КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нейрофизиологические аспекты речи
Речь – специфическая особенность человека, которая возникла в результате длительного культурно-исторического развития. Язык – это система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, руководят поведением друг друга. Он возник в результате общения людей. Язык неразрывно связан с сознанием. Большинство наших знаний о нейрофизиологии речи основано на клинических наблюдениях, когда сравнивались прижизненные нарушения речи с патологическими изменениями мозга, обнаруженными патологоанатомами. Интересные результаты получены во время нейрохирургических операций при электрическом воздействии на головной мозг бодрствующих больных, при изучении больных с «расщепленным мозгом». Установлено, что речь осуществляется при взаимодействии различных зон коры большого мозга, в том числе вторичных, третичных и ассоциативных лобных и теменно-височных долей мозга, составляющих единую функциональную систему. Центры речи В XIX веке Брока впервые обнаружил, что левостороннее поражение нижних отделов нижней лобной извилины приводит к утрате речи (афазии): больные понимали обращенные к ним слова, но отвечали неуверенно и очень кратко («телеграфная речь»). Такая афазия названа моторной, а область мозга в районе нижней лобной извилины (рядом с двигательной зоной коры), названа центром речи Брока. Вскоре Вернике описал другой тип афазии, характеризующийся нарушениями понимания речи при сохранении в основном ее моторной функции. Такая сенсорная афазия, когда больные не понимают обращенную к ним речь, связана с поражением задней части левой верхней височной извилины (рядом со слуховой зоной). Установлено в настоящее время, что центры речи расположены в одном (чаще левом) полушарии, а зоны коры, обеспечивающие артикуляцию (произнесение слов) - в обоих полушариях. На ударения, интонацию речи, видимо, влияет правое полушарие. При поражении зоны Вернике нарушается подбор слов и возникает дефицит информации, необходимой для формирования речи. При поражении центра Брока утрачивается сама способность складывать фразы из слов. Если повреждены обе зоны – и Брока, и Вернике (обе они снабжаются кровью средней мозговой артерии) – возникает полная афазия, при которой страдает и образование речи, и ее восприятие. При повреждении зон, расположенных рядом с зоной Брока, больные не могут дать развернутый ответ, написать сочинение на заданную тему в результате нарушения регуляции произвольной деятельности (в том числе, речи). При поражении теменно-затылочных областей левого полушария возникают трудности при чтении. Афазия как результат постепенного (при атеросклерозе) или внезапного (при инсульте) поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. У ребенка, уже умеющего говорить, поражение речевой области левого полушария приводит к полной афазии. Однако примерно через год речь восстанавливается в связи с перемещением этой зоны в правое полушарие. Такая передача речевого доминирования возможна только до десятилетнего возраста. Позже способность к формированию центра речи в любом полушарии необратимо утрачивается. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Рефлекторная теория И.М. Сеченова - И.П. Павлова. 2. Значение безусловных рефлексов, инстинктов и условных рефлексов. 3. Образование условных рефлексов. 4. Виды торможения условных рефлексов. 5. Принципы условно-рефлекторной деятельности больших полушарий. 6. Понятие о динамическом стереотипе. 7. Понятие о взаимной и последовательной индукции. 9. Значение I и II сигнальных систем. 10. Значение второй сигнальной системы. 11 Типы высшей нервной деятельности. 12. Физиологические основы интегративных функций ЦНС: памяти, сна, сознания, речи.
Задание №1. Выберите одно правильное утверждение 1. Принцип ВНД, определяющий строгую причинную обусловленность рефлекторных реакций: A) структурности B) детерминизма C) анализа и синтеза D) определенности 2. Торможение, развивающееся в результате неподкрепления условного раздражителя безусловным раздражителем: A) внешнее B) запаздывающее C) дифференцировочное D) угасательное 3. Возникновение процесса торможения вокруг очага возбуждения называется: A) последовательной индукцией B) положительной индукцией C) отрицательной индукцией D) обратной индукцией 4. Возникновение процесса возбуждения вокруг очага торможения называется: A) последовательной индукцией B) положительной индукцией C) отрицательной индукцией D) обратной индукцией 5. Рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря деятельности нейронов: A) затылочной области B) височной области C) лобной области D) теменной области 6. Холерик - это: A) сильный, уравновешенный, подвижный тип B) сильный, уравновешенный, инертный тип C) сильный, неуравновешенный, инертный тип D) сильный, неуравновешенный, подвижный тип 7. Флегматик - это: A) сильный, уравновешенный, подвижный тип B) слабый неуравновешенный, инертный тип C) слабый, неуравновешенный, подвижный тип D) сильный, уравновешенный, инертный тип 8. Память, связанная с удержанием информации в течение нескольких часов: A) образная B) логически-смысловая C) оперативная D) условно-рефлекторная 9. Прекращение кровоснабжения мозга приводит к исчезновению его электрической активности через: A) 1 минуту B) 5 минут C) 15 секунд D) 30 секунд 10. В осуществлении безусловных рефлексов ведущая роль не принадлежит: A) базальным ядрам больших полушарий B) стволу головного мозга C) рефлекторным центрам спинного мозга D) коре больших полушарий
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ Тестовое задание №1: 1-B, 2-D, 3-C, 4-B, 5-C, 6-D, 7-D, 8-C, 9-C, 10-C.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 4930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |