КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Издательский проект в системе бизнес-планирования
Для эффективного решения задач издательского бизнес-планирования и выполнения тематических планов на издательском предприятии формируется система управления издательским проектом. В качестве издательского проекта выступает материально-конструктивное воплощение авторского произведения и редакторского замысла в издательско-полиграфической форме, обеспечивающее выполнение бизнес-плана издательства и получение прибыли. «Издательский проект, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет жизненный цикл, состоящий из пяти фаз: зарождение идеи, планирование, согласование, непосредственное исполнение, заключительная стадия — завершение проекта и его представление, — пишет Е.П. Шеметова. Иными словами, процесс управления издательским проектом будет представлять собой обеспечение прохождения издательского проекта на протяжении всех этапов его реализации в редакционно-издательском процессе. Издательский проект' как достаточно сложное явление, создающееся в процессе генерации творческих идей и их материального воплощения в результате многостадийных производственных процессов, в редакционно-издательском деле имеет несколько форм своего представления. В упрощенном виде — это форма творческой идеи, издательского оригинала, и, наконец, тиража издания, готового к реализации. Управление издательским проектом осуществляется в ходе целого ряда этапов редакционно-издательского процесса, к его реализации привлекается широкий круг специалистов издательского предприятия. Поэтому менеджмент издательского проекта должен предусматривать решение задач по управлению: 1. Предпроектной стадией. 2. Редакционно-издательской подготовкой. 3. Производственным процессом. 4. Трудовыми ресурсами. Система управления издательским проектом представляет собой сложную совокупность управленческих решений, обеспечивающих деятельность издательского предприятия по планированию, подготовке, выпуску и реализации изданий, а также мер финансово-хозяйственного сопровождения производственной деятельности. Цели функционирования этой системы направлены на повышение эффективности производства и управления им, включая максимизацию реализуемых тиражей и прибыли, сокращения сроков подготовки изданий, пополнение штата издательства высококвалифицированными сотрудниками, привлечение популярных авторов. Одним из важных этапов в выстраивании системы управления издательским проектом считается формирование программы издательства. Издательская программа представляет собой аннотированный перечень планируемых к выпуску изданий и мероприятий, предназначенных для выпуска, рекламы и маркетингового продвижения этих изданий. Выбор эффективной издательской программы в рыночных условиях хозяйствования обеспечивает получение высокой прибыли по основному виду деятельности и ведение успешной конкурентной борьбы. Издательская программа представляет собой разновидность производственной программы организации, проектируемой на год с разбивкой по кварталам и месяцам. В планах структурных подразделений издательства задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам. Формирование издательской программы так же, как выбор репертуара издательства, происходит в случае образования совершенно нового издательского предприятия. Отсутствие стабильности и неравномерное развитие отечественного книжного рынка вынуждает российские издательства менять рыночные стратегии, принимать новые издательские программы. Разработка издательских программ связана не только с особенностями функционирования каждого конкретного предприятия, но и с теми целями, которые оно перед собой ставит. По отношению к основной цели издательства (получение прибыли) менее приоритетными целями производства могут быть следующие: • наращивание объемов выпуска продукции; • маневренность и мобильность деятельности, т.е. способность в кратчайшие сроки перепрофилировать производство с одних видов изданий на другие, с одной ценовой группы изданий на другую, наращивать объемы выпуска в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка; • успешная ценовая и товарная конкуренция; • рациональное использование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечение высокой эффективности производства; • обеспечение оптимальных условий труда и социального развития. В производственной программе некоторых издательств предусматривают показатели не только производительности труда, но и его оплаты. При этом планируются как переменная, так и постоянная ее части. Переменная часть фонда оплаты труда зависит от объема производства продукции, его структуры, удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда. Постоянная часть состоит из оплаты труда работников, получающих повременную оплату. В зарубежном книгоиздании получила распространение практика приобретения издательских программ, причем в стоимость контракта входят также права на выпуск самих изданий, включая книжные серии. Принятию программы издательства предшествует маркетинговое исследование общего и целевого рынков. Довольно часто можно сталкиваться с ситуацией, при которой издательская программа расширяется за счет утверждения новых направлений работы издательства. Между тем радикальные изменения программы встречаются редко, поскольку отыскание новых сегментов рынка может потребовать нескольких лет кропотливой работы, кардинальной смены целого ряда принципов и стратегий. Смена программы для универсального издательства, как показывает практика, происходит менее болезненно, чем для издательства специализированного. Специализированному предприятию сложнее перестроится, труднее освоить новые принципы и методы работы. В некоторых случаях принятие новой издательской программы вынуждает издательство менять свой профиль, а иногда — фирменный логотип и название. Данная ситуация для издательского предприятия часто чревата потерей равновесия, опасностью утраты прежних рынков с риском не обретения новых. Поэтому изменения издательской программы для специализированных предприятий часто выглядят следующим образом: издательство расширяет свою программу за счет введения новых тем, относящихся к своему профилю, обеспеченному квалифицированными кадрами и отработанными методиками. Основным критерием для выбора той или иной издательской программы в рыночных условиях, как известно, является величина получаемой прибыли и успешная конкуренция. Исходя из этого, можно обосновать существование минимум трех стратегий разработки программы издательства: 1) стратегия дифференциации, 2) стратегия рассредоточения рисков, 3) стратегия завоевания рынка. «Стратегия дифференциации, — пишет М.Г. Монамс, — направлена на создание уникального предложения, придание товарам компании специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов и привлечение за счет этого большего числа покупателей... Реализация стратегии дифференцирования ведет к увеличению затрат для создания дополнительной ценности товара — повышение качества, совершенствования технологии, улучшения обслуживания». Издательство, придерживающееся рыночной стратегии дифференцирования, может выпустить издания или серию в формате, намного большем, чем обычное карманное издание, отличающееся элегантным оформлением и улучшенным скреплением листов. Нет никакого сомнения, что это издание будет отличаться лучшей редакционной подготовкой; в его отношении, наверняка, будут использованы более строгие критерии по отбору произведений. Разумеется, при этом издатели идут на определенный риск, поскольку пытаются привлечь к своей потребительской аудитории совершенно нового читателя с другими культурными запросами и потребительскими возможностями. Разрабатывая программу, построенную на стратегии дифференцирования, издатели не просто делают выбор между массовыми тиражами и высокими отпускными ценами. Стратегия дифференциации потребует качественной перестройки принципов работы издательства, начиная от разработки тематических планов и заканчивая технологией подготовки и реализации книжной продукции. Большой объем выпускаемой продукции, а также гибкая плановая и ценовая политика позволяют современному издательству значительно сокращать риски, связанные с выходом на рынок с новым товаром. Движение по этому пути обращено к реализации стратегии рассредоточения риска. Эта стратегия исходит из убеждения, что из двух конкурирующих предприятий потенциально слабее то, которое предлагает меньшую группу товаров. Таким образом, потенциальные потери от малоспрашиваемого сегмента издательской программы (непопулярный вид литературы, тематическое направление, книжная серия и другие виды издания) могут быть надежно застрахованы прибылью от реализации хорошо раскупаемой литературы. С этой целью в издательстве ведется работа по планированию предполагаемой программы, просматриваются варианты замены одних названий другими, изучаются предложения по изменению сроков выхода книжных серий, их состава и издательско-полиграфического исполнения. В процессе своей работы издателю часто приходится решать вопрос о том, в какой последовательности разные составляющие оформления издания влияют на мотивацию решения о покупке читателем новой неизвестной книги. По результатам нескольких исследований и опросов был сделан вывод, что вначале читатели замечают обложку в целом, затем анализируют название, ассоциируя его с каким-то жанром, а уже затем берут книгу в руки для подробного ознакомления с аннотацией или содержанием. Поэтому, особенно для первых книг новой, «не раскрученной» серии, важно подобрать такое название, чтобы потенциальные читатели не испытывали затруднений в определении жанра. Другими словами, название должно быть спозиционировано. Поясним вышесказанное на следующем примере. Если первые книги новой любовной серии будут названы, например, «Смерть под парусом», «По лезвию бритвы» или «По ту сторону черты», то вероятнее всего произойдет следующее: читательницы любовных романов решат, что перед ними детектив, и не возьмут книги в руки, а читатели детективов если возьмут, то положат обратно, убедившись, что перед ними любовный роман. Издатель принимает положительные решения по тем изданиям, появление которых читатель ждет. Вот некоторые беспроигрышные типы изданий: 1. Произведения, имеющие кассовые киноверсии. 2. Сочинения популярных поэтов, писателей, общеизвестная отечественная и зарубежная классика, 3. Очередные тома из уже появившихся собраний сочинений. 4. Художественные произведения, написанные в жанрах, традиционно пользующиеся устойчивым спросом (фэнтези, детективы, исторические романы). 5. Учебная литература для школьников и студентов. В тех случаях, когда издательство готовит крупные издания, требующие долгой предварительной подготовки и больших финансовых вложений (словари, энциклопедии, собрания сочинений и т.д.), благоразумно введение в программу также и изданий, имеющих короткий подготовительный этап, недорогое оформление и низкие цены. Дешевые издания будут реализовываться в более короткие сроки, обеспечивая тем самым хоть и небольшую, но регулярную финансовую подпитку оборотного капитала издательского предприятия. Возможен и обратный случай. Издатель, строящий свою программу на дешевых изданиях популярных авторов, выпускаемых в «ходовых» форматах (70х108/32, 70х100/32, 70х90/?2, 80х100/32 и др.), и недолговечном переплете, может пожелать «разнообразить» репертуар издательства несколькими образцами качественно подготовленных изданий. Высокая себестоимость этих изданий, разумеется, станет значительным препятствием для их успешной реализации, однако прибыль от «ходовых» издательских проектов, безусловно, компенсирует все издержки, связанные с выпуском дорогих изданий. Претворение в жизнь подобного издательского проекта положительно скажется на росте рейтинга издательства и может быть использовано для привлечения популярных авторов и потенциальных инвесторов. Стратегия завоевания рынка предусматривает снижение полных издержек на производство книжной продукции, что привлекает большое количество покупателей за счет снижения отпускных цен. Именно отсюда происходит второе название стратегии завоевания рынка — стратегия лидерства по издержкам. Суть стратегии заключается в чутком реагировании на любые изменения читательского спроса, репертуар и рыночную стратегию издательств-конкурентов. В том случае, если издательство является несомненным лидером в выпуске определенного вида литературы, одна из целей его деятельности заключается в отражении возможных попыток конкурентов выхода на тот же рынок с конкурентоспособным товаром. Издательство, следующее стратегии завоевания рынка, готовит такие же серии, что и предприятие-конкурент, обращает внимание на специальные тематические блоки, стремясь утвердиться на занимаемом рынке и заручиться доверием читателей-экспертов. Если издательство всего лишь новичок на книжном рынке, то стратегия завоевания рынка должна стать для него эффективным инструментом для отыскания собственной ниши. Удачный выход на рынок, как показывает практика, возможен с новой книжной серией. Серию, собранную из томов на различную тему, объединенную лишь общим оформлением, трудно выдвинуть на рынок. Наиболее успешная маркетинговая тактика возможна для группы книг, которые легко рекламировать совместно и которые предполагают более или менее однородного читателя. Невысокий тираж пилотного проекта может стать надежной страховкой финансовых рисков. При разработке издательской программы и тематического плана редактору часто приходится сталкиваться с тем, что новая серия предполагает затраты, отличающиеся от обычных издержек издательства. Высокие производственные затраты могут быть возмещены соответствующими тиражами и отпускными ценами либо средствами спонсорской поддержки. В издательском планировании редактору нужно учитывать и влияние других факторов, образующих себестоимость издания. Например, за некоторые книги приходится выплачивать высокие авторские гонорары, идущие вслед за конкуренцией на популярного автора, за другие — нести большие затраты на рекламу (в издательствах массовой литературы). Следующим важным критерием определения состава издательской программы является профиль, специализация и другие отличительные черты репертуара издательства. Понятно, что для универсального издательства в большинстве случаев характерен выпуск массовой литературы — главным образом, литературно-художественных бестселлеров, научно-популярных и справочных изданий массового типа. Специализированное издательское предприятие, скорее всего, обратится к выпуску учебной, научной, справочной, детской, деловой литературы, а также литературно-художественной книги научно-массового и научного типа. Специализация предприятия не может не сказаться на принципах работы с авторами и характере издательских затрат. Так, универсальное издательство, очевидно, будет бороться за популярного, «раскрученного» автора, насыщать свой тематический план книжными новинками и переизданиями классических произведений. Специализированное издательство, напротив, удовлетвориться и кандидатурой малоизвестного автора, а фактор «новинка-переиздание» уже не будет играть для него такой определяющей роли. Большая часть непроизводственных затрат универсального издательства, скорее всего, придется на рекламу, приобретение авторских прав, которые, при удачном менеджменте, смогут быстро окупиться. Затраты в специализированном издательстве окупаются медленнее, но в относительном выражении могут дать больший эффект, поскольку такое предприятие занимает постоянную позицию на рынке, а реклама имеет четкую целевую направленность. Отсюда сложилось неверное представление о том, что эффективное бизнес-планирование и менеджмент могут быть только в универсальном издательстве как коммерческом. На самом же деле, на специализированном издательском предприятии проходят те же процессы, связанные с тематическим и бизнес-планированием, разработкой программы и формированием издательского проекта, однако специфика их будет другой. Занимаясь составлением программы универсального издательства, редактор отвечает на главный вопрос: какова будет доля тех или иных видов литературы и видов издания в тематическом плане? Фактически, речь идет о широте издательского репертуара (количестве товарных групп тематического плана) и его глубине (количестве названий в каждой товарной группе). Широкая издательская программа позволяет универсальному издательству успешно конкурировать, однако вынуждает содержать довольно обременительный штат редакторов различного профиля. Количество названий з каждой товарной группе, кроме наиболее популярных, выпускаемое универсальным издательством, скорее всего, будет невелико, поскольку определяющую роль для такого предприятия будет играть другой фактор — тираж. Универсальные издательства чаще всего лишены спонсорской поддержки, и потому занимаются только коммерческими проектами. Придерживаясь стратегии минимизации издержек, универсальные издательства редко приглашают в качестве составителей и редакторов крупных ученых в какой-либо области, ограничиваясь собственными силами. Именно поэтому в их репертуаре необычайно много переизданий, а среди новых изданий — массовых, не комментированных серий, избранных собраний сочинений, антологий и других видов сборников. Для подготовки этих изданий, в большинстве своем, используются упрощенные методики и технологии, позволяющие значительно экономить на редакционно-издательских расходах. Издательская программа универсального издательства, главным образом, ориентирована на удовлетворение так называемых потребительских комплексов читателей, исчерпывающий перечень которых, сформулированный по функционально-потребительскому признаку, приводится в справочнике «Предпринимательство в книжном деле»: • возраст — детская литература для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста; книги по медицине для людей пожилого возраста и т.п.; • пол — серии «Женские секреты» (издательство «ЭКСМО-Пресс»), «Женщина-миф» (издательство «Русич»), «Мужское дело» (издательство «Вагриус»); • особенности образа жизни и проведения досуга (книга по садоводству, рыболовству, домоводству) и т.д. Принципы разработки издательских программ специализированных издательств (научных, учебных, справочной и детской литературы) отличаются индивидуальной спецификой. Тем не менее, и здесь характер издательского предложения определяется спросом. Главным ресурсом формирования программы издательства научной литературы является знание тенденций, новых имен в науке, сотрудничество с крупнейшими научными центрами. Поскольку научное книгоиздание малоприбыльно, важную роль при формировании издательской программы играют дотации государства и спонсорская поддержка частных фондов и корпораций (прежде всего, зарубежных). В отличие от других сегментов книжного рынка, в научном книгоиздании огромное значение играет международное сотрудничество, в том числе продажа прав за рубеж, выпуск переводных изданий. Методика формирования репертуара издательства учебной литературы привязана к соответствующим учебным планам и образовательным стандартам общеобразовательной школы, начального, среднего и высшего профессионального образования. Издательской программой в этом случае намечается преимущественный профиль и целевое назначение готовящейся к выпуску учебной литературы, средний тираж издания и предполагаемые способы финансирования издательских проектов. Кроме того, необходимо указать не имеющийся акцент в выпуске по параметру «новое издание — переиздание», разумеется, если он является ключевым в программе. Издательская программа может подчеркнуть некоторые аспекты маркетинга проектируемых изданий, а для учебной литературы наиболее выигрышными становятся единые принципы исполнения обложки, общие принципы внутреннего оформления школьного учебника для каждого класса и т.д. Успешному маркетингу учебной литературы в наше время могут способствовать некоторые видовые особенности выпускаемых изданий, например, принадлежность группы изданий к учебно-методическому комплекту. Присутствие таких отличительных признаков также должно фиксироваться издательской программой. Программа издательства детской литературы, как правило, расценивает производимую им продукцию как сугубо коммерческий продукт. Главная задача этой программы состоит в точном выборе ценового диапазона выпускаемой книги. Редактору, занятому разработкой программы издательства детской литературы предстоит определить правильное соотношение параметров «цена — издательско-полиграфическое качество», а также дать ответ на вопрос: какая цена наиболее устроит среднестатистического покупателя продукции данного издательства.? Это может быть недорогая книжка в бумажной обложке, доступная большому количеству покупателей, либо, наоборот, дорогое, хорошо иллюстрированное издание в твердом переплете, выпущенное небольшим тиражом. Издательская программа должна решить и другие задачи: максимально точно определить читательский адрес наиболее спрашиваемой книги, соотношение переводных и оригинальных изданий в репертуаре издательства, назвать наиболее популярные жанры детской литературы, установить те виды изданий, на которые предполагается наибольшая опора в формировании репертуара и многое другое. Выигрышная стратегия для современного издательства детской литературы может состоять в заключении партнерских отношений вплоть до передачи исключительных прав на издание с кем-либо из известных детских авторов. Успешные продажи в этом случае обеспечат популярные герои произведений, размещенные на ярких обложках выпущенных книг.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 13892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |