Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики изучения имиджа учителя и практикумы 2 страница




34 балла и меньше. Хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и окружающих должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам. Вы не любите ничего делать против своей воли. При этом, вы часто бываете слишком сдержаны, не достигая из-за этого желанной цели и часто оказываясь неправильно понятым.

Практикум «Перевоплощение»

Эмоциональная палитра (по А.А. Мурашову)

Прочитайте приведенный ниже текст так, чтобы каждая строка, вне зависимости от содержания, выражала какое-либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это восторг (1), безграничная радость (2), безудержное веселье (3), ирония (4), сочувствие (5), доверительность (6), усталость (7), угроза (8), отвращение (9). Аудитория делится на актеров и педагогов – одни репетируют текст, другие им помогают в этом, работая над их мимикой маской и интонационным соответствием роли. На индивидуальных картах «актеров» написан ряд цифр (4, 9, 6 – значит, нужно прочитать три строки: первую с иронией, вторую – с отвращением, третью – доверительно).

Слушающие цифрами записывают код в зависимости от «прочтения» ролей, и лучший оратор группы – тот, чей код угадан большинством.

Перед вами текст, служащий для многих пособием по русской орфографии. «Кто не видел, как в продолжение дня и впоследствии на колоссальной дощатой террасе близ конопляника небезызвестная и вследствие этого доселе неприступная, к тому же не замужем, мачеха подьячего Аграфена Саввична безапелляционно и во что бы то ни стало потчевала отставного, но по-прежнему ветреного коллежского асессора Фаддея Аполлоновича ветчиной, винегретом, а также прочими яствами, что бы он ни возражал на это, а слуга-азербайджанец, втихомолку в одиночестве насвистывавший ариозо из бетховенской «Аппассионато», поливал клумбу иммортелей из асимметричного брандспойта».

Прочитайте этот текст вслух в роли:

• лектора, лекция записывается студентами;

• учителя, ведущего 10-й урок подряд;

• оратора на публичном митинге протеста;

• классной дамы пансиона для благородных девиц.

Войдите в роль (по А.А. Мурашову)

Абстрагируясь от содержания, прочитайте предлагаемый текст как:

а) сообщение государственного телевидения о важнейшем международном событии;

б) вечернюю сказку матери ребенку;

в) письмо, которое человек читает полушепотом.

Прикинь: шнурки сегодня нарисуются на тусовку, а когда

будут клубиться, тича ляпнет про наших анфисок, что обмочалились: пацаны клеиться стали! Черепаха – с катушек, буркала на затылке, а другие препы разбухтятся, они и вовсе с дуба рухнут.

Какие изменение в дикции, интонационно-фонетическом и пафосном исполнении использовали бы вы при чтении этого текста от лица его подлинного или мнимого автораподростка? Войдите в эту роль и передайте содержание текста на литературном языке.

Побудем артистами

Прочтите любой текст из любимого вами поэтического или прозаического произведения – шепотом, громко, быстро, медленно, как будто вы очень замерзли, у вас горячая картошка во рту, как трехлетний ребенок, как инопланетянин.

Постарайтесь научиться смотреть на все происходящее глазами ученика. Представьте себя им, постарайтесь вжиться в его образ. Вы мысленно подражаете его темпераменту, голосу, манерам поведения, походке. Вы копируете образ мыслей, способ взаимоотношений с окружающими. Постарайтесь смоделировать поведение вашего ученика в возможных ситуациях, когда вам придется с ним взаимодействовать.

Изобразите радостную улыбку (приятная встреча); утешительную улыбку (все будет хорошо); счастливую улыбку (наконец-то, какой успех); удивленную улыбку (не может быть); огорченную улыбку (как же так, ну вот опять). Теперь попытайтесь выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, восхищение, строгость, сосредоточенность, недовольство, удивление. Сейчас сделайте теплое, радушное выражение лица. Теперь только жестами и мимикой выразите следующие задачи: прогоните, пригласите, оттолкните, привлеките, укажите, остановите, предупредите. Выразите одним жестом: отвращение, ужас, благодарность.

Посидите на стуле так, как сидит царь на троне, пчела на цветке, побитая собака, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре.

Подвигайтесь, как младенец, который только что начал ходить, старый человек, гордец, артист балета.

Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу и наоборот.

Нахмурьтесь, как это делает ребенок, у которого отняли игрушку, как человек, желающий скрыть смех.

Пантомима

Представьте себя артистом пантомимы. Начните с легких привычных действий – вы на кухне разогреваете обед, причесываетесь, ловите на речке рыбу, собираете ягоды, а кругом – комары. Покажите свои действия с помощью пантомимы.

Оживший портрет

Каждый из участников получает репродукцию портрета. Задача – оживить картину, инсценировав изображенную ситуацию.

Ролевое обсуждение (по С.В. Ковалеву)

Участникам раздаются листы с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (философ, эрудит, дипломат, скептик и т. п.). Предмет обсуждения – любой, например, фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7—10 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли.

Игроки, роль которых не узнали, считаются не справившимися с заданием.

 

Инсценировка пословиц

Группам (по 3–5 человек) дается задание инсценировать известную пословицу. Если заранее, то с элементами костюмов, необходимыми предметами. Остальные отгадывают пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу» и др.

Музыкальная пауза

Представьте себе, что вы хор Советской Армии, детского сада, ветеранов труда, духовной семинарии. Исполните песню «В лесу родилась елочка» так, словно вы: африканские аборигены, индийские йоги, горцы Кавказа, оленеводы Чукотки.

Педагогический практикум «Импровизация»

Импровизация со словами

Как только вы услышите какое-то из перечисленных ниже слов, произнесите вслух предложение, в котором оно встречается: глупец; сахар; папка; камера; запись; деньги; раковина; путешествие; жидкость; ключ; сетка; программа; тигр; реальность.

Групповой рассказ (по С.В. Гиппиус)

Участники сочиняют рассказ, произнося друг за другом любые предложения: Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки. Близилась ночь. Упражнение способствует развитию навыков импровизации, а также тренировке фантазии. Совет: находите в вымышленном мире в течение всего упражнения; заставляйте себя волевыми усилиями видеть произносимые предложения и мгновенно переключаться на другую, новые.

Правда – неправда

Ведущий неожиданно задает вопросы, на которые участники должны не раздумывая дать ответы или как-то отреагировать.

Как здоровье Андрея Петровича? А вы откуда знаете?

Поэтому на ваших уроках мне всегда хочется смеяться?

Когда вы вернете мне книгу?

Вы отдаете себе отчет в том, чем это может кончиться?

Вы что, плохо себя чувствуете?

Может ли мне нравиться то, что вы говорите и делаете на уроках?

Как вам сегодняшняя погода?

Куда вы дели ваш новый портфель?

Что случилось с вашей собакой?

Где ваша замечательная улыбка?

Мгновенная реакция

Отреагируйте мгновенно на ситуацию при ограничении во времени и информации и объяснить себе и окружающим, на чем основывалась ваша реакция.

• Заканчивается урок и после того как вы спросили, есть ли вопросы, ученик с задней парты громко произносит: «Ну и скука у вас на уроках, вот у Татьяны Сергеевны было..»

• Ученики ждут вас у закрытых дверей класса. Когда вы подходите с ключом, один из мальчиков с невиннонаглым видом спрашивает: «А почему вы к самому звонку приходите, а иногда и опаздываете? Разве вам не надо подготовиться к уроку?

• Вы приступили к проведению урока, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы удивленно и вопросительно посмотрели на этого ученика, он заявляет: «Мне всегда весело смотреть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете урок».

• При выполнении самостоятельной работы в 7-м классе, когда стоит полная тишина, ученик громко мяукает. Смех.

• В самом начале урока ученик говорит вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

• Обращаясь в малознакомом классе к ученику, вы называете его «Саша», что почему-то вызывает смешки. Наконец, кто-то говорит: «Его Юрой зовут». Неловкая тишина.

• Учитель дает задание, но один из учеников говорит: «Я не хочу это делать!».

