Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения об информации




Информация и ее роль в современном обществе

Введение

Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.

Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого миро­вого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычис­лительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновления вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

Приведенные ниже материалы охватывают 5 тем.

Первая тема освещает общие сведения об информатике, информации и формах её представления.

Во второй теме раскрывается общее устройство ЭВМ.

Третья тема посвящена кодированию (представлению) различных данных в ЭВМ.

В четвертой теме в краткой форме рассматриваются аппаратные средства персонального компьютера.

Программное обеспечение персонального компьютера в упрощенной форме представляет тема пять.

Лекции подготовил доцент кафедры И и ИБ Липовский Р.В.

 

 


Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется небывалой скоростью развития науки, техники и но­вых технологий, что принесло огромное количество новых зна­ний, которые необходимо как минимум учитывать, хранить и перерабатывать.

Информационные потоки в обществе увеличиваются с каждым днем, и этот процесс носит лавинообразный характер. Развитие современного общества напрямую связано с ростом производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Существует мнение, что в настоящее время специалист должен тратить око­ло 80% своего рабочего времени, чтобы уследить за новыми печатными работами в его области деятельности.

По своему значению для развития общества информация приравнивается к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют современную эпоху постиндустриальной. Ещё в 1983 году американский сенатор Г. Харт охарактеризовал этот процесс так: "Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к экономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги".

Вместе с тем можно отметить и новую тенденцию, заключающуюся во все большей информационной зависимости общества в целом и отдельного человека, в частности. Именно поэтому в последнее время появились такие категории, как «информационная политика», «информационная безопасность», «информационная война» и целый ряд других новых понятий, в той или иной мере связанных с информацией. Это обстоятельство подчерки­вает, насколько важной является информация для современного общества.

В современной науке и практике информация является одним из наиболее распространенных понятий, причем часто в разных дисциплинах это понятие трактуется по-разному.

Слово «информация» произошло от латинского слова informatio, что означает «разъяснение, изложение».

Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием информации, а также подходов к ее толкованию,

Одним из первых подходов к определению понятия «информация» был количественно-информационный подход, предложенный американским ученым К. Шенноном, в соответствии с которым информация определяется как мера неопределенности (энтропия) события. Количество информации зависит от вероятности его наступления: чем более вероятным является событие, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход послужил основой для измерения информации и ее оптимального кодирования в технике свя­зи и вычислительной технике.

Другой подход рассматривает информацию как свойство материи. При этом утверждается, что информацию содержат любые со­общения, воспринимаемые человеком или приборами. Сторонником этой концепции является академик В.М. Глушков, который считал, что информация как свойство материи создает представление о ней. Информация не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно - ее можно накапливать, хранить и перерабатывать.

Существует и третий – логико-семантический подход к определению информации, в соответствии с которым последняя трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний. В рамках этой концепции вводится понятие социальной информации, т.е. информации, циркулирующей в обществе и используемой в управлении социальными процессами.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных определений информации [9].

Информация — набор символов, графических образов или звуковых сигналов, несущих определенную смысловую нагрузку.

Информация — отображение реального мира с помощью сведений (сообщений).

Информация — сведения о ком-то или о чем-то, представленные в форме знаков и символов.

Информация — совокупность объективных данных и субъективных методов их обработки [6].

Данные (в информатике) – это зарегистрированные сигналы. В более узком смысле данные – это цифровая информация, подготовленная для обработки или обрабатываемая на ЭВМ.

По сути, между всеми перечисленными определениями нет принципиальных отличий.

Во-первых, речь идет о сведениях, сообщениях, сигналах или данных, которые являются формой регистрации объективных событий окружающего мира.

Во-вторых, каждый раз при определении информации, в отдельных случаях не в явном виде, указывается на некоторый субъективный механизм анализа таких событий. Например, чтение сообщений, прослушивание звука, просмотр видео и т.д.

В дальнейшем под информацией будем понимать сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом (человек, устройство) в форме знаний.

Можно отметить несколько свойств информации как информационного продукта:

· информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно;

· производство информации в отличие от производства материальных товаров требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование;

· информация со временем может терять актуальность (стареть);

· информация может использоваться адресно (выводиться на монитор, распечатываться и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.