КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка эффективности управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом издательского предприятия должна вестись на регулярной основе. Ее цель заключается в выявлении недостатков кадровой политики, неэффективно используемых трудовых резервов, оптимизации использования труда в решении конкретных производственных задач и ведении всей деятельности предприятия в целом. «Эффективность управления персоналом, — пишет В.В. Лукашевич, — характеризуется качеством, полнотой и своевременностью выполнения каждым работником своих функциональных обязанностей с учетом результатов работы предприятия в целом». Применительно к организационной структуре и технологии производства издательского предприятия может использоваться, как минимум, три критерия оценки эффективности управления персоналом. Среди них — статистическая эффективность управления (отношение балансовой прибыли к затратам на управление), эффективность использования рабочего времени, и, наконец, соблюдение сроков редакционно-издательской подготовки произведения к печати. Критерий эффективности использования рабочего времени выявляет отношение планируемого объема работ к численности сотрудников предприятия. Параметр этого отношения может быть определен путем деления годового объема нормозаданий работников издательского предприятия на их численность, установленную штатным расписанием. С его помощью может быть вычислена годовая загруженность предприятия, которая при сравнении с объемом фактического рабочего времени прошлых периодов, позволяет выявить динамику загруженности производственных структур предприятия и эффективность использования его трудовых ресурсов. Обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении. Частные показатели производительности труда — затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день и человеко-час. Вспомогательные показатели характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. Задачи интенсификации подготовки и выпуска издательской продукции требуют не только общего, но и пооперационного учета. Учет трудозатрат по каждому виду работ позволит сократить сроки подготовки изданий, нормировать рабочее время сотрудников различных подразделений издательского предприятия, повысить эффективность управления трудовыми ресурсами издательства. В этом случае параметр загруженности издательского подразделения может быть найден путем деления объема нормозаданий по каждому виду работ на число работников этого подразделения. Параметр часовой выработки преобразуется в дневную норму делением на среднюю продолжительность рабочего дня, составляющую 8 часов. Критерий эффективности использования рабочего времени в подразделении издательского предприятия позволяет также сделать выводы о необходимости коррекции численности штатов для оптимального решения производственных задач, повышении квалификации его сотрудников и т.п. В советское время существовала система расчета штата редакционно-издательских работников, исходящая из нормативов ежемесячной выработки, установленных в издательских листах готовой продукции. В условиях социалистических отношений хозяйствования данная система была крайне эффективна, поскольку позволяла контролировать выполнение плана редакционно-издательской подготовки и формирование фонда заработной платы. В тоже время система расчета нормативов выработки отличалась значительной условностью и не претендовала на излишнюю точность. «В расчетных нормативах для редакторов, — как пишет В.А. Маркус, — кроме времени на редактирование учтено время, необходимое для организационной работы, составления заключений по плановым произведениям, участия в редакционных совещаниях и вообще время на все процессы, связанные с обработкой авторских оригиналов и выпуском изданий в свет». Не добавляла точности и дифференцированность нормативов выработки по видам литературы. Коммерциализация книгоиздания в начале 90-х гг., несомненно, стала наиболее значимой причиной разрушения системы нормозаданий в издательском деле. В рыночных условиях трудовое участие редакционно-издательского коллектива предприятия в подготовке издания формирует ожидаемая прибыль от его реализации, а также сроки осуществления проекта. Именно поэтому определяющее значение в выборе форм оплаты труда и численности штатов для современного издательского предприятия приобретает фактор величины фонда оплаты труда, который не всегда бывает связанным с объемами производства. Критерий статистической эффективности управления призван оценить качество кадрового менеджмента на издательском предприятии с точки зрения осуществленных затрат на содержание персонала. Расчет названного параметра происходит по формуле:
= ПБ/ЗУ,
где Эстат — статистическая эффективность управления (балансовая прибыль на 1 руб. затрат на управление); ПБ — балансовая прибыль (руб.); ЗУ — затраты на управление (руб.). Балансовая прибыль, отражающая общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, как известно, складывается из выручки от реализации продукции и других доходов за вычетом затрат. Под затратами на управление понимается довольно широкий спектр затрат на управление персоналом — начиная от выплат заработной платы, и заканчивая социальными расходами и затратами на повышение квалификации работников. Параметр статистической эффективности управления устанавливает целесообразность изменения величины управленческих расходов в зависимости от динамики показателей балансовой прибыли. На отечественных издательских предприятиях за годы кризиса начала-середины 90-х гг. установилась практика минимизации управленческих и производственных расходов с целью увеличения показателей балансовой прибыли. Минимизация перечисленных видов затрат происходила за счет сокращения производственных и управленческих штатов, неоперативной индексации зарплат вслед растущей инфляции, урезания расходов на социальную сферу и т.д. Посткризисный период рубежа XX-XIX вв. заставил убедиться в бесперспективности подобной хозяйственной политики. Издательства, успешно пережившие финансово-экономический кризис, начали постепенно увеличивать заработную плату своих сотрудников, рассматривать перспективы восстановления системы социальных гарантий, вводить новые системы оплаты труда, обеспечивающие стабильность производственных штатов и заинтересованность в увеличении объемов выработки. Для обеспечения своевременного и полного выполнения плана редакционно-издательской подготовки изданий в издательстве организуют эффективный контроль над началом и окончанием работы и рациональным использованием рабочего времени в течение дня. Эти функции, как правило, возложены на руководителей редакционных и производственных подразделений издательства — заведующих редакциями, начальников отделов и т.д. Наиболее распространенными в зависимости от размеров предприятия являются следующие способы контроля: • карточный — при помощи контрольных часов; • жетонный — с применением табельных жетонов; • пропускной — посредством сдачи сотрудниками и обратной выдачи им пропусков (сдают перед началом работы, получают по окончании); • рапортно-ведомостной — с использованием рапортов или табельных ведомостей от руководителя подразделения; • с помощью контрольно-пропускных устройств. Наконец, еще одним критерием эффективности управления персоналом издательства является соблюдение установленных планами сроков подготовки произведения к печати. Постоянный срыв сроков выпуска изданий и завершения отдельных этапов его редакционно-издательской подготовки может свидетельствовать, прежде всего, о недостаточном внутреннем контроле на издательском предприятии. Довольно часто происходят срывы сроков передачи тех или иных форм книги из одного издательского подразделения в другое. Причина этих срывов может быть вызвана недостаточной штатной укомплектованностью отдела, низкой технической оснащенностью, отсутствием реальных материальных стимулов труда его работников. Меры, предпринимаемые руководством издательства для предотвращения нарушения запланированных сроков выпуска и подготовки изданий, должны носить комплексный характер. Постоянный контроль за работой ключевых подразделений издательства способен дать положительный результат в самые короткие сроки. Как показывает практика, постоянное отставание от намеченных сроков выпуска может иметь легкоустранимую организационно-техническую причину, как-то: неритмичная поставка бумаги и расходных материалов в ключевые подразделения; «простаивание» некоторых служб издательства и отдельных сотрудников, происходящее на фоне перманентной занятости их менеджеров и руководителей; плохие контакты творческих и производственных служб издательства. Довольно часто срывы сроков подготовки издательской продукции происходят в период нахождения издательского проекта в договорном портфеле, когда издательство и авторы не могут найти общих точек зрения на вопросы доработки или переработки авторского произведения. Расхождение взглядов взаимодействующих сторон может быть преодолено рядом взаимных уступок, инициатором которых всегда должен быть сотрудник издательства, либо, в крайнем случае, изменением условий авторского договора.
Глава 4
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |