Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие административного права как отрасли права




Административное право представляет одну из отраслей системы права Республики Беларусь.

Административное право как отрасль права Республики Беларусь представляет собой совокупность юридичес­ких норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной ис­полнительной и распорядительной управленческой дея­тельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления, обеспе­чения защиты прав и законных интересов граждан.

Административное право включает регулирование и осу­ществление руководства хозяйственной, социально-культур­ной и административно-политической деятельностью.

Административное право как совокупность норм:

- устанавливает порядок образования, реорганизации и
ликвидации (упразднения) органов государственного управ­
ления, объединений, предприятий, учреждений, их компетен­
цию и структуру; взаимоотношение органов управления с
другими государственными органами, предприятиями и учреж­
дениями, общественными объединениями и гражданами;

- определяет правовое положение общественных объеди­
нений и граждан; правила поведения граждан, организаций и
должностных лиц (например, правила рыбной ловли, охоты,
торговли, противопожарные, санитарные и др.);

- формы и методы государственного управления и процес­
суальный порядок его осуществления;


- определяет правовой статус государственных служащих,
регулирует порядок прохождения государственной службы;

- устанавливает основания и порядок привлечения к адми­
нистративной и дисциплинарной ответственности;

- закрепляет способы и меры обеспечения законности в
государственном управлении, реализации прав и защиты инте­
ресов граждан.

Административное право как сложная и многообразная по содержанию система правовых норм включает Общую и Осо­бенную части.

Общую часть составляют правовые нормы, которые регу­лируют общественные отношения, общие для всех сфер и от­раслей управления. К ним относятся нормы права, определяющие правовое положение субъектов государствен­ного управления (органов государственного управления, их должностных лиц, государственных служащих, общественных организаций и граждан), формы и методы деятельности орга­нов государственного управления, способы обеспечения за­конности.

Особенная часть административного права включает нор­мы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления (управление промыш­ленностью, строительством, транспортом, сельским хозяй­ством, здравоохранением, образованием и др.). Особенную часть составляют нормы, регулирующие межотраслевое уп­равление (планирование, ценообразование, финансово-кре­дитная деятельность и др.).

Административное право отграничивается от других от­раслей права не только по предмету регулирования, т.е. содер­жанию, характеру общественных отношений. В ряде случаев предмет правового регулирования может быть общий с други­ми отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом.

Разграничение административного права и других отрас­лей права осуществляется при помощи метода правового ре­гулирования. Гражданское право регулирует общественные


отношения, которые характеризуются равенством сторон (субъектов), административное право регулирует отноше­ния, для которых свойственно неравенство сторон, ибо одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный орган как носитель государ­ственно-властных, административно-распорядительных полно­мочий.

Однако не все отношения в сфере исполнительной власти основываются только на принципе «власть - подчинение». Существуют «горизонтальные» административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашени­ях между различными исполнительными и распорядительными органами.

Административное право тесно связано с конституци­онным (государственным) правом. Конституционное право как ведущая отрасль права регулирует общественные отноше­ния, складывающиеся в сфере устройства государственной власти, установления конституционного статуса личности, ее прав, свобод и обязанностей, а также взаимоотношения лич­ности и государства. Оно определяет правовую основу мно­гих институтов административного права.

Административное право детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам исполни­тельной власти, конкретизирует конституционные права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, устанавливает механизм, процедуру их реализации.

Административное право взаимосвязано с финансовым правом. Финансовое право регулирует общественные отноше­ния в сфере финансовой деятельности (аккумуляции и расходо­вания финансовых средств) как конкретной разновидности экономических отношений. Административное право регули­рует организационно-правовые отношения в области финан­сов: определяет компетенцию и организацию работы финансовых органов (министерства финансов и др.). Государ­ственные органы управления в своей деятельности в сфере финансов используют административно-правовые формы и методы (прямого приказа, предписания, привлечения к ответ­ственности).


s Глава 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.