Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция понятия «идеология» и ее современное значение




Понятие "идеология" имеет несколько смысловых значений:

• идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;

• идеология (как явление общественной жизни) – понятие, обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций.

В научный оборот термин «идеология» ввёл Антуан Дестют де Траси в начале 19в. С его точки зрения, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя в реальном мире и изменяет его.

Уже в первой половине XIX века кристаллизируется новое понимание идеологии как некой совокупности общественно-политических идей, которые противостоят друг другу, и взаимодействую между собой в борьбе за умы и сердца людей. Идеология постепенно трансформируется в объект исследования.

К. Маркс отождествлял идеологию с «иллюзорным сознанием», иллюзорным представлением о реальности, которое зависит от социального положения индивида. Восприятие социальной реальности отличается у представителей различных классов (например, у буржуазии или пролетариата), что и обуславливает «иллюзорность» восприятия социальной реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя.

Идеология в марксизме – некая теоретически оформленная совокупность идей, которая выражает интересы конкретных социальных групп населения и способна влиять на массовое поведение. К идеологическим формам сознания К. Маркс и Ф. Энгельс относили философию, религию, право, мораль, эстетику. Согласно марксизму смерть идеологии как некой иллюзии реальности возможна только в коммунистическом обществе, где воцарится всеобщее равенство, исчезнут классовые и национальные противоречия и не будет оснований для столкновения различных общественных интересов.

Манхейм (двадцатые годы ХХ в.) противопоставляет интересы господствующего и угнетаемого классов. Под идеологией он понимает социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве государства и общества. Идеологии противопоставляется утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности, которая воплощает и охраняет идеологию. В целом, с точки зрения Манхейма, идеология – определенная система идей, которые в определённой степени являются искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам ее носителя, воплощают в себе особенности структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества, эпох.

В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что возрастающее влияние науки приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. На фоне стремительного развития технологий материального производства, по мнению сторонников «деидеологизации», приоритет получают «объективные» факторы жизнедеятельности человека: информация, природные ресурсы, экология и т.д. На этом фоне политические концепции приобретают второстепенный характер. Однако именно в этот период значимым фактором общественно-политической жизни становятся новые политические идеологии, претендующие на доминирование в мире. Например, доктрина «общечеловеческих ценностей», призванная примирить конфликтующие государства, социальные группы на принципах гуманизма и человеколюбия.

Таким образом, термин «идеология» как форма мировоззренческого опыта людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.