• Во время урока один из учеников неожиданно сообщает вам, что на прошлом уроке вы ошиблись при изложении нового материала и вы осознаете, что он прав. Класс с нетерпением ждет вашего ответа.

• Объясняя новый материал, вы замечаете, что один из учеников увлекся чтением какой-то книги под партой. Весь класс, кроме него, заметил, что вы видите, чем он занимается. Глаза детей с интересом устремлены на вас.

• Ученик говорит вам: «Я чувствую, что уроки, которые вы ведете, не дают мне новых знаний. Я вообще думаю бросить занятия по вашему предмету».

• В момент, когда вы ставите на уроке старую пластинку, чтобы прослушать необходимый материал, она заедает, бесконечно повторяя одну и ту же фразу. Класс начинает хохотать.

• Ученик сообщает: «Я снова забыл принести тетрадь».

• Первоклассник во время перемены с большой скоростью влетает вам в живот.

• Ученик говорит: «Мне не нравится то, что вы говорите на занятиях».

• Вы входите перед уроком в класс и обнаруживаете, что забыли план его проведения дома.

• Ученик, явно демонстрируя свое плохое отношение к своему соседу по парте, говорит: «Я не хочу сидеть (учиться) вместе с ним».

• Внезапно, прямо на уроке, вы обнаруживаете, что у вас недостаток в одежде (пятно от мела). Вы осознаете, что дети это давно видят и переговариваются.

• Вы отбираете у ученика дневник, а он со злостью говорит вам: «Дура!».

• В ходе урока внезапно открывается дверь и в класс ктото бросает котенка.

• Вы впервые заходите в класс и видите, что все ученики сидят на партах и в полной тишине «едят» вас глазами.

Театр

Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение, например, сказка «Репка», и выделяется группа, по численности равная количеству участвующих лиц. Им предлагается импровизировать, представляя в соответствующих образах то, что произошло после окончания этой сказки. Далее проводится ее обсуждение с участием и зрителей, и «актеров».

Спортивный экспромт

Придумайте новую эстафету для спортивных соревнований, в которой бы отражался сюжет русской народной сказки «Морозко», «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка»; предложите комплекс упражнений для регулировщиков дорожного движения, сторожей, дирижеров оркестра, проводников поездов.

Педагогический практикум «Имиджелогия в типичных ситуациях»

Самопрограммирование личности

Для реализации желаемого необходима определенная программа, которая с помощью подсознания позволит осуществить мечту.

Алгоритм проводимой работы над собой может быть следующим:

• Дайте себе команду «Сегодня на уроке я.»

• Отчетливо представьте себе внешние условия выполнения этой команды и всего того, что этому предшествует.

• Прочувствуйте свое внутреннее состояние.

• В яркой и отчетливой форме представьте положительный результат своей деятельности.

• Целесообразно представить и негативный результат невыполнения данной работы.

• Сложившиеся отрицательные моменты нужно проанализировать и найти выход из них.

• Необходимо подготовить себя к тому, чтобы не испытывать страха.

• Заключительная позитивная команда: «Когда я войду в класс, я …буду ощущать».

Это состояние обеспечивает программирование личности. Такое упражнение надо проделывать ежедневно. Оно позитивно воздействует на психику и развивает ее резервные возможности.

Оценка действий

Проанализируйте свои запланированные действия на уроке, использование методик, выделите положительное и отрицательное. Дайте целостный анализ урока (стадии и стиль общения, с учениками, решение неожиданно возникающих задач. Оцените свое состояние (свободно или скованно вы себя ощущаете на уроке), мобилизацию, коммуникативную атаку (особенно в начале урока).

Целесообразность, логика, последовательность, завершенность действий

Для выработки умения действовать естественно, органично и последовательно в ситуации общения с аудиторией проделайте следующее (по В. А. Кан-Калику): В воображаемом классе, откройте окно, напишите на доске число, пройдитесь между рядами, приготовьте необходимые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или журнал, выйдите из него.

Те же действия проделайте с быстрой сменой ритмов: быстро войдите, быстро пройдитесь по классу и т. д. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятельности.

Инсценировка действия

Сделайте замечание ученику (необходимо искать их различные варианты); поговорите с теми, кто не выполнил домашнее задание; обратите внимание на нарушителей дисциплины; прокомментируйте какую-либо отметку; отреагируйте на опоздавшего. Эти упражнения вырабатывают навыки постоянных, привычных педагогических действий. Овладение ими, превращение их в привычку создает ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения.

Мысленные сценарии

Перед уроком полезно продумать для себя ряд сценариев. Начните с самого идеального варианта – вообразите, что вы находитесь в отличной форме и все идет так, как вы задумали. Затем представьте сценарий урока, когда события развиваются близко к желаемому, но не полностью. Затем вообразите худший из возможных вариантов – вы потерпели полный провал. Обыгрывая все эти сценарии, вы подготавливаете себя к возможной неудаче, к возникновению определенных проблем. После того как вы рассмотрите все варианты, сконцентрируйте внимание на идеальном. Предоставьте себе возможность сыграть свою роль просто изумительно.

Меняйте контексты

Ваше общение может осуществляться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваше отношение должно строиться только на одной эмоциональной теплой ноте – открытости.

Встаньте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на свою интонацию. А теперь проиграйте сценку, в которой выразите порицание. Произнесите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным.

Задумайтесь: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношение с учениками? Напряженность часто несут не ваши слова, а сердитое лицо, сжатые руки, строгая интонация. Откажитесь от эмоционально-отрицательных несловесных средств общения с учениками.

Некоторые приемы

Далее приведены приемы, зафиксированные в работе артистичных учителей, помогающие снять неблагоприятное состояние ребенка, снизить психический накал (гиперактивности или безразличия) (по Ж.В. Вагановой).

Перефразирование мыслей и чувств ребенка – педагог объясняет ученику свое понимание того, что он говорит или чувствует. Например: ученик говорит – «Урок уже закончился!»; учитель – «Да, я тоже заметил(а), что сегодня наш урок длился дольше обычного» (реакция перефразирования на содержание сказанного). Ученик – «Я не согласен с отметкой, которую вы мне поставили!»; учитель – «Я вижу, что ты недоволен. Давай посмотрим твою работу вместе!» (реакция перефразирования на эмоциональное высказывание).

Зеркало – отражение высказываний ребенка путем повторения последней фразы с изменением порядка слов. Пример: ученик – «Я не хочу отвечать у доски!»; педагог – «У доски отвечать ты не хочешь».

Самораскрытие – педагог иллюстрирует на конкретном примере из своей жизни, как у него происходило развитие событий в ситуации, подобной той, в которой оказался ученик.

Педагог: «Ты не одинок в своих мыслях.», «Наверняка все образуется.», «У меня самого было что-то подобное..».

«Я-сообщение»» – тонкий прием педагогической оценки: «Я так переживала.», «Я не находила себе места.», «Я всегда очень.». Например, на опоздание ученика на урок реакция артистичного педагога может быть такой: «Я всегда волнуюсь и нервничаю, когда кто-то задерживается, – не случилось ли чего-нибудь».

Эмоциональный отклик – отражение в форме непосредственного переживания жизненных ситуаций. Встречаясь с негативными проявлениями на уроке, артистичный учитель бурно выражает свои чувства (удивление, негодование, тревогу, печаль). Например: «Ну и ну!», «Ах!», «Боже мой!», «Ух!», «Вот это да!», «Ой-ой-ой!» и т. д. При этом внешне эмоциональный отклик обязательно выражается в мимике и речи (интонации).

Игнорирование – фиксирование педагогом неблагоприятного состояния ребенка, но при этом внешнее игнорирование того, что происходит. Этот метод применяется с целью постепенного угасания накала состояния (обиды и т. д.) – ребенок сам подавляет свои переживания и включается в работу. Рисовка, театральность, стремление всячески обратить на себя внимание у некоторых детей благодаря игнорированию очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению. Например, дети пришли с урока физкультуры радостными и возбужденными. Педагог спокойно входит в класс и, понимая состояние учеников, делает вывод, что следует подождать с началом урока, – он открывает шкаф, как будто что-то ищет, или листает журнал. Таким образом, учитель своим кажущимся игнорированием оказывает воздействие на состояние класса (дети постепенно успокаиваются), изменяется их поведение (они готовы к началу урока).

Инструментовка права на свободный выбор – тонкое психологическое оформление воздействия педагога на детей, в котором подчеркивается их право на поведенческий выбор, но при этом раскрывается сущность сложившейся ситуации и указываются возможные последствия предстоящего решения. Учитель при этом говорит: «Ты имеешь право решать по-своему..», «Вы понимаете, что от вашего выбора зависит., и поэтому, когда будете решать.», «Какой бы ты ни сделал выбор – он твой, и в нем проявится твое отношение к окружающим.». Инструментовка чаще всего производится вербальными средствами – через слово, интонацию и стилистику речи. Но и жесты, пластика и мимика играют не последнюю роль в умении артистичного педагога дать право ребенку на свободный выбор.

Положительное подкрепление – самого разного рода воздействия педагога, вызывающие у детей удовлетворение от происшедшего. Артистичный учитель не боится применять большое количество положительных подкреплений; способы при этом разнообразны и всегда эмоционально окрашены: психологическое поглаживание, положительная оценка, изменение формы общения и др. В подкреплениях звучит признание достоинств ребенка как личности. Оно может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, ласковое выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, похвала), предметным (вручение подарка, приза, награды), действенным (протягивание руки, уступка).

Установление и поддержание личного контакта, тесной связи между педагогом и учеником. Виды контакта: физический (тактильный) – посредством прикосновения; визуальный – с помощью взгляда; вербальный – с использованием слов; пластический – выраженный жестом; предметно-действенный – когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания ребенка представляет визуальный контакт – открытый, естественный взгляд глаза в глаза, который устанавливается педагогом сразу же с каждым учеником. Простые фразы, подтверждающие наличие контакта, – «да-да», «так-так», «конечно», «действительно» и т. п., выражают интерес педагога к ученику.

Концентрация на положительном – ликвидации учителем негативного состояния ребенка, сосредоточение на позитивном и переориентация детского внимания на положительное. В результате ребенок учится саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними факторами, внутренним состоянием и формами поведения. Например, педагог вызывает ученика к доске, а тот не хочет идти отвечать. Стараясь определить причины, повлиявшие на возникновение страха и боязни, учитель задает вопросы: «Ты не выучил урок?» или «Тебе не хочется отвечать у доски?». Так педагог определяет, что явилось причиной возникновения переживаний (выход к доске, сложное задание, отметка, отношение одноклассников и т. д.). Артистичный педагог умеет повлиять на состояние ребенка так, чтобы уменьшить лишь внутренние переживания: «Никому не хочешь отвечать?.. Мне?», «Боишься получить плохую оценку? Хорошо, отвечай без отметки!». Затем происходит принятие учителем неблагоприятного состояния как собственного, педагог частично соглашается, разделяет переживания ребенка: «Не волнуйся, я тебе помогу», «Я бы тоже…». Понимая проблемы ученика, педагог не игнорирует его, а завоевывает доверие и получает возможность постепенно подвести его к изменениям в поведении. Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ликвидации ощущения дискомфорта и неблагополучия. Педагог обращается к ученику: «Это не сложное задание, ты с таким всегда справлялся!», «Ответь на вопрос письменно», «Хорошо, отвечай с места», «Ведь ты такой.».

Формирование привлекательного образа педагога в сознании детей. Вербальный образ – духовный портрет плана, складывающийся за счет лексики, стилистики, мелодики, темпоритма и общего строения речи. Для артистичного педагога главным является чистая артикуляция звука, ритмичность, богатство интонаций, разнообразный лексический состав и элементы художественной выразительности. Внешность учителя создается посредством взгляда, мышц лица, линии рта, движения бровей, а также дополняемый поворотом головы и манерой держать голову. Природные данные (пропорциональность, овал лица, цвет глаз и пр.), формирующие первое впечатление о педагоге, очень скоро отодвигаются на второй план, зато улыбка, блеск глаз, кивок, изгиб бровей – сохраняются в памяти отчетливо и надолго.

Жесты, осанка, мелодика, темпоритм движений, а также позы являются важным элементом педагогического артистизма. Цветовой образ – гармоничное сочетание красок в костюме педагога, а также различные аксессуары, способные создавать положительное впечатление о педагоге.

Обращение – один из главных способов установления личного контакта. В работе артистичных педагогов часто встречаются удачно найденные, оригинальные формы обращений («чудики», «милые мои», «маковки», «гаврики», «други мои» и пр.), снимающие напряженность, рождающие доверие ребенка. В них важны лексическая и интонационная стороны, мимика и другие факторы.

Пауза – прием прерывания речи в общении с ребенком. Пауза хорошо действует в первые минуты знакомства педагога с детьми и в течение всего первоначального этапа работы с ними. Она обычно дополняется мимическим удивлением. Учащиеся очень тонко реагируют на паузу, сразу осознают смысл происходящего.

Шутка – эффективный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные отношения педагога с учениками. Артистичный педагог с помощью шутки отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.

Этическая защита педагога от грубостей или оскорблений ученика, от некорректного, возможно, объяснимого возрастом и недостатком опыта, поведения выполняет такие функции, как ограждение личности педагога; показ ребенку иного образа поведения в данной ситуации; предоставление возможности укрепления взаимоотношений с учителем. Классическим примером этической защиты является случай, приведенный С.Л. Соловейчиком: сын сказал маме – «А ты – собака!» Не приняв прозвучавшего смысла, мать отреагировала так: «А ты. ты – зайчик!» – предложив ребенку игру. В данном примере происходит игнорирование оскорбительных слов, предоставление ребенку шанса достойно выйти из сложившейся ситуации. Приемов этической защиты педагога существует много, их обеспечивают речь (голос, интонация, темпоритм, эмоциональная окраска и т. д.), мимика, жестикуляция, социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение и т. д.), управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция).

Практикум «Создаю себя сам»

Выявив в процессе самодиагностики свои проблемы для их решения вы можете пригласить специалиста в области педагогической или социальной психологии, можно начать самому преодолевать личностные проблемы, влияющие на эффективность деятельности и тем самым создавать тот имидж педагога или руководителя-лидера, к которому вы стремитесь.

Умение говорить и слушать

Тест поможет определить ваше умение слушать. Варианты ответов:

почти всегда – 2 балла;

в большинстве случаев – 4 балла;

иногда – 6 баллов;

редко – 8 баллов;

почти никогда – 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы завершить беседу в тех случаях, когда ее тема (а то и собеседник) вам неинтересны?

2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?

5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняются ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?

Если в итоге вы набрали сумму более 60 баллов, то вы очень хороший слушатель и чем больше у вас баллов, тем лучше у вас развито умение слушать.

 

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Для чего, на ваш взгляд, необходима диагностика педагогического имиджа учителя? Приведите свои утверждающие и опровергающие аргументы.

2. Какие из основных функций диагностики педагогического имиджа (оценка результативности, воспитательно-побуждающая, конструктивная, информативная, прогностическая), на ваш взгляд, являются необходимыми для современного учителя. Свой ответ обоснуйте.

3. Назовите известные вам методики изучения психолого-педагогической имиджелогии и составляющие педагогического имиджа учителя.

4. Пользуясь приведенными методиками психолого-педагогической диагностики, попробуйте самостоятельно провести изучение имиджа известных вам учителей в художественной литературе, в вузовской и школьной практике.

 

Литература

 

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.

Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью: Практическая психология для учителя. Мн., 2000.

Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2002.

Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

Иванов Ю.М. Психологический лечебник. М., 1999.

Козлов Н.И. Формула личности. СПб., 1999.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб., 2001.

Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М., 2001.

Лем П. CRETIVE или как создать себя и изменить окружающих. М., 2001.

Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокофьев и др. Мн., 1987.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб. – метод. пособие. М., 2001.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

РеанАА. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., 1999.

Реан АА. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб., 2001.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. М., 1998.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Ч. 2: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. Мн., 1998.

Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб., 2002.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб., 2001.

Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика: коррекция и развитие личности. М., 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.