Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издательской продукции




УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

В системе планово-статистического учета

Издательское проектирование

 

Издательский проект — сложное, многоплановое явление социаль­ной и экономико-хозяйственной природы. В его составе выделяют пла­ново-статистическую составляющую, обращенную к выполнению тема­тического плана издательства, физическую составляющую, связанную с расходом полиграфических материалов, экономико-хозяйственную и со­циально-коммуникативную компоненты.

Планово-статистическая составляющая издательского проекта формирует объемные запасы рукописей авторских произведений, единицей измерения которых считается учетно-издательский лист. Планово-статистические показатели издательского проекта исполь­зуются при расчете параметров нормозаданий работникам издатель­ства, а также в тематическом планировании.

Физическая составляющая издательского проекта влияет на форми­рование расходов бумаги и других полиграфических материалов. В биз­нес-плане издательства она измеряется в физических печатных листах.

Экономико-хозяйственная компонента участвует в образовании по­казателей финансово-хозяйственной деятельности издательского пред­приятия (формирование основных и оборотных средств, балансовой прибыли и т.д.) и измеряется в денежном эквиваленте — в рублях. Б.С. Есенькин и А.Ф. Коган, характеризуя наполнение финансового раздела бизнес-плана, отмечают, что эта компонента «должна содер­жать расчет чистой стоимости (имущества) фирмы, рентабельности, нормы безубыточности и ряд других финансовых показателей».

Социально-коммуникативная компонента издательского проекта об­ращена к одноименной социально-коммуникативной функции книжного издания в системе национальной и общечеловеческой культуры.

Издательский проект, как экономико-хозяйственное явление, по­лучает в издательстве соответствующее документарное оформление, состав которого определяется в зависимости от специфики внутрен­него документооборота, принятого на данном предприятии. В некото­рых издательствах на стадии планирования издательского проекта оформляется журнал ведения проекта (в электронном варианте либо на бумажном носителе).


 

Глава 6

 

Управление качеством издательской продукции для предприятия является важнейшим фактором улучшения потребительских свойств выпускаемых изданий и повышения их конкурентоспособности на книжном рынке. Улучшение потребительских свойств книги подразу­мевает достаточно широкий набор действий и обширный спектр охвата предметной области воздействия на объект книги. Это издательско-полиграфическая форма книги, включая тип переплета, обложку, каче­ство бумаги, способ печати, наличие иллюстраций, вид гарнитуры и т.д., а также особенности ее редакционно-издательской подготовки. Значимость того или иного признака в оценке издания его потребите­лем, в конечном счете, будет определяться культурно-социальной при­надлежностью читателя, вследствие чего приоритет одного параметра над другим выявить достаточно сложно. Воздействие издательского предприятия на качество своей продукции должно носить системный характер. Снижение интенсивности государственного контроля над из­дательским делом отдает первенство созданию внутрииздательских систем контроля качества издательской продукции.

Управлением качеством называются методы и виды деятельно­сти оперативного характера, используемые для выполнения требова­ний к качеству. Отличительной чертой проведения мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции на издательском пред­приятии является совмещение их с повышением эффективности рабо­ты издательства по целому ряду направлений. Среди них можно на­звать совершенствование системы планирования, внедрение новой техники и технологий, ускорения темпов роста производительности труда, активная рекламно-маркетинговая политика и т.п.

В советское время работа по повышению качества издательской продукции носила более централизованный характер и была подчи­нена комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП). Она являлась частью плановых мероприятий издательского предприятия, и в качестве своих целей ставила;

1. Сокращение сроков разработки и освоения производства новой и модернизации выпускаемой продукции, повышения ее техниче­ского уровня и качества.

2. Непосредственное повышение эффективности производства про­дукции на самом предприятии за счет более рационального ис­пользования производственных фондов, финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Важнейшее значение в системе управления качеством продукции в советском издательском деле придавалось принятию нормативных до­кументов — стандартов издательского дела, аттестации сотрудников и производств, работе по повышению квалификации кадров. Наиболее действенной частью системы управления качеством издательской про­дукции оказались внутри издательские стандарты оценки качества тру­да. Среди критериев этих стандартов, применяемых для оценки труда издательских работников, наибольшее значение получили:

• досрочное и качественное выполнение графиков сдачи рукописей, заданий и поручений;

• досрочное выполнение тематических планов (за месяц, квартал, год) и планов сдачи рукописей в производство;

• сокращение количества корректур;

• сокращение объема издания;

• экономия бумаги за счет рационального подбора шрифтов, макетов и т.д.;

• перевыполнение действующих норм выработки;

• обнаружение и предупреждение ошибок в смежных подразделе­ниях издательства.

В последнее время был принят курс на создание внутрифирмен­ных систем надзора за качеством продукции, выстраиваемых на осно­ве нормативных документов ISO (International Organization Standarti-zation). Отличительной особенностью стандарта ISO 9000, принятого в 1987 г., являлось то, что он не внес ничего нового в систему крите­риев качества, но предусматривал создание эффективной системы са­моконтроля на предприятии. Стандарты ISO предусматривают следующие требования к системе управления качеством продукции:

• ответственность руководства (политика в сфере качества, органи­зация, контроль системы обеспечения качества);

• наличие системы обеспечения качества;

• надзор за договорной деятельностью;

• управление проектированием (общие положения, планирование и развитие производства, предпосылки проектирования, изме­нения);

• управление производственным процессом (общие положения, специальные процессы);

• контрольные испытания (испытания при поступлении, промежу­точные проверки, документация).

Из теории менеджмента известно о трех типах организационно-производственного контроля:

Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. В организациях предварительный контроль применяется по отношению к трудовым (за счет анализа тех деловых и профессио­нальных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения кон­кретных задач организации), материальным (контроль за качеством сы­рья) и финансовым ресурсам (сколько и каких средств потребуется организации).

 

В процессе предварительного контроля можно выявить и предви­деть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический контроль и терапевтический.

Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения опреде­ленных работ и заключается в контролировании руководителем дей­ствий подчиненных, позволяет исключить отклонения от намеченных планов. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный контроль проводится уже после выполнения конкретных работ и заданий. Его цель — помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после выполнения работы (при текущем — в про­цессе ее выполнения).

Необходимость в проведении мероприятий по контролю качества издательской продукции возникает по причине целого ряда факторов, среди которых: срыв утвержденных или согласованных сроков сдачи рукописей или других материалов в набор, печать, редакцию, отдел; несоблюдение установленных сроков или невыполнение заданий и распоряжений руководства издательства; несвоевременная разработка и доведение до непосредственных исполнителей нормозаданий; не­своевременное составление договоров, актов одобрения; неритмичная сдача рукописей по месяцам и кварталам; некачественная и несвое­временная подготовка документов и ответов на письма и заявки авто­ров; наличие сверхнормативной правки; нарушение государственных и внутрииздательских стандартов и нормативов; некачественная под­готовка издания к печати и т.д.

В этой связи значительная роль в реализации требований к качеству издательской продукции отводится редактору. Еще при первом разго­воре с автором редактор должен определить вид издания по целевому и читательскому назначению. Редактору следует предупредить автора об установленном объеме и обратить внимание на обязательное предос­тавление оригиналов рисунков, если они предусмотрены. Автор дол­жен дать в редакцию две аннотации: для тематического плана и для книги.

В некоторых издательствах в помощь авторам выпускаются спе­циальные памятки, в которых обычно излагаются обязанности и права авторов, требования к оформлению рукописи, особенности использо­вания графического материала и т.д.

Редактору следует начать просмотр частей, отдельных глав руко­писи еще до сдачи работы автором в издательство целиком. Формаль­но такая работа редактору не планируется и не оплачивается, но ее все же следует проводить во избежание ошибок, сделанных автором. Тем самым редактор, безусловно, облегчит свою дальнейшую работу, а качество издания в целом только выиграет.

Рациональному расходу рабочего времени сотрудников издатель­ства способствует качественное рецензирование рукописи произведе­ния; в письме к рецензенту следует заранее установить требования издательства к рецензии и просьбы редактора к рецензенту в соответ­ствии с особенностями рецензируемого произведения. Часто рецен­зенты, давая развернутую оценку предлагаемой к печати рукописи, приходят к выводу, что произведение можно напечатать только при условии его коренной переделки. Отсутствие конкретных выводов о нецелесообразности издания именно в таком виде позволяет автору не менять свою точку зрения и не исправлять даже принципиальные ошибки. Что касается языка изложения, то рецензенты очень часто ограничиваются стандартными выражениями: «требует глубокого ли­тературного редактирования», «стиль нуждается в переработке в со­ответствии с существующими требованиями» и т.п. Многие авторы считают, что делать исправления обязан редактор. Однако стремится к совершенствованию содержания рукописи, сокращению сроков ее подготовки должны все лица, участвующие в создании будущей кни­ги, в том числе автор и рецензент.

Важной задачей, обеспечивающей соблюдение самых строгих требований к качеству оригиналов и изданий, а также экономию ра­бочего времени, является система проведения мероприятий по увели­чению работ подписываемых к печати с первой корректуры. Как по­казывает практика, подписание в печать с первой верстки четырех-пяти книг сокращает время работы редактора на полтора-два месяца.

Для того чтобы подписать работу в печать с первой верстки, не­обходимо получить от автора правильно оформленную и содержа­тельную рукопись. Повышение качества рукописи в дальнейшем во многом зависит от редакционного заключения, оценки рукописи ре­дактором. Хорошо составленное редакционное заключение — это предпосылка к получению после доработки автором хорошей рукопи­си. Процесс редактирования может быть быстро закончен, если автор с учетом рецензий и замечаний редактора переработает рукопись.

Для оценки готовой рукописи редактору обычно отводится мало времени, несмотря на это он должен дать комплексную оценку руко­писи: по содержанию, структуре, оформлению и стилю. Решающим фактором в оценке содержания поступившей рукописи является уро­вень квалификации редактора — его опыт, эрудиция, знание смежных вопросов, различных источников информации.

Редактор должен привлекаться и к участию в определении себе­стоимости издания. В некоторых издательствах в практику докумен­тооборота вводятся так называемые карточки себестоимости, в кото­рых редактор планирует расходы на художественное оформление, авторский гонорар задолго до выхода книги в свет.

Важнейшей задачей издательского предприятия в области кон­троля качества продукции в современных условиях является создание внутрииздательской системы управления качеством. Она должна пре­дусматривать, как минимум, три уровня контроля:

• приемочный контроль, то есть контроль за выполнением техни­ческих требований к оформлению оригиналов авторских произ­ведений;

• операционный контроль — надзор за выполнением процедур об­работки авторского оригинал и создания репродуцируемого ори­гинал-макета;

• контроль устойчивости технологического процесса и определение отклонения от заданных параметров качества отдельных форм книги в редакционно-издательском процессе.

Приемочный контроль оригиналов авторских произведений имеет важное значение в системе управления качеством издательского предприятия. Основной задачей приемочного контроля является вы­явление соответствия принимаемого оригинала требованиям ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования».

Приемочный контроль выверяет комплектность авторского ори­гинала, соблюдение правил оформления титульного листа и нумера­ции страниц, а также текстовой части оригинала. Другой предмет это­го контроля — выполнение требований издательства к электронному формату текстовой части авторского оригинала и иллюстраций. Нев­нимательность при приеме оригинала в части требований к формату влечет за собой изменение отлаженной технологии редакционно-издательского процесса и потерю времени.

Операционный контроль занимает ведущее положение в системе управления качеством издательской продукции. Он представляет собой надзор за работой ключевых участников редакционно-издательского процесса — редакторов, корректоров, технических и художественных редакторов. За каждым этапом подготовки издания закреплены соответ­ствующие контролеры.

Качество работы над авторским оригиналом оценивает сам редак­тор, заведующий редакцией, главный редактор. Особенно пристальное внимание в этой работе должно отводится оценке убедительности при­водимой аргументации, перспективности редакторских предложений, касающихся путей доработки авторского произведения. Качество пред­ставляемого издательского оригинала оценивает редактор, заведующий редакцией, технолог производственного отдела. Предметом этой оцен­ки, главным образом, является качество верстки репродуцируемого оригинал-макета, необходимое для его точного полиграфического вос­произведения. Качество отредактированного авторского иллюстратив­ного материала оценивает редактор, заведующий редакцией, художест­венный редактор и технолог производственного отдела. Ими уточняется уместность редакторской правки иллюстративного мате­риала, а также качество технического исполнения иллюстраций.

Задача контроля устойчивости технологического процесса сво­дится к оценке соответствия технических характеристик производственного процесса существующим требованиям и выявлению техниче­ских недостатков. Непосредственный контроль при этом заключается в выборочной проверке качества издательской верстки на предмет со­ответствия требованиям технических стандартов.

Организация системы управления качеством издательской продук­ции не сводится к одному контролю. Повышению качества изданий способствует также совершенствование управления редакционно-издательским процессом, внедрение новых информационных техноло­гий в методику подготовки издательских оригиналов. Одним из пер­спективных направлений совершенствования управления подготовкой изданий по праву считается специализация редакторского труда. Спе­циализация в любой сфере практической и производственной деятель­ности означает появление дополнительных возможностей для сосредо­точения профессиональных, организационно-методических и научно-исследовательских усилий работников по выполнению определенного объема профессиональных операций и процедур, обеспечивающих ка­чественное исполнение продукта.

Эффективность специализации редакционно-издательских работ­ников была подмечена еще на заре книгопечатания. В советском кни­гоиздании она получила свое методическое обоснование и масштаб­ное практическое воплощение в деятельности профилированных редакций. Специализация книжных редакций издательства на подго­товке литературы определенного вида (учебной, детской, научной и т.д.) повышает качество выпускаемых изданий, сокращает сроки их редакционно-издательской подготовки. В данном случае в действие вступают такие факторы, как наличие специальных методических разработок, собственного банка авторов и рецензентов, издательских традиций, а также многолетнего опыта подготовки того или иного ви­да литературы у членов трудового коллектива.

В тоже время необходимо учитывать и возможные негативные последствия, сопровождающие специализацию в издательском деле. Прежде всего, специализация в современных условиях высокой кон­куренции лишает издательское предприятие широких возможностей для маневрирования — оперативного отыскания новых ниш на рынке, резкого сокращения производственных издержек и т.п. Во-вторых, специализация издательства часто вынуждает его руководство прово­дить закрытую кадровую политику, чреватую ростом себестоимости издательской продукции. Однако для большинства отечественных из­дательств она остается наиболее действенным средством, обеспечи­вающим устойчивое выполнение тематического плана.

Другим важным направлением организации системы управления качеством на издательском предприятии считается работа по унифи­кации принципов редакторской подготовки и оформления издатель­ской продукции. Возможные пути унификации изданий учебной ли­тературы названы в работе A.M. Цыганенко:

• оптимизация объемов учебников и учебных пособий (сокращение второстепенного материала, повторов, взаимоувязка текста с ил­люстрациями;

• повышение уровня и унификация художественного оформления книг, в том числе типизация внутреннего и внешнего оформления, применение ограниченного числа форматов и др. Унификация оформления издательской продукции и выработка

четких критериев оценки содержания изданий должны быть приняты в качестве перспективных целей и современными издательствами. Един­ство оформления издательской продукции (одинаковый формат, еди­ные принципы исполнения обложки и художественно-технического оформления издания в целом) активно используется современными отечественными издательскими предприятиями в маркетинговом про­движении книжных серий. Появление четких критериев оценки содер­жания изданий, прежде всего, научных и учебных — действенный путь повышения их качества, движение по которому выводит задачи управ­ления качеством издательской продукции с внутрииздательского на от­раслевой уровень.


 

Глава 7
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.