КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет и оценка уровня загрязнения почв вдоль автодорог
7 1. Методика расчета При работе ДВС автомобилей образуются "условно твердые" выбросы, состоящие из аэрозольных и пылевидных частиц. В наибольших количествах выбрасываются соединения свинца и сажа. При интенсивности движения более 40 тыс. авт./сутки существенными становятся выбросы кадмия и цинка. Наибольшую опасность для биосферы представляет накопление в почве соединений свинца, что обусловлено высокой доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека. Выбросы соединений свинца происходят при работе ДВС автомобилей на этилированном бензине (в бензине марок А-76 и АИ-93 содержится, соответственно, 0,17 г/кг и 0,37 г/кг соединений свинца). Около 20% общего количества свинца разносится с отработавшими газами в виде аэрозолей, а 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водорастворимых соединений на поверхности прилегающих к дороге земель. Они накапливаются в почве на глубине пахотного слоя или фильтрации воды атмосферных осадков вдоль автодорог. Оценку загрязнения придорожных земель выбросами свинца и выбор защитных мероприятий по уменьшению ширины их распространения следует вести на основе расчета уровня загрязнения поверхностного слоя почвы (УЗП) по следующей методике [ 8 ]. 1. Определяют мощность эмиссии свинца Рэ , мг/м×сут., при среднесуточной интенсивности движения за расчетный период по формуле Рэ = Кп×mp× Кт× Ко(åGi×Pi×Ni), (7.1) где Кп = 0,74 – коэффициент пересчета; mp – коэффициент, учитывающий дорожные условия, принимается по рис. 7.1; Кт = 0,8 – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твердых частиц в общем объеме выбросов; kо = 0,8 – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов автомобиля; Gi – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа автомобилей (см. табл. 4.1), л/км; Ni – среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного типа, авт./сут. ,Р i – содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг. Рис. 7.1. Зависимость коэффициента mp от средней скорости транспортного потока V 2. Рассчитывают величину отложения свинца на поверхности земли Рп , мг/м2, по формуле Рэ = (0,4 К l × j × Tр× Pэ) + F, (7.2) где К l – коэффициент, учитывающий расстояние l, м, от края проезжей части, принимается по табл. 7.1; j – коэффициент, зависящий от силы и направления ветра, принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне, к общей ее площади; Тр – расчетный срок эксплуатации автодороги в сутках, принимается равным 7300 суток, что соответствует 20–летнему перспективному сроку, F – фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м2. Примечание. Поскольку на автодорогах 1 категории транспорт разделен на два потока, противоположных по направлению движения и отделенных друг от друга разделительной полосой шириной не менее 5 м, расчет следует вести отдельно для каждой проезжей части (направления) для интенсивности движения равной половине общей, т.е. сначала определяют эмиссию свинца от транспортного потока каждого направления. Затем рассчитывают величину Рп (1) на заданном расстоянии l от края проезжей части ближайшего к расчетной точке А потока (направления) движения по формуле (7.2). После этого рассчитывают величину Рп (2) в точке А от потока движения противоположного направления, увеличив расстояние l в формуле (7.2) на ширину проезжей части одного направления плюс 5 м. Итоговой величиной отложения свинца в точке А от транспортных потоков обоих направлений является сумма величин Рп (1) и Рп (2). 3. Рассчитывают УЗП свинцом Рс , мг/кг, на различном расстоянии от края проезжей части автодороги по формуле Рс = Pп/(h× r), (7.3) где h – толщина почвенного слоя, м, в котором распределяются выбросы свинца (принимается на пахотных землях равной 0,2 м, на остальных видах угодий (в том числе и на целине) – 0,1 м), r – плотность почвы, кг/м3. 4. Полученные расчетные значения величины pc и их изменение от расстояния до края проезжей части l необходимо представить в графической форме (см. рис. 4.2) и сопоставить с ПДК свинца в почве по общеcанитарному показателю, равному 32 мг/кг. 5. При необходимости уменьшения ширины загрязнения придорожной полосы свинцом следует предусматривать защитные мероприятия, аналогичные c рассмотренными в подразделе 4.4. Учет эффективности защитных сооружении по снижению УЗП свинцом следует производить по табл. 4.5. 7.2. Задание на расчет Задание № 7.2.1. Выполнить расчет и оценку уровня загрязнения придорожных земель выбросами свинца по исходным данным табл. 7.2 и выбрать защитные мероприятия по уменьшению ширины их распространения в условиях: 1) реконструкции дороги III категории по нормативам I категории; 2) в случае отказа от реконструкции. Расчетный период эксплуатации автодороги 20 лет (7300 суток); исходя из розы ветров, коэффициент j = 0,7; фоновое загрязнение отсутствует; тип земель – пахота с параметрами h = 0,2 м и r = 1600 кг/м3; шифры типов автомобилей в транспортном потоке соответствуют обозначениям табл. 4.1. Средняя интенсивность движения в расчетный период Na, авт./сут.; средняя скорость движения транспортного потока в варианте отказа от реконструкций V1, км/ч, то же после реконструкции – V2, км/ч. Легковые автомобили используют бензин АИ-93, а грузовые (карбюраторные) – А-76. Селъхозугодья начинаются на расстоянии 50 м от внешней кромки проезжей части автодороги, а ширина проезжей части одного направления автодороги I категории составляет 11,25 м.
7.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результата расчета Перед началом выполнения задания студент должен внимательно изучить методику расчета и оценки УЗП свинцом, а также задание № 7.2.1, изложенные в подразделах 7.1 и 7.2. После этого он выполняет расчеты величины УЗП свинцом на расстояниях от внешней кромки проезжей части автодороги, указанных в табл. 7.1, используя формулы (7.1...7.3). При этом в расчетах, связанных с вариантом реконструкции автодороги по нормативам I категории, необходимо принять во внимание рекомендации примечания подраздела 7.1. Итоговые результаты расчета как для варианта реконструкции автодороги, так и в случае отказа от него необходимо представить графически (см. рис. 4.2) в координатах Pc и l и сопоставить с ПДК свинца в почве. С помощью построенного графика студент определяет ширину полосы от кромки проезжей части автодороги, в которой превышен ПДК, для обоих вариантов и делает вывод о влиянии реконструкции автодороги на этот экологический показатель. Если ширина полосы опасного УЗП пересекает границу сельхозугодий, следует предусмотреть защитные мероприятия, экологическую эффективность которых студент должен оценить по табл. 4.5, и полученные результаты нанести на итоговый график. 7.4. Инженерные решения по результатам расчета На первом этапе принятия инженерных решений по результатам расчета студент проверяет экологическую обоснованность проведения реконструкции автодороги по нормативам I категории и в случае ухудшения показателя УЗП в придорожной полосе предлагает от нее отказаться. На втором этапе, если установлена необходимость уменьшения ширины загрязнения придорожной полосы свинцом, студент должен предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке. Перечень защитных мероприятий в табл. 4.5 составлен в порядке возрастания приведенных расходов на возведение и содержание объектов природоохранного назначения. Студент должен стремиться к достижению безопасного УЗП в расчетной точке на границе сельхозутодий, но с наименьшими затратами. В итоговом заключении студент делает выводы по результатам расчета и оценки УЗП свинцом как для случая реконструкции автодороги, так и в случае отказа от нее. При реконструкции автодороги он дает перечень защитных мероприятий, обеспечивающих безопасный УЗП свинцом.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 4363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |