КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет и оценка транспортного шума в жилой зоне
8.1. Методика расчета Доминирующими источниками внешнего шума в населенных пунктах являются транспортные потоки и железнодорожные поезда. Ожидаемый уровень звука в расчетной точке, обусловленный шумом транспортных потоков, рассчитывают по следующей методике. 1. Пропускную способность, авт./ч, одной полосы движения транспортной магистрали [ 13 ] определяют по формуле
где N пр – максимальное число приведенных. транспортных средств (легковых автомобилей), которое может быть пропущено в течение 1 ч по одной полосе движения в одном направлении, автомашин; V – установившаяся скорость движения, км/ч. 2. Пропускную способность транспортной магистрали (автомашин в 1 ч) [ 13 ] определяют как N = (N пр× Кn)/(1 +1,8 К), (8.2) где n – число полос движения; Кn – коэффициент многополосности (К1 = 1; К2 = 1,9; К3 = 2,7; К4 = 3,5; К5= 4,3; K6 = 5; К7 = 5,7; К8 = 6,4); К – доля грузового и общественного транспорта в потоке. 3. Расчетный эквивалентный уровень звука автотранспортного потока, дБА, находят по формуле L экв = L’ А7 +åD Аi, (8.3) где L’ А7 – эквивалентный уровень звука на расстояний 7,5 м от оси ближней полосы движения транспорта на высоте 1,2 м от поверхности проезжей части для стандартных условий, дБА; D Аi – поправка на отличие от стандартных условий. Расчетное значение шумовой характеристики автотранспортного потока при стандартных условиях представлено в табл. 8.1. Значения поправок D Аi на отличие стандартных условий от заданных представлены в табл. 8.2...8.5.
4. Эквивалентный уровень звука, дБА, в расчетной точке на улице определяют по формуле где L экв – эквивалентный уровень звука на расстоянии r 0= 7,5м от оси ближней полосы движения транспорта, дБА; r 0 – принимается равным 7,5 м; K ’ – коэффициент, учитывающий снижение шума за cчет характера поверхности земли (для грунта с травой К ’ = 1,1; для снежной поверхности К ’ = 0,9); R – расстояние до расчетной точки, м. 5. Эквивалентный уровень звука в квартире с открытой форточкой, расположенной вблизи расчетной точки, принимают на 10 дБА ниже, чем на улице. 6. Вычисляют эквивалентный уровень звука, дБА, в расчетной точке вне помещения L тер, а затем внутри последнего L помс учетом снижения шума экранами и полосами зеленых насаждений по формуле; где L тер – снижение шума различными препятствиями (экранирующие сооружения, зеленые насаждения), дБА /берут из табл. 8.6 или рассчитывают по формуле (8.7)/; j – количество препятствий между источником шума и расчетной точкой. Снижение уровней шума экранами D L экр определяют следующим образом. По табл. 8.7 находят величину снижения шума экраном бесконечной длины D L экр b в дБА, предварительно рассчитав разность длин путей прохождения звукового луча d при наличии и отсутствии экрана. Величину d, м, рассчитывают по формуле d = (a + в) – с, (8.6) где а - кратчайшее расстояние между геометрическим центром источника шума и верхней кромкой экрана, м; в - кратчайшее расстояние между расчетной точкой и верхней кромкой экрана, м; с - кратчайшее расстояние между геометрическим центром источника шума и расчетной точкой, м. Величину снижения уровня звука экраном конечной длины определяют по формуле D L экр = D L экр a +Dg, (8.7) где D L экр a – меньшая из величин D L экр a1 и D L экр a2 в дБА, определяемая по табл. 8.8; Dg – поправка в дБА, определяемая по табл. 8.9. Примечание. В зимнее время из-за отсутствия листьев снижение шума полосами зеленых насаждений следует уменьшить в 1,5 раза. Для выполнения дальнейших расчетов по экрану вычерчивают в произвольном масштабе принципиальную схему расположения в плане источника шума, экрана и расчетной точки. Затем опускают перпендикуляр из расчетной точки на экран и соединяют расчетную точку с концами экрана. После этого определяют углы a1 и a2 между перпендикуляром и линиями, соединяющими концы экрана с расчетной точкой (детально см. подраздел 8.3), Таблица 8.9. Величина поправки в дБА, определяемая в зависимости от разности величин D L экр a1 и D L экр a 2 7. Определяют шумовую характеристику потоков железнодорожных поездов L экв в дБА на расстоянии 7,5 м от оси колеи, ближней к расчетной точке по табл. 8.10 с поправкой по табл. 8.11. 8. При движении поездов различных типов шумовую характеристику железнодорожного потока, дБА, вычисляют суммированием (по энергии) эквивалентных уровней звука, определенных для каждого типа поезда, по формуле L сум = 10 lg (8.8)
где L i – уровень звука i -го источника шума, дБА;n – количество источников шума. 9. Определяют эквивалентный уровень шума в расчетной точке на улице и в квартире с открытой форточкой по формуле (8.4). 10. Рассчитывают эквивалентный шум железнодорожного потока в расчетной точке вне и внутри помещения о учетом снижения шума экранами и полосами зеленых насаждений по формуле (8.5). И. Определяют ожидаемый уровень звука в дБА а расчетных точках вне и внутри помещения от суммарного воздействия железнодорожного и автомобильного транспорта по формуле (8.8). 12. Оценивают требуемое снижение уровней звука в дБА в расчетной точке L тр.тер. и L тр.пом. на территории вне или внутри помещения по формуле L тр.тер. (пом) = L тер.(пом) – L доп.тер. (пом), (8.9) где L тер.(пом) – рассчитанный уровень звука в расчетной точке вне или внутри помещения, дБА L доп.тер. (пом) – допустимый (нормативный) уровень звука в дБА на территории или в помещениях рассматриваемого объекта. В РФ согласно СНиП II-12-77 [ 4 ] наибольший допускаемый уровень звука на территории больниц, санаториев, непосредственно прилегающей к их зданиям, установлен в 35 дБА; на территории, непосредственно прилегающей к жилой застройке, – 45 дБА; в жилых помещениях – 30 дБА; на территории сложившейся жилой застройки допускается принимать 55 дБА. 13. В том случае, если уровень звука в помещении превышает допустимое значение, следует выбрать по табл. 8.12 конструкцию окна с улучшенной звукоизолирующей способностью. В этом случае уровень звука L пом , дБА, в помещениях защищаемого от шума объекта определяют по формуле L пом = L тер – D L ок , (8.10) где L тер – эквивалентный уровень шума в расчетной точке территорий вне помещения, дБА; D L ок – снижение уровня шума конструкцией окна (см. табл. 8.12), дБА. Таблица 8.12. Снижение уровня шума конструкцией окна, защищаемого от шума объекта 8.2. Задание на расчет Задание № 8.2.1. Рассчитать и оценить эквивалентный уровень звука на площадке перед домом и в комнатах первого этажа при окнах с открытой форточкой для летних и зимних условий по данным табл. 8.13 и 8.14. Шум создается потоками автомобильного и железнодорожного транспорта. Автомобильная и железная дороги параллельны друг другу и располагаются по одну сторону от расчетной точки на расстоянии от последней, соответственно, R1 и R4. Вдоль каждой из них со стороны расчетной точки посажена i -рядная полоса зеленых насаждений. На расстоянии R2 от автомобильной дороги с n полосами движения установлен шумозащитный экран высотой h и длиной R3таким образом, что расчетная точка расположена напротив середины экрана. Скорость движения автотранспортного потока V, км/ч; количество грузового и общественного транспорта в потоке К, %; продольный уклон магистрали m ,‰; отношение ширины улицы к сумме высот застройки К1. Интенсивность и скорость движения пассажирских поездов, соответственно, составляют m1 , пар/ч и V1, км/ч; электропоездов m2, пар/ч и V2, км/ч; грузовых поездов m3, пар/ч и V3 км/ч. Пространство между расчетной точкой и магистралями имеет травяной покров летом и снежный – зимой. Выбрать конструкцию окна жилого помещения, чтобы уровень звука в нем не превышал допустимого значения. Итоговые результаты расчета изобразить в виде гистограммы. 8.3. Методические указания по выполнению задания и анализу результатов расчета Вначале студент изучает подраздел 5.7.1 учебного пособия [ 3 ], а затем знакомится со всеми подразделами данного раздела и особенно с заданием № 8.2.1. Выполнение данного задания он начинает с изображения расчетной схемы взаимного расположения транспортных магистралей, полос зеленых насаждений, экранирующих сооружений и расчетной точки, выполненной в произвольном масштабе (рис. 8.1). Затем, используя эту расчетную схему, формулы (8.1...8.10) и данные табл. 8.1...8.14, студент определяет ожидаемые уровни звукового давления в расчетных точках вне и внутри помещения и сравнивает их с допустимыми значениями. После этого он выбирает направления по борьбе с шумом транспортных потоков в соответствии с рекомендациями подраздела 8.1 и рис. 8.2, а также табл. 8.6 и 8.12. При этом студент рекомендует необходимую ширину полосы зеленых насаждений между магистралями и защищаемым от шума объектом и конструкцию окон в помещениях последнего, а также размер экрана. При расчетах ему следует учесть, что в зимнее время эффективность полос зеленых насаждений снижается в 1,5 раза. Рассчитанные, допустимые и ожидаемые после проведения противошумных мероприятий уровни звукового давления в расчетных точках студент изображает в виде гистограммы (рис. 8.3). Рис. 8.3. Гистограмма результатов расчета по транспортному шуму: 1 и 2 - шумовая характеристика, соответственно, автомобильной и железной дороги; 3 и 4 – рассчитанные уровни звука в РТ вне и внутри помещения зимой; 5 и 6 – то же летом; 7 и 8 – ожидаемые (после проведения противошумных мероприятий) уровни звука в РТ вне и внутри помещения зимой; 9 и 10 – то же летом 8.4. Инженерные решения по результатам расчета Борьба с шумом ведется по четырем направлениям: 1) техническому - снижение шума в источнике его возникновения; 2) административно-организационному – снижение шума путем регламентации по месту, времени и качественному составу движения транспортных потоков; 3) градостроительному (архитектурно-планировочному) – снижение шума на пути его распространения в городской среде; 4) строительному (объемно-конструктивному) – снижение шума на объекте защиты путем увеличения звукоизолирующей способности наружных ограждений, изменению объемно-планировочных решений самого объекта и т.п. Критерием выбора конкретного способа борьбы с шумом является минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию защитного объекта, достигнутый без снижения пропускной способности дороги. Для защиты от транспортного шума широко применяют экраны, размещаемые между источниками шума и защищаемыми от шума объектами. В качестве экранирующих сооружений используют специальные конструкции, а также земляные насыпи, откосы выемок, здания нежилого назначения, специальные шумозащитные здания и т.п. В общем случае между источниками шума и расчетной точкой могут находиться различные препятствия (экранирующие сооружения, жилые дотла, зеленые насаждения), влияние которых последовательно учитывают, а затем суммируют, Значительное влияние на снижение транспортного шума оказывают полосы зеленых насаждений. Правильно выполненная шумозащитная полоса состоит из деревьев, посаженных на таких расстояниях, чтобы их кроны были плотно сомкнуты, и из посадок кустов, которые полностью закрывают пространство под кронами деревьев. В итоговом заключении студент приводит основные выводы, базирующиеся на составленной им гистограмме (пример ее оформления см. на рис. 8.3) и рекомендует способы защиты от транспортного шума, которые следует применить в первую очередь и к чему это приведет при их внедрении.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 4444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |