КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематическое планирование в современных условиях
Планирование — это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование — это способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех участников и подразделений организации к достижению ее общих целей. Оно является неотъемлемой частью менеджмента, и его можно определить также как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для их достижения. Существует три основных типа планирования. Стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в рыночной нише. Тактическое планирование (средний уровень) — это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, например, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать и интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании. Оперативное планирование (нижний уровень). В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Основная задача оперативного планирования — регулирование сроков выполнения плана выпуска изданий по тематике и количественным показателям. Оперативное планирование направлено на регулирование сроков выполнения планов по отдельным процессам и операциям редакционной работы и труда производственного отдела, на выявление и устранение причин, мешающих планомерной работе, на корректирование хода работ, для обеспечения в срок обязательств по договорам с полиграфическими предприятиями и книготорговыми организациями. Каждый субъект хозяйствования формирует собственную систему планирования, элементы которой имеют ряд характерных особенностей, определяемых его организационными, техническими, финансовыми возможностями, а также целевыми установками производственной деятельности. Совокупность планов организации в теории менеджмента принято называть «системой планирования». В специальной литературе дается следующее определение этому понятию: «совокупность типов и видов планирования, средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация, персонал, сформированный в организационную структуру, отвечающую за выработку планов, последовательность работ, выполняемых в ходе составления плана, а также информационные и технические средства, используемые в процессе планирования». Различными авторами в связи с этим предлагаются разные принципы разработки типов плановой работы и признаков их классификации. Можно предложить схему, основанную на трех классификационных признаках: период планирования, объект планирования и уровень внутри организации. Согласно признаку периода планирования оно может быть краткосрочным, средне- и долгосрочным, а также неопределенным. Объектом планирования может быть финансовое, маркетинговое, технологическое управление, планирование труда и производимого продукта. Признак уровня внутри организации может выделить стратегическое, бюджетное и операционное планирование. Цели и специфика деятельности издательского предприятия ставят во главу угла задачи операционного планирования производимой продукции, в издательской терминологии известные как тематическое планирование. Тематическое планирование считают основой плановой работы издательства и разделяют на долгосрочное (до 5 лет), среднесрочное (от 1 до 3 лет) и краткосрочное (до года). В советскую эпоху сроки перспективного (долгосрочного) тематического планирования на некоторых издательских предприятиях достигали 15 и даже 20 лет, что объяснялось устойчивым положением большинства издательств, «тяжестью» редакционных портфелей и стабильностью отрасли в целом. Либерализация экономических отношений в нашей стране поставила издателей перед лицом финансовых рисков, заставила их проводить достаточно осторожную хозяйственную политику, и отказаться от долгосрочного планирования своей деятельности. Значимость перспективного тематического планирования в книгоиздательском деле обозначилась одновременно с лавинообразным увеличением окружающей человека информации, происходящим на фоне роста дефицита полезной информации. В современных условиях кризиса системы государственной библиографии тематическое планирование должно стать эффективным средством не только четкого реагирования на читательский спрос, но и частью системы воздействия на книжную культуру и чтение. Говоря о целевых установках тематического планирования, выделяют глобальные и локальные цели. Глобальные связаны со стратегией развития издательского предприятия, рассчитанной на длительную перспективу. Среди них чаще всего выделяют: • обеспечение оптимальной рентабельности за счет поддержания высокого уровня объема продаж, размера прибыли на вложенный капитал и имеющиеся активы, в том числе обеспечения ежегодного прироста объема продаж и прибыли; • обеспечение устойчивого положения издательского предприятия за счет снижения производственных издержек, продуманной инвестиционной и кадровой политики; • разработку новых направлений развития за счет диверсификации издательской продукции, выхода на новые товарные рынки, использования информационных систем и технологий для рекламы и распространения изданий. Одним из средств достижения стратегических целей издательского предприятия являются локальные цели, наиболее важнейшими из которых считаются тематические. Впервые термин «тематические цели» был предложен В.М. Гречко. «Тематические цели, — пишет Л.Н. Делюкин, — должны определять более четкий выход издательства (редакции) на определенные читательские категории, направленное формирование соответствующих читательских запросов, удовлетворение конкретных социальных потребностей будущего». Тематическое планирование является только частью плановой работы издательства, другими составляющими которой выступают производственное и хозяйственное планирование, в современной издательской практике представленные оперативными и финансовыми бюджетами. Тематическим планированием называется деятельность книгоиздательских предприятий по координации выпуска литературы, направленная на более полное удовлетворение общественных потребностей в книгах и брошюрах. Тематическое планирование помимо управляющей функции решает ряд задач издательского маркетинга, давая возможность заинтересованным читателям получить презентативную информацию о новинках книжного рынка. Тематический план состоит из перечня названий литературных и других печатных произведений, которые должны быть выпущены за определенный период. Тематические планы могут быть простыми и аннотированными — последние содержат краткую аннотацию издания, включенного в тематический план. По характеру содержащихся в них сведений тематические планы напоминают рекламно-информационные материалы, размещаемые в специальной периодике и сети Интернет. Однако содержание тематических планов существенно шире, поскольку они служат задачам эффективной организации работы издательского предприятия. Тематические планы обращены ко всему репертуару издательства, в то время как рекламно-информационные материалы — к отдельным издательским проектам. Тематические планы в решении поставленных задач оказываются глубже планов редакционно-издательской подготовки, несмотря на общий объект планирования — выпуск изданий. У тематических планов и планов редакционно-издательской подготовки несомненно разные задачи — выработка планов деятельности издательства на прогнозируемый период и координация авторских предложений, совместных и заказных изданий для планов редподготовки. Важно отметить и тот факт, что в советскую эпоху тематическому планированию придавалось принципиально иное, чем в наше время, значение. Перспективное планирование осуществлялось «...в соответствии с социально-экономическими и идейно-политическими задачами, основными направлениями развития народного хозяйства, науки, техники и культуры с учетом рекомендаций Госкомиздата СССР...», — читаем в нормативных документах тех лет. Внутрииздательский план редакционно-подготовительных работ соответствовал утвержденным тем же Госкомиздатом пропорциям и соотношениям в выпуске печатной продукции по основным тематическим направлениям и видам литературы. Годовой тематический план, в свою очередь, формировался на основе плана редподготовки с учетом контрольных цифр, полученных от вышестоящей организации. Разумеется, современное тематическое планирование в корне отличается от планирования издательского репертуара в советское время. Оно во многом утратило свой обязательный характер для издательских структур, в новых условиях хозяйствования вынужденных гибко держаться рыночной конъюнктуры. Вместе с тем под сомнение не может быть поставлено значение тематического планирования для издательской отрасли, ставящее своей целью координацию творческих усилий авторских и редакторских коллективов, а также производственных ресурсов издательского предприятия для решения задач выпуска литературы. Также следует отметить, что принципы и методика тематического планирования в издательствах разного профиля не совпадают. Наиболее заметное различие фиксируется в издании художественной и отраслевой литературы. В первом случае поиск интересного автора может вестись независимо от темы по отзывам прессы, радио и телевидения. И наоборот, систематизированное тематическое планирование ведется в издательствах учебной, справочной и научной литературы. Тематическим планом, согласно словарю издательских терминов, является «основной документ, регламентирующий деятельность издательства и представляющий собой перечень произведений, подлежащих выпуску за определенный период, согласно профилю издательства, с указанием автора, названия, языка издания, объема, тиража и др. сведений». Назначение тематического планирования состоит в организации целенаправленной работы издательства по удовлетворению потребностей в книге целевых групп и рыночных сегментов. Методика тематического планирования издательства представлена на рис. 5.
Перспективный тематический план включает «работы, уже заказанные авторам, темы произведений, к написанию которых издательство будет привлекать авторов, переиздания многотомных собраний сочинений, избранных сочинений художественной литературы, научные труды, справочные издания, учебники, произведения художественной литературы, а также другие издания, требующие для своего создания, редактирования или полиграфического исполнения длительного времени. В перспективном тематическом плане выпуска литературы указывают фамилию автора (составителя, переводчика), название темы или произведения, язык издания, ориентировочный объем произведения в авторских листах, тираж издания, число печатных листов-оттисков, состояние работы на момент разработки плана и год издания». В план редподготовки включают авторские предложения и намечаемые к выпуску издания по актуальной проблематике согласно профилю издательства. Специфика плана редподготовки такова, что произведения, включаемые в него, предполагается дорабатывать в течение планируемого года и издавать в следующем. Именно на этой стадии особое значение приобретает отбор авторов и работа с материалами авторских предложений, поступивших в издательство. Практика многолетней работы издательств над формированием планов редподготовки выдвинула целую систему критериев оценки материалов авторских предложений, среди которых: 1) новизна; 2) перспективность; 3) практическая (прикладная) ценность; 4) наличие и достаточность исходного материала для подготовки книги; 5) максимальный тираж. Согласно этим и другим (дополнительным) критериям, соответствующим виду издания и литературы, производится оценка темы готовящегося произведения, а также калькуляция возможной рентабельности издательского проекта. Кроме того, важно учитывать тот факт, что оценка рентабельности проекта сопровождается расчетом экономической выгоды совокупного выпуска данного вида товара, осуществляемого в бюджете продаж. Поэтому планирование редакционно-издательских работ сопровождается соотнесением долговременных и краткосрочных запасов объемов рукописей в авторских листах и печатных листах-оттисках. На основании планов редакционно-издательской подготовки издательства готовят календарные графики выпуска изданий. Календарные графики являются другой важной составляющей оперативного планирования на издательском предприятии. Не менее существенной считается еще одна функция календарных графиков — контроль намеченных сроков подготовки изданий. Помимо собственных изданий в план редподготовки отдельной строкой включают совместные и заказные издания. Совместными изданиями называются издания, которые подготавливаются к выпуску и выходят по взаимному соглашению нескольких издательств, и права на которые устанавливаются по договоренности. Заказным изданием называют издание, выпускаемое издательством по заказу другой организации по договору. В данном случае заказчик оплачивает издательству фактические расходы и обеспечивает прибыль согласно договору. Количественные показатели по заказным изданиям (названия, объем, тираж, издательские и печатные листы-оттиски и т.д.) отражаются в издательских планах отдельно, за итогом плана собственных изданий, в разделе «Заказные издания». В советском книгоиздании действовал строго установленный размер прибыли исполнителя, обеспечивающего выпуск печатной продукции на заказных условиях, равный 5% от суммы фактических затрат. В настоящее время выпуск заказных изданий выступает в качестве одного из наиболее значимых факторов, обеспечивающих выживание крупных издательско-полиграфических предприятий, поскольку сбыт изданий этой группы на договорных условиях гарантирован. Наконец, основу текущей плановой деятельности издательства формирует годовой тематический план. В советское время в него включались только те произведения, выпуск которых был скоординирован с Госкомиздатом. Сейчас необходимость в обнародовании этого плана в государственных структурах, занятых управлением книгоизданием, отпала, и он выступает лишь в качестве внутрииздательского документа. Тематический план раскрывает профиль издательства, работает на его имидж в качестве эффективного средства для формирования содержания рекламно-информационных материалов, например, издательских каталогов. Смешивать понятия «тематический план» и «издательский каталог» не следует. Под первым подразумевается планово-управленческий документ внутрииздательского назначения, под вторым — вид издания. Например, аннотированный издательский каталог «Высшей школы» за 2002 г. состоит из двух разделов. В первом разделе, названном «Новые книги», дана информация об учебниках и учебных пособиях, готовящихся к выпуску в 2002 г. Во втором разделе («Книги в наличии») приведен перечень учебников и пособий, имеющихся в продаже. Каждый раздел имеет четыре подраздела: • учебная литература для учреждений высшего профессионального образования; • учебная литература для учреждений среднего профессионального образования; • учебная литература для учреждений начального профессионального образования; • учебная литература для поступающих в вузы;
Образец одной из библиографических записей, размещенных в этом каталоге, выглядит следующим образом:
УДК1 ББК 87.3
Н 2. Евлампиев И.И. История русской философии: учеб. пособие.— М.: Высшая школа, 2002.— 38 л.— ISBN 5-06-003753-3 (в пер.), 1 кв. В учебном пособии, которое является частью курса «История философии» и базового курса «Философия», раскрывается развитие отечественной философской мысли от Средневековья до наших дней. Особое внимание автор уделяет богатой философскими идеями эпохе середины XIX'— начала XXв., когда появились наиболее оригинальные и сложные философские концепции, составившие славу самобытной культуры русского любомудрия. Автор осмысливает также и философию советского периода, включая русский марксизм и творчество таких мыслителей, как М. Бахтин и М. Мамардашвили. Для студентов и преподавателей вузов, преподавателей средней школы и всех интересующихся историей философии.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |