КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управления
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Предметом административного права являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности Понятие «исполнительная власть» используется в законодательстве Республики Беларусь лишь с конца 1990-х гг., а с принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) оно получило конституционно-правовое утверждение. Исполнительная власть представляет один из видов, подсистему единой государственной власти, которая осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Следует различать исполнительную власть в непосредственном, конституционно-правовом смысле как одну из ветвей власти и исполнительную власть в широком смысле как функционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти посредством правоприменительной, исполнительной деятельности. Исполнительная власть в конституционно-правовом смысле как одна из ветвей власти самостоятельна, не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполнительную власть, ни вмешиваться в ее деятельность. Особенности исполнительной власти (в широком смысле) как специфического властеотношения выражаются в том, что они возникают в общегосударственном масштабе в связи с осуществлением государственной функции правоприменительного 158' (исполнительного) характера. Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию, проведение в жизнь законов и других законодательных актов (декретов, указов Президента Республики Беларусь). Это - подзаконная деятельность. Исполнительная власть осуществляет свои функции в рамках закона и других законодательных актов. «Связанность» исполнительной власти законом не следует абсолютизировать. Ее деятельность не ограничивается лишь исполнением законов. Посредством закона регулируются лишь важнейшие вопросы общественной и государственной жизни. Исполнительная власть не только вправе, но и обязана конкретизировать, развивать законы (законодательные акты) в установленных законом формах и пределах. Исполнительная власть осуществляется не только в форме исполнения, реализации законов (законодательных актов), но и в распорядительной форме, т.е. ее органы правомочны издавать в пределах компетенции правовые (нормативные и индивидуальные) акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы. Исполнительная власть объективируется, олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов - органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти представляет одно из звеньев (структур) государственного аппарата. Адекватно сущности, содержанию исполнительной власти, различным формам ее реализации образуется система государственных органов. Исполнительную власть в Республике Беларусь в конституционно-правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст. 106 Конституции осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Исполнительную власть (в широком значении) как функ-ционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти в форме правоприменительной, исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляет система государственных органов, находящихся между собой в иерархических связях, в отношениях власти -подчинения. К таким государственным органам относят органы общей компетенции. То обстоятельство, что система межотраслевых и отраслевых государственных органов подвергается периодической реорганизации, не изменяет их сущности, роли в системе государственных органов. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают исполнительными функциями и наделены распорядительными полномочиями в отношении подчиненных им субъектов (объектов). Более того, эти органы в той или иной мере обладают координационными, контрольными и распорядительными полномочиями и в отношении субъектов, объектов (органов, объединений, предприятий), не входящих в их систему. К органам исполнительной власти относятся: » Совет Министров Республики Беларусь; «министерства; «государственные комитеты; » комитеты при Совете Министров; » исполнительные и распорядительные органы на территории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета - исполнительные комитеты; » в городах с районным делением - администрации районов. К органам исполнительной власти также относятся управления (комитеты), отделы областных (города Минска), городских, районных исполкомов. Органы исполнительной власти, осуществляющие специфический вид деятельности - государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст. 106 Конституции Правительство - Совет Министров - «центральный орган государственного управления». В Конституции органы государственного управления и органы исполнительной власти рассматриваются как тождественные. В ст. 107 Основного Закона указывается, что Правительство Республики Беларусь «руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти». Любой орган исполнительной власти - это также и орган государственного управления. Однако не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Систему органов государственного управления составляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти. К органам государственного управления относятся: Администрация Президента, администрации объединений, предприятий, учреждений.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |