КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Издательской продукции
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В системе планово-статистического учета Издательское проектирование
Издательский проект — сложное, многоплановое явление социальной и экономико-хозяйственной природы. В его составе выделяют планово-статистическую составляющую, обращенную к выполнению тематического плана издательства, физическую составляющую, связанную с расходом полиграфических материалов, экономико-хозяйственную и социально-коммуникативную компоненты. Планово-статистическая составляющая издательского проекта формирует объемные запасы рукописей авторских произведений, единицей измерения которых считается учетно-издательский лист. Планово-статистические показатели издательского проекта используются при расчете параметров нормозаданий работникам издательства, а также в тематическом планировании. Физическая составляющая издательского проекта влияет на формирование расходов бумаги и других полиграфических материалов. В бизнес-плане издательства она измеряется в физических печатных листах. Экономико-хозяйственная компонента участвует в образовании показателей финансово-хозяйственной деятельности издательского предприятия (формирование основных и оборотных средств, балансовой прибыли и т.д.) и измеряется в денежном эквиваленте — в рублях. Б.С. Есенькин и А.Ф. Коган, характеризуя наполнение финансового раздела бизнес-плана, отмечают, что эта компонента «должна содержать расчет чистой стоимости (имущества) фирмы, рентабельности, нормы безубыточности и ряд других финансовых показателей». Социально-коммуникативная компонента издательского проекта обращена к одноименной социально-коммуникативной функции книжного издания в системе национальной и общечеловеческой культуры. Издательский проект, как экономико-хозяйственное явление, получает в издательстве соответствующее документарное оформление, состав которого определяется в зависимости от специфики внутреннего документооборота, принятого на данном предприятии. В некоторых издательствах на стадии планирования издательского проекта оформляется журнал ведения проекта (в электронном варианте либо на бумажном носителе).
Глава 6
Управление качеством издательской продукции для предприятия является важнейшим фактором улучшения потребительских свойств выпускаемых изданий и повышения их конкурентоспособности на книжном рынке. Улучшение потребительских свойств книги подразумевает достаточно широкий набор действий и обширный спектр охвата предметной области воздействия на объект книги. Это издательско-полиграфическая форма книги, включая тип переплета, обложку, качество бумаги, способ печати, наличие иллюстраций, вид гарнитуры и т.д., а также особенности ее редакционно-издательской подготовки. Значимость того или иного признака в оценке издания его потребителем, в конечном счете, будет определяться культурно-социальной принадлежностью читателя, вследствие чего приоритет одного параметра над другим выявить достаточно сложно. Воздействие издательского предприятия на качество своей продукции должно носить системный характер. Снижение интенсивности государственного контроля над издательским делом отдает первенство созданию внутрииздательских систем контроля качества издательской продукции. Управлением качеством называются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Отличительной чертой проведения мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции на издательском предприятии является совмещение их с повышением эффективности работы издательства по целому ряду направлений. Среди них можно назвать совершенствование системы планирования, внедрение новой техники и технологий, ускорения темпов роста производительности труда, активная рекламно-маркетинговая политика и т.п. В советское время работа по повышению качества издательской продукции носила более централизованный характер и была подчинена комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП). Она являлась частью плановых мероприятий издательского предприятия, и в качестве своих целей ставила; 1. Сокращение сроков разработки и освоения производства новой и модернизации выпускаемой продукции, повышения ее технического уровня и качества. 2. Непосредственное повышение эффективности производства продукции на самом предприятии за счет более рационального использования производственных фондов, финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Важнейшее значение в системе управления качеством продукции в советском издательском деле придавалось принятию нормативных документов — стандартов издательского дела, аттестации сотрудников и производств, работе по повышению квалификации кадров. Наиболее действенной частью системы управления качеством издательской продукции оказались внутри издательские стандарты оценки качества труда. Среди критериев этих стандартов, применяемых для оценки труда издательских работников, наибольшее значение получили: • досрочное и качественное выполнение графиков сдачи рукописей, заданий и поручений; • досрочное выполнение тематических планов (за месяц, квартал, год) и планов сдачи рукописей в производство; • сокращение количества корректур; • сокращение объема издания; • экономия бумаги за счет рационального подбора шрифтов, макетов и т.д.; • перевыполнение действующих норм выработки; • обнаружение и предупреждение ошибок в смежных подразделениях издательства. В последнее время был принят курс на создание внутрифирменных систем надзора за качеством продукции, выстраиваемых на основе нормативных документов ISO (International Organization Standarti-zation). Отличительной особенностью стандарта ISO 9000, принятого в 1987 г., являлось то, что он не внес ничего нового в систему критериев качества, но предусматривал создание эффективной системы самоконтроля на предприятии. Стандарты ISO предусматривают следующие требования к системе управления качеством продукции: • ответственность руководства (политика в сфере качества, организация, контроль системы обеспечения качества); • наличие системы обеспечения качества; • надзор за договорной деятельностью; • управление проектированием (общие положения, планирование и развитие производства, предпосылки проектирования, изменения); • управление производственным процессом (общие положения, специальные процессы); • контрольные испытания (испытания при поступлении, промежуточные проверки, документация). Из теории менеджмента известно о трех типах организационно-производственного контроля: Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. В организациях предварительный контроль применяется по отношению к трудовым (за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации), материальным (контроль за качеством сырья) и финансовым ресурсам (сколько и каких средств потребуется организации).
В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический контроль и терапевтический. Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения определенных работ и заключается в контролировании руководителем действий подчиненных, позволяет исключить отклонения от намеченных планов. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Заключительный контроль проводится уже после выполнения конкретных работ и заданий. Его цель — помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после выполнения работы (при текущем — в процессе ее выполнения). Необходимость в проведении мероприятий по контролю качества издательской продукции возникает по причине целого ряда факторов, среди которых: срыв утвержденных или согласованных сроков сдачи рукописей или других материалов в набор, печать, редакцию, отдел; несоблюдение установленных сроков или невыполнение заданий и распоряжений руководства издательства; несвоевременная разработка и доведение до непосредственных исполнителей нормозаданий; несвоевременное составление договоров, актов одобрения; неритмичная сдача рукописей по месяцам и кварталам; некачественная и несвоевременная подготовка документов и ответов на письма и заявки авторов; наличие сверхнормативной правки; нарушение государственных и внутрииздательских стандартов и нормативов; некачественная подготовка издания к печати и т.д. В этой связи значительная роль в реализации требований к качеству издательской продукции отводится редактору. Еще при первом разговоре с автором редактор должен определить вид издания по целевому и читательскому назначению. Редактору следует предупредить автора об установленном объеме и обратить внимание на обязательное предоставление оригиналов рисунков, если они предусмотрены. Автор должен дать в редакцию две аннотации: для тематического плана и для книги. В некоторых издательствах в помощь авторам выпускаются специальные памятки, в которых обычно излагаются обязанности и права авторов, требования к оформлению рукописи, особенности использования графического материала и т.д. Редактору следует начать просмотр частей, отдельных глав рукописи еще до сдачи работы автором в издательство целиком. Формально такая работа редактору не планируется и не оплачивается, но ее все же следует проводить во избежание ошибок, сделанных автором. Тем самым редактор, безусловно, облегчит свою дальнейшую работу, а качество издания в целом только выиграет. Рациональному расходу рабочего времени сотрудников издательства способствует качественное рецензирование рукописи произведения; в письме к рецензенту следует заранее установить требования издательства к рецензии и просьбы редактора к рецензенту в соответствии с особенностями рецензируемого произведения. Часто рецензенты, давая развернутую оценку предлагаемой к печати рукописи, приходят к выводу, что произведение можно напечатать только при условии его коренной переделки. Отсутствие конкретных выводов о нецелесообразности издания именно в таком виде позволяет автору не менять свою точку зрения и не исправлять даже принципиальные ошибки. Что касается языка изложения, то рецензенты очень часто ограничиваются стандартными выражениями: «требует глубокого литературного редактирования», «стиль нуждается в переработке в соответствии с существующими требованиями» и т.п. Многие авторы считают, что делать исправления обязан редактор. Однако стремится к совершенствованию содержания рукописи, сокращению сроков ее подготовки должны все лица, участвующие в создании будущей книги, в том числе автор и рецензент. Важной задачей, обеспечивающей соблюдение самых строгих требований к качеству оригиналов и изданий, а также экономию рабочего времени, является система проведения мероприятий по увеличению работ подписываемых к печати с первой корректуры. Как показывает практика, подписание в печать с первой верстки четырех-пяти книг сокращает время работы редактора на полтора-два месяца. Для того чтобы подписать работу в печать с первой верстки, необходимо получить от автора правильно оформленную и содержательную рукопись. Повышение качества рукописи в дальнейшем во многом зависит от редакционного заключения, оценки рукописи редактором. Хорошо составленное редакционное заключение — это предпосылка к получению после доработки автором хорошей рукописи. Процесс редактирования может быть быстро закончен, если автор с учетом рецензий и замечаний редактора переработает рукопись. Для оценки готовой рукописи редактору обычно отводится мало времени, несмотря на это он должен дать комплексную оценку рукописи: по содержанию, структуре, оформлению и стилю. Решающим фактором в оценке содержания поступившей рукописи является уровень квалификации редактора — его опыт, эрудиция, знание смежных вопросов, различных источников информации. Редактор должен привлекаться и к участию в определении себестоимости издания. В некоторых издательствах в практику документооборота вводятся так называемые карточки себестоимости, в которых редактор планирует расходы на художественное оформление, авторский гонорар задолго до выхода книги в свет. Важнейшей задачей издательского предприятия в области контроля качества продукции в современных условиях является создание внутрииздательской системы управления качеством. Она должна предусматривать, как минимум, три уровня контроля: • приемочный контроль, то есть контроль за выполнением технических требований к оформлению оригиналов авторских произведений; • операционный контроль — надзор за выполнением процедур обработки авторского оригинал и создания репродуцируемого оригинал-макета; • контроль устойчивости технологического процесса и определение отклонения от заданных параметров качества отдельных форм книги в редакционно-издательском процессе. Приемочный контроль оригиналов авторских произведений имеет важное значение в системе управления качеством издательского предприятия. Основной задачей приемочного контроля является выявление соответствия принимаемого оригинала требованиям ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования». Приемочный контроль выверяет комплектность авторского оригинала, соблюдение правил оформления титульного листа и нумерации страниц, а также текстовой части оригинала. Другой предмет этого контроля — выполнение требований издательства к электронному формату текстовой части авторского оригинала и иллюстраций. Невнимательность при приеме оригинала в части требований к формату влечет за собой изменение отлаженной технологии редакционно-издательского процесса и потерю времени. Операционный контроль занимает ведущее положение в системе управления качеством издательской продукции. Он представляет собой надзор за работой ключевых участников редакционно-издательского процесса — редакторов, корректоров, технических и художественных редакторов. За каждым этапом подготовки издания закреплены соответствующие контролеры. Качество работы над авторским оригиналом оценивает сам редактор, заведующий редакцией, главный редактор. Особенно пристальное внимание в этой работе должно отводится оценке убедительности приводимой аргументации, перспективности редакторских предложений, касающихся путей доработки авторского произведения. Качество представляемого издательского оригинала оценивает редактор, заведующий редакцией, технолог производственного отдела. Предметом этой оценки, главным образом, является качество верстки репродуцируемого оригинал-макета, необходимое для его точного полиграфического воспроизведения. Качество отредактированного авторского иллюстративного материала оценивает редактор, заведующий редакцией, художественный редактор и технолог производственного отдела. Ими уточняется уместность редакторской правки иллюстративного материала, а также качество технического исполнения иллюстраций. Задача контроля устойчивости технологического процесса сводится к оценке соответствия технических характеристик производственного процесса существующим требованиям и выявлению технических недостатков. Непосредственный контроль при этом заключается в выборочной проверке качества издательской верстки на предмет соответствия требованиям технических стандартов. Организация системы управления качеством издательской продукции не сводится к одному контролю. Повышению качества изданий способствует также совершенствование управления редакционно-издательским процессом, внедрение новых информационных технологий в методику подготовки издательских оригиналов. Одним из перспективных направлений совершенствования управления подготовкой изданий по праву считается специализация редакторского труда. Специализация в любой сфере практической и производственной деятельности означает появление дополнительных возможностей для сосредоточения профессиональных, организационно-методических и научно-исследовательских усилий работников по выполнению определенного объема профессиональных операций и процедур, обеспечивающих качественное исполнение продукта. Эффективность специализации редакционно-издательских работников была подмечена еще на заре книгопечатания. В советском книгоиздании она получила свое методическое обоснование и масштабное практическое воплощение в деятельности профилированных редакций. Специализация книжных редакций издательства на подготовке литературы определенного вида (учебной, детской, научной и т.д.) повышает качество выпускаемых изданий, сокращает сроки их редакционно-издательской подготовки. В данном случае в действие вступают такие факторы, как наличие специальных методических разработок, собственного банка авторов и рецензентов, издательских традиций, а также многолетнего опыта подготовки того или иного вида литературы у членов трудового коллектива. В тоже время необходимо учитывать и возможные негативные последствия, сопровождающие специализацию в издательском деле. Прежде всего, специализация в современных условиях высокой конкуренции лишает издательское предприятие широких возможностей для маневрирования — оперативного отыскания новых ниш на рынке, резкого сокращения производственных издержек и т.п. Во-вторых, специализация издательства часто вынуждает его руководство проводить закрытую кадровую политику, чреватую ростом себестоимости издательской продукции. Однако для большинства отечественных издательств она остается наиболее действенным средством, обеспечивающим устойчивое выполнение тематического плана. Другим важным направлением организации системы управления качеством на издательском предприятии считается работа по унификации принципов редакторской подготовки и оформления издательской продукции. Возможные пути унификации изданий учебной литературы названы в работе A.M. Цыганенко: • оптимизация объемов учебников и учебных пособий (сокращение второстепенного материала, повторов, взаимоувязка текста с иллюстрациями; • повышение уровня и унификация художественного оформления книг, в том числе типизация внутреннего и внешнего оформления, применение ограниченного числа форматов и др. Унификация оформления издательской продукции и выработка четких критериев оценки содержания изданий должны быть приняты в качестве перспективных целей и современными издательствами. Единство оформления издательской продукции (одинаковый формат, единые принципы исполнения обложки и художественно-технического оформления издания в целом) активно используется современными отечественными издательскими предприятиями в маркетинговом продвижении книжных серий. Появление четких критериев оценки содержания изданий, прежде всего, научных и учебных — действенный путь повышения их качества, движение по которому выводит задачи управления качеством издательской продукции с внутрииздательского на отраслевой уровень.
Глава 7
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |