связь игр с другими видами деятельности ребенка: учением, общением и трудом. 'Психодиагностическая функция детских игр.

 

**а 4. Воспитание в учении

 

Воспитательные аспекты учения. Ячества личности, воспитываемые в учении.

 

воспитание любознательности и самостоятельности в приобретении знаний. ''крепление потребности в достижении успехов в младшем школьном возрасте.

 

Темы для рефератов

 

ихологические аспекты формирования характера у детей дошкольного и млад-"о школьного возраста.

 

..ровные направления трудового воспитания детей дошкольного и младшего Цельного возраста.

 

обенности игровой деятельности детей дошкольного и младшего школьного Раста. Питательные аспекты учебной деятельности младших школьников.

 

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы

 

1. Психолого-педагогические рекомендации по укреплению характера ребенк. дошкольного возраста.

 

2. Пути совершенствования детских игр с целью увеличения их воспитаю потенциала.

 

3. Совершенствование воспитания в учебной деятельности младших школ

 

4. Психолого-педагогические условия развития у детей младшего школьного та потребности в достижении успехов.

 

Литература 1

 

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М., Т. 2. (Развитие воли и характера у дошкольника: 82-95.)

 

Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к сист скому обучению // Дошкольное воспитание. 1985.- № 9.

 

Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М., 16 (Воспитание в игре: 15-27. Воспитание в труде: 27-34.) Запорожец А. В. Избранные психологичейкие труды: В 2 1986.-Т. 1.

 

(Развитие эмоциональной регуляции действий у дошкольника: 258-275.) Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.-М., 1991. (Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81-115. Половое воспитан> шем школьном возрасте: 115-139.) Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Учителю о психологии дете1

 

летнего возраста. М" 1988.. (Психологические особенности игры 6-летних детей: 51-70. Художестве тельность 6-летних детей: 83-96. Личность 6-летнего ребенка: 97-114. Й1 ные различия в 6-летнем возрасте: 114-127. Познавательная сфера 6-лет ка: 128-173.) Лонтьев А. Н. Избранные психологические произведения:

 

М., 1983.-Т. 1., (Психологические основы дошкольной игры: 303-323.)

 

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7.?

1992.,, (Некоторые задачи и методы воспитания личности детей 6-7 лет: 126-1. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивид го развития личности ребенка. М., 1988. 'И (Исследование детских конфликтов в психологии дошкольного возраста: 3 хологический конфликт у дошкольников: 18-40.) и Возникновение и развитие конфликта у дошкольников в игрй (Возникновение и развитие конфликта на мотивационно-личностной ос Психолого-педагогическая коррекция детских конфликтов в дошколы 83-113.)

 

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школь 1974. (Обучение и развитие в младшем школьном возрасте: 55-64.)

 

диикеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 1987. гры младших школьников: 40-58.)

 

возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, др.-М., 1984.

 

(п(ихология детей-шестилеток. Готовность к обучению в школе: 74-83.) Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.-М., 1934. апатия у младших школьников и подростков: 29-39.) коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки. М., 1989. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.

 

Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51-78.)

 

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.-М" 1987. (Кризис семи лет: 24-31.)

 

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников.- Кишинев, 1983. (Самопознание дошкольников и его коррекция: 60-95.)

 

Мир детства: младший школьник. М., 1988. (Шестилетний школьник: 35-38.)

 

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. М., 1984.

 

(Руководство взаимоотношениями младших и средних школьников в игре: 59-69.) Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1985. '(Воспитание эмоций и чувств у дошкольника: 8-28, 44-93.)

 

III

 

Амонашвили Ш.А. В школу-с шести лет.-М., 1986. Психологические особенности шестилетних детей: 13-19.) Виноградова М. Д., Первин И Б. Коллективная познавательная Стельность и воспитание.-М., 1977. Сияние коллективной познавательной деятельности на личность школьника: 91- "1. Воспитание в коллективной познавательной деятельности, условия его эффективен: 122-153.).,. диетические проблемы социальнойпсихологии.--Минск, 1985. у "-ролевое развитие в дошкольном возрасте: 176-190.) Сучение учителем психического развития шестилетних учащихся: одические рекомендации. Киев, 1984. Учение эмоционально-волевого развития шестилетнего ребенка: 58-71.) ндашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное посо--Минск, 1987.

 

дчтие представлений у детей в дошкольном возрасте: 43-60. Развитие представ- " У детей в младшем школьном возрасте: 60-73.) итов Н. Д. Психологий характера. М., 1969. 1"°ение характера в дошкольном возрасте: 378-388. Становление характера 1 шем школьном возрасте: 388-394.)

 

Глава 25 ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

 

Краткое содержание

 

Воспитание старшеклассников в школе. Повышение воспитательной ролц ния со сверстниками в старших классах школы. Переход от зависимости к са)зд тельности, самообслуживанию и самообеспечению. Основные качества личное питываемые в старших классах школы. Приоритет воспитательных задач над ными в средних и старших классах школы. Замена традиционных форм урока щ нары и дискуссии. Особое воспитательное значение гуманитарных предметов: литературы, психологии и других. Важность введения в школьную программ' тий по экономике, бизнесу, политике и праву. Закрепление личностно развит полученных знаний в практических внутришкольных делах. Особое значение! творительной деятельности в воспитании старшеклассников.

 

Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми. Тяга к общению св4 Никами и взрослыми. Образование дружеских группировок как естестве циально-психологическая потребность подростков и юношей. Три основных воспитания через общение в этом возрасте: что побуждает детей объедИя! группы со сверстниками и взрослыми? Какие качества личности могут у них ваться в общении друг с другом и со старшими по возрасту людьми? Каковы ности возрастных и межвозрастных объединений в воспитании этих личное честв у школьников? Воспитательная роль участия взрослых в деятельности групп этого возраста.

 

Воспитание через средства массовой информации и культуры. Воспит возможности средств массовой информации и различных видов кульТурдд ростковоМ и раннем юношеском возрасте. Выработка у детей потребности.ц. к чтению периодики, к социальным и политическим событиям, происходяи ре и в стране. Необходимость оказания помощи детям со стороны взрослых тации ц средствах массовой информации, в содержании радио-и телеперед и журналов. Воспитательная роль молодежной моды и массовой культур1 возрасте. Мода и массовая культура как средства активизации межлнц общения у Подростков и юношей. Преходящий характер влияний моды. и- культуры на сознание людей подрастающего поколения.

 

Самовоспитание подростков и юношей. Начало самовоспитания как ха: черта старшего подросткового возраста. Непрерывность самовоспитания. ступени в развитии самовоспитания. Физическое и волевое самовоспит фессиональное самовоспитание. Самовоспитание рационального взгляда Значение разных видов самовоспитания для детей подросткового и рай шестого возраста. Психолого-педагогическая помощь учителей и родитеЛ воспитании подростков. Поддержка со стороны взрослых стремления к самовоспитанию. Необходимость самовоспитания в различных вида ности. Роль примера взрослых в самовоспитании. Проблемы и трудное ные с нравственным самовоспитанием в раннем юношеском возрасте. И несовместимость романтических идеалов и прагматических устремленя1.1 способы их согласования в сознании юношей и девушек.

 

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

 

К концу младшего школьного возраста дети в своем-с окружающими людьми обычно выходят за пределы кр Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возр нок еще практически полностью находится в окружений двора, то с наступлением подросткового возраста ситуай кально изменяется. Теперь ребенок большую часть своей' проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со све и другими взрослыми людьми за пределами места свое?

 

ва. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психоло-"ически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школь-"1,1х и других внесемейных делах.

 

Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождает- усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и ультуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего пйлу-1)а(от ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и дмеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

 

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к 1ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми {подростки чаще вступают в общение,- это уже чужие люди, и отно-{щения с ними строятся в основном как официальные. [ Уточним, какими личностными качествами должны обладать юно-1ши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней 1школы. Представим и рассмотрим эти качества, исключая способ-Двости, о которых уже много говорилось.

 

1 Первая и основная группа качеств - это те, которые связаны 1с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу 1>ли устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если 18 этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, 1>ключая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно Обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые Проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый 110 век.

 

1_ Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, поли-"ческой, экономической и культурной жизни общества. У каждого Годого человека по окончании школы должны сложиться убежде-1, мировоззрение, система социальных установок, определяющих вощение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные "одые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только им не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим. Должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы но было заняться индивидуальной предпринимательской дея-чостью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь мате-1ьную выгоду. 'Ретья группа личностных качеств относится к нравственной

 

основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последне порядку, но по своему нравственному значению является 1161 и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личн< К окончанию школы у молодых людей должны быть сформир ны основные нравственные качества, а в регуляции поведения ствовать определенные социальные нормы. В целом же уровень рального развития, если его оценивать с позиций уже знакомы теорий, должен в этом возрасте соответствовать уровню ко>) циональной или даже постконвенциональной морали по Л. Колб

 

Все эти качества 'личности необходимо сформировать у) за годы обучения в школе, и основная воспитательная наг{ в этом плане приходится на средний и старший школьный воз Обучение в средних и старших классах охватывает довольно з1 тельный период в жизни человека, около 6-7 лет, но по срав!' с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это вре> кажется не таким уж большим.

 

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся вподр вом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализй необходимо начиная со средних классов школы изменять соо< ние учебных и воспитательных, личностно и интеллектуалы вивающих человека задач. Если в начальных классах школы лиц доля времени уходила на обучение - и это нормально, то в 61 классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспщ ные мероприятия, должно стать примерно одинаковым, д

 

Постепенное приближение загруженности детей к за взрослых должно происходить за счет увеличения времени,. ' мого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в' школьного обучения в старших классах школы по-прежнему рует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое каВ тие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс пс ческого взросления детей. В результате они к окончаний по уровню своего социально-психологического развития на отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развЩ нах мира. Напротив, если в средних и старших классах шко ется приоритет воспитанию, т. е. ускоренному личностному р детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и 0 интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, 41 мировавшиеся личностные качества, в частности те, которые? лены в начале этого раздела главы, становятся мощным <Г для дальнейшего совершенствования человека в других вйЦ тельностц.:,

 

Важным средством воспитания, связанным с формиД многих полезных личностных качеств, является самообслу Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно подИ чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые.Г проблемы. Без специальных знаний в области политики,, экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время бу

 

ть Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пя-.щестых классов необходимо постепенно вводить соответствую-р предметы и на практике закреплять знания, полученные уча-цся, в их внутришкольных и внешкольных делах. Основы нравственности и культуры, соответствующие качества яности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, дне закрепляются в практических, в частности благотворитель- делах. Школьники средних и старших классов в той или иной щрме должны заниматься благотворительностью, а школа - вклю- эти дела в основную программу воспитательной работы.

 

ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ. И ВЗРОСЛЫМИ

 

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юно-1еского возраста, о которой уже не ра.з говорилось на страницах ебника, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие ого, некоторая социально-психологическая изолированность от ррослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых щупл друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как южно эту естественную тягу подростков и юношей к межличност-юму одновозрастному общению употребить с максимайьной пользой 1ляих воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходи-о выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающие их общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспита-ельные задачи, которые с помощью такого общения можно решить; аковы возможности групп подростков и юношей в решении этих адач.

 

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолиро-анные от взрослых, подростки и юноши образуют потому, что их №нь волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они с могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется, кроме °го, много специфических интересов, удовлетворить которые они в Стоянии в основном только в непосредственном общении друг с Ругом, так как для взрослых их дела могут оказаться неинтересными заслуживающими внимания/Среди этих вопросов и интересов не-о таких, которые имеют большое значение для личностного раз-я детей данного возраста. Через общение, организуемое со Рстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и цен-и. нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя нтактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях,

 

Усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают я Деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть изаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте 1тся важнейшей школой самовоспитания, которому подростки 1 и уделяют большое внимание.

 

(ц того чтобы имеющиеся в общении возможности были мак-1 ьно реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно

 

больше взаимодействовали нетолько между собой, но и со взро в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие е< венно образующиеся группировки детей были на виду у вз{М людей, однако не для того, чтобы вмешиваться в их дели той целью, чтобы педагогически и психологически умело руко ими, усиливая их положительное воспитательное влияние на Такие группы, в частности, можно использовать для орган школьного ученического самоуправления, для решения тех м тельных задач, о которых говорилось в начале этой главы.

 

Взрослые, время от времени включающиеся в общение 1К ков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Дет ного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взр хотя сами могут этого и не осознавать, более того - не стрему не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти пщ ные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они собой активно обсуждают.

 

Особенно благоприятные возможности для межвозрастти щения детей и взрослых создает их совместный труд. Уч труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувста ственности. Для ускоренного развития этого чувства у под их необходимо включать в совместный труд со взрослыми, на правах помощников, обладающих своей системой прав и ностей. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, т,(этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаты дым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное верие. Если младшие подростки бывают полностью удовлв, ролью помощника взрослого, то старшим подросткам особе ятно, когда они находятся со взрослым на равных правах и ходимости могут полностью его заменить, т. е. выполнить ка работу вполне самостоятельно.

 

В целом подростки положительно относятся к руково деятельностью со стороны взрослых, если это руководство на равноправном, уважительном отношении или на разумно Деспотическое управление со стороны взрослого, базируют произволе и желании взрослого показать свою власть, дети ют. Такие действия со стороны взрослого нередко вызыв решительный протест, а если этот протест не имеет положи результата, то и состояние депрессии.

 

Такая же картина, но с более выраженными отрицав симптомами, нередко наблюдается в семьях, где родители <И,. подобным образом в отношении своих детей. Установлено.-Н что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни Пб только на свои собственные силы, неспособны действовать самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь С1 идущие замыслы, брать на себя ответственность и зача< этого не желают. Они менее уверены в себе, менее любоэН менее зрелы в социально-нравственном отношении, 'как; хуже справляются с проблемами интеллектуального ха{

 

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со шко-'дД и домом. Однако ими воспитательные воздействия не ограни-"раются. Все большее влияние на развитие личности с подростко-1-о возраста начинают оказывать средства массовой информации "культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образ-,ы поведения, воздействием средств информации на подростков и' "ношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не цее и здесь имеются определенные возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Они связаны оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информа-дци, содержания радио-и телепередач, в их комментировании.

 

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для ерослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если 1анным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журна-1ов для взрослых их воспитательное воздействие становится непред-казуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке тформации, поступающей из множества издаваемых в настоящее ремя газет и журналов.

 

Когда мы говорим о. необходимости управления массовой инфор-[ацией, поступающей к детям среднего и старшего школьного воз-1аста, речь не идет об искусственном ограничении обращения ребен-а к современным источникам массовой информации и культуры. корее имеется в виду необходимость формирования у детей опре-менного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстети-'скую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены Ь1ьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Ькдый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет воз-южность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку юноше, прокомментировать полученные ими сведения. Желательно, чтобы информирование о социальных, политиче-, экономических и культурных событиях в семье и школе стало Улярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься олько учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработает-потребность в обращении к средствам массовой информации и туры, установка на понимание, знание, запоминание прочатан-или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность приятии информации. Рекомендуя что-либо детям, родители и я постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий кт обращения к средствам массовой информации, ее воспита-ое значение.

 

олодежная мода, массовая культура также оказывают большое Нательное воздействие на детей, причем иногда в силу распро-1 нности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры дос но серьезно, устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Д увлечения подобного рода временны и поверхностны, с воз1 проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения долговременные последствия, связанные, например, с ллитщ отвлечением внимания подростков и юношей от других, болеет ных источников личностного развития. 1

 

Временность и проходимость увлечений модой и массово турой не означает, что они вообще не оказывают никакого м на личность подростка или юноши. Такое влияние, несом есть, но оно опосредствовано общением со сверстниками, зд имеют такие же увлечения и становятся на определенное объектами личностного и поведенческого подражания для о щихся с ними детей. Известие, например, что следование одно же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям ма, культуры являются для окружающих людей Сигналом того, чт сители и пропагандисты выступают как люди определенных вз\ Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей телей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и нередко выступают признаком того, что их сверстников) те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает 1 ноотный выбор и избирательность в общении, а оно в свок>< будучи замкнутым на определенном круге людей, направлю тание.

 

САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

 

Одно из наиболее примечательных явлений, связаны ростковым возрастом,- это сильная тяга к самовоспитаннюЩ ный процесс самовоспитания начинается именно в этомг и обычно продолжается в той или ийой форме в течение все дующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитатя ростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достиг раста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться: можностями интеллектуального и личностного самосовер1 вания и предпринимать для достижения этой цели сознав целенаправленные усилия.

 

Самовоспитание проходит определенный путь развит попытаться охватить его основные возрастные ступени, то его преобразования с возрастом представляется следующи> ступень - физическое и волевое самовоспитание, подростю раст. Типичной целью в этом возрасте является волевое <Ц ское самосовершенствование подростка, а задача - улучит левых качеств личности, таких, как смелость, выносливое обладание, выдержка, уверенность в себе и др., - через п специальных средств и упражнений. То же самое касается ского развития, в связи с которым многие дети в этом возрац нают заниматься физической культурой и спортом. "

 

1дрнь - нравственное самосовершенствование, ранний юношеский 1>озр- Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это 1емя - духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у 1себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щед-1рости-верности другу, преданности любимому человеку, готовности рийти на помощь и др. Третья ступень - профессиональное самовоспитание- средний и поздний юношеский возраст, начало взрос-1лости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как 1,ремя делового самосовершенствования, связанного с развитием у еловека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной рибо-1 по избранной специальности. Цель профессионального самосо-юршенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной и главных в жизни. Четвертая ступень - социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 0-45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выра-ботка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда ва жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

 

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспита-1вия человека приходятся на подростковый и ранний юношеский розрасг. Успешность занятий личностным самосовершенствованием эти годы, его результаты определяют характер человека как личности.

 

1 Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, тюлевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